Музеи - некоронованные короли среди общественных зданий, однако история влияет и на монархов.
Еще в 19 веке сформировался образ музея - храма, хранящего высокое искусство, а поход в музей был наполнен некой торжественностью и требовал от человека определенной культуры и саморегуляции.
Но музейная архитектура 20 века (и тем более - 21) настойчиво борется со сложившимся стереотипом. На протяжении последних 10-15 лет наблюдается настоящий «бум» музейного строительства, в которое вкладываются огромные деньги. Музейные проекты привлекают внимание архитекторов по всему миру, давая им возможность выразить свою индивидуальность и воплотить самые смелые фантазии. Архитектор в данном случае выступает как творец. В современных зданиях музеев чувствуется бунт против обыденности и повседневности, стремление к неземному, инопланетному. Именно громкий музейный проект способен возвести архитектора в ранг звезды. Среди множества построенных за последние годы музеев выделяются три типа.
Музей как духовный центр
В первую очередь обращают на себя внимание здания, являющиеся духовными центрами. Они по большей части эпатажны и агрессивны, а также могут претендовать на статус градостроительной доминанты.Музей искусств в Денвере, США, архитектор Даниэль Либескинд
Фоном для неординарной постройки выступает горный пейзаж, а силуэт музея, поблескивающего своей металлической чешуей, перекликается с абрисом горных хребтов. Нет ни одного прямого угла, все стены пересекаются под разными углами друг к другу. Кажется, что здание как бы разваливается. Внешние формы постройки точно отражают его внутреннее устройство. На входе посетитель попадает в атриум высотой 37,2 м, пронизывающий здание насквозь. Вытянутое вверх пространство словно извивается в первобытном танце. Работники музея утверждают, что архитектура музея является еще одним музейным аттракционом.
Музей Мерседес-бенц в Штутгарте
здание музея Мерседес-бенц в Штутгарте, архитектурное проектирование UN Studio совместно с Вернером Зобеком
Международный конкурс, организованный компанией Даймлер Крайслер в 2001 году, выиграло голландское бюро UN Studio, разработавшее проект совместно с инженерным бюро Вернера Зобека. Архитекторы предпочли компактный, подчеркнуто вертикальный объем, составленный из чередующихся алюминиевых и стеклянных лент, что дало возможность выделить его среди окружения. Здание не имеет ни одной неискривленной поверхности, оно как бы вращается из стороны в сторону.
Музей искусств в Милуоки, архитектор Сантьяго Калатрава
По задумке архитектора С. Калатравы здание музея представляет собой парящую над городом и озером Мичиган птицу. Крылья птицы на самом деле являются гиганской солнцезащитной конструкцией, составляющей 66 метров в размахе.
Галерея Тейт-модерн в Лондоне
Галерея Тейт-модерн, Лондон, реализованный проект архитекторов Херцога и де Миерона
Новый ультросовременный корпус галереи Тейт-Модерн представляет собой 70-метровую башню из стекла и бетона, которая пристроена с юга к основному зданию - реконструированной электростанции. Открытие нового корпуса простимулировало свежий виток в развитии музея, позволив ему стать одним из самых передовых музеев мира и сформировать экспозицию современного искусства нового тысячелетия. Кроме того, здание стало градостроительной доминантой района.
2010. Все права на статью "Здания музеев: три типа против стереотипа" принадлежат Анне Северенчук, статья написана специально для портала "Форма" и опубликована в рубрике " Проекты " с согласия автора. Перепечатка запрещена.