Форма - портал для архитекторов и дизайнеров
архиблог  конкурсы  галерея   каталог  объявления  форум 

Hi Tech Нормана Фостера над Британским Музеем

Текст: Алексей А. Новиков




   В Лондоне перекрыт самый большой двор в Европе - Большой Двор Королевы Елизаветы Британского музея. Проект реконструкции принадлежит перу Нормана Фостера, который в очередной раз не изменил себе и предложил применить ультрасовременную светопрозрачную конструкцию в комбинации со скрупулезной реставрацией исторического здания (см. реставрацию берлинского Бундестага).

Вид из двора на круглый объем Читального зала. Ажурная оболочка не только не разрушает композиции середины XIX века но и, кажется, ее завершает.

Вид из двора на круглый объем Читального зала 

  Background
  Здание Британского музея было построено в первой четверти XIX века по проекту архитектора Роберта Смайка (Robert Smirke). Изначально оно представляло собой четыре крыла с внутренними галереями, которые располагались по периметру большого прямоугольного двора размерами 92x73 м. К середине XIX века возникла необходимость в дополнительных площадях и хранилищах. Тогда в 1854-1857 гг. в центре Большого двора было построено круглое в плане (42,7 м в диаметре) здание Читального зала и несколько книгохранилищ, присоединенных к нему.

Интерьер отреставрированного Читального зала 

Интерьер отреставрированного Читального зала.

   Примечательно, что все эти здания проектировал брат Роберта Смайка - Сидней. Для середины XIX века здание Читального зала имело довольно прогрессивную конструкцию - в ее основе лежал рамный каркас из 20 стальных ребер, которые были связаны снаружи кирпичным барабаном. Кроме оригинального конструктивного применения кирпичная кладка одновременно выполняла и ограждающую функцию. По существу она являлась внешней стеной с прорезанными в ней арочными окнами. На высоте 19 м от уровня пола двора располагалась так называемая "Снежная галерея" - плоская кровля шириной 2 м, которая окружала покрытый медными листами купол. В центре полусферического купола на высоте 32,3 м над уровнем пола располагался световой фонарь диаметром 12,2 м. За почти полуторавековую историю Читального зала исторические конструкции изрядно поизносились, да и справиться с новыми нагрузками от покрытия двора им было явно не под силу.
  Техника реновации

Вид сверху на здание Британского музея, перекрытое стекляннометаллической оболочкой.

Вид сверху на здание Британского музея, перекрытое стекляннометаллической оболочкой 



  В 1998 году на проект реконструкции Британского музея был объявлен конкурс. Победил вариант, предложенный тандемом двух коллективов, - Norman Foster and Partners (архитектурное решение) и Buro Happold (комплексный инженерный проект). По предложенному ими проекту реконструкции книгохранилища были разобраны (Британская библиотека была перемещена в новое здание), а здание Читального зала в центре было отреставрировано и оставлено в виде, близком к историческому. Прямоугольный Большой двор было предложено перекрыть изогнутой сетчатой конструкцией со стеклянным заполнением. При этом внешним своим краем светопрозрачная оболочка должна была опираться на внутренний периметр четырех крыльев музея, а в центре - на круглое здание Читального зала. В результате перед архитекторами и инженерами возникли две довольно нетривиальные задачи - геометрическая и конструктивная. Геометрическая сложность заключалась в том, одновременно с криволинейным, "выпуклым" очертанием самой оболочки, нужно было обеспечить плавный переход от прямоугольного внешнего периметра к круглому опиранию в центре. Эта проблема была решена с помощью применения специальной компьютерной программы, которая позволила сгенерировать необходимую форму оболочки.

Аксонометрия расчетной схемы покрытия 

Аксонометрия расчетной схемы покрытия.

   Получившаяся тороподобная форма с радиусом кривизны около 50 м соответствовала как архитектурным, так и конструктивным требованиям. Дополнительной сложностью для конструкторов было то, что помимо расчетов самого покрытия необходимо было провести усиление несущих конструкций Читального зала, на который в результате приходилась значительная доля нагрузки от новой прозрачной кровли. Каркас сетчатого покрытия решено было опереть на 20 колонн, окружающих Читальный зал. Существующие колонны были заменены на своего рода композитную конструкцию: внутрь 20 стальных труб, внешним диаметром 457 мм, была помещена арматура и в образовавшуюся таким образом несъемную опалубку залили бетон.

Виды из двора на новое покрытие.

вид со двора на стеклянный купол над Британским музеем 
 

  Следующей конструкцией, претерпевшей кардинальное усиление, стала кирпичная Снежная галерея. Она, так же как и старые колонны, была разрушена, после чего была заменена на железобетонную копию со скользяшим опиранием ее на колонны. Таким образом, образовалось жесткое железобетонное кольцо, которое позволяло использовать его как диафрагму жесткости для опирающейся на него сетчатой оболочки. Скользящее же опирание железобетонного кольца позволило убрать опасные для исторического каркаса горизонтальные нагрузки. Для сведения к минимуму горизонтальных усилий в местах опирания оболочки, опоры решено было сделать шарнирными.

Узел опирания оболочки покрытия двора на балку внешнего периметра 

Узел опирания оболочки покрытия двора на балку внешнего периметра.

  Для этого по внешнему, прямоугольному периметру за портиками были устроены специальные площадки, на которые шарнирно опирались конструкции кровли. Тем самым практически были исключены изгибающие силы и моменты в существующих кирпичных стенах - вся нагрузка от покрытия приводилась к вертикальной.
  Правда, подвижность опор означала, что для того, чтобы кровля могла поддерживать свою форму, внешние элементы конструкции вблизи прямоугольного периметра должны были работать под одновременным воздействием изгибающих и сжимающих усилий. Этот эффект должен был распространяться через узлы во всех направлениях. Такая схема статической работы отразилась на сечении элементов. Они имеют наименьшее сечение около Читального зала, а наибольшее - вблизи фасадов внешнего периметра. Кроме того, во избежание возникновения мгновенной кинематической изменяемости всей системы в целом, в направлении каждого из четырех углов были добавлены жесткости в виде натянутых тросов.

Узел опирания оболочки на Снежную галерею Читального зала.

Узел опирания оболочки на Снежную галерею Читального зала 

  Линии самой сетки формировалась как радиальные элементы, переброшенные между Читальным залом и фасадами внешнего периметра двора. Многократно пересекаясь в двух направлениях, эти элементы и начинают работать, как сетчатая оболочка. Каждый элемент в пределах одной ячейки имел коробчатое сечение, изменяющееся от элемента к элементу. Это было необходимо для того, чтобы плавно перейти от более тонкого сечения элементов около Читального зала к более толстому - у внешнего периметра. В результате, несмотря на то что вся конструкция симметрична, получилось 1826 элементов с абсолютно индивидуальными размерами. Все технологические сложности с лихвой компенсировались легкостью и изящностью получившейся конструкции. За счет эффективной формы и взаимодействия всех элементов оболочки, она стала работать аналогично куполу, испытывающему преимущественно арочное сжатие.

План кровли Британского музея с новым покрытием Читального зала 

План кровли Британского музея с новым покрытием Читального зала.



  Аэродинамика
  Для проверки конструкции оболочки на ветровые воздействия был изготовлен макет всего Британского музея с предполагаемым покрытием двора. Этот макет был испытан в Бристольском университете в аэродинамической трубе. Эксперимент показал, что ветровые потоки будут огибать все здание музея целиком и не затронут покрытие двора. Поэтому на него будет больше воздействовать не внешнее давление воздуха, а внутреннее, которое, в свою очередь, по расчетам не превысило 0,3 кН/м2. Это на несколько порядков ниже общего веса конструкции покрытия с двойным остеклением, поэтому ветровое воздействие при дальнейших расчетах не учитывалось. В качестве материала для сетчатого каркаса оболочки после длительного анализа было решено применить сталь.

Типовой узел сочленения элементов сетчатой оболочки. Все прямоугольные профили привариваются к стандартной стальной пластине. Причем каждый элемент, в зависимости от местоположения узла, может иметь индивидуальное сечение.

Типовой узел сочленения элементов сетчатой оболочки 

   Причин тому было несколько - привычная высокая прочность при относительно низкой стоимости, легкость монтажа (сварка и болтовые соединения), относительно высокая коррозионная стойкость после окраски. Большинство соединений решено было сделать сварными. Для сведения к минимуму риска брака сварных швов решено было применить специальную сталь сорта D. Стали такого класса очистки обычно применяются в кораблестроении или в производстве нефтехимического оборудования. Масса всех стальных конструкций составила приблизительно 420 т, или 75 кг/м2. Уложенные сверху панели двойного остекления добавили еще 60 кг/м2, в результате чего вся конструкция стала весить около 760 т. Монтаж сетчатого покрытия производился по временному деревянному настилу, который был собран над всем Большим двором. Из-за отсутствия места для хранения все элементы оболочки на строительную площадку привозились мелкими партиями и сразу шли в работу. После возведения всех стальных несущих конструкций начался монтаж остекления. Только когда большая часть его была собрана, временный деревянный остов был демонтирован. В сентябре 2000 года Британский музей был открыт для посетителей. Новое покрытие двора по существу стало дополнительной достопримечательностью и без того популярного среди туристов места. Статистикам еще предстоит посчитать, какое дополнительное количество туристов привлекло новое "техническое чудо" от Нормана Фостера.


  Редакция выражает благодарность компании Buro Happold, за материалы, предоставленные для данной публикаци.




рубрика: Здания и сооружения

дом с вентилируемым фасадомздание с вентилируемым фасадом реновация дома, построенного в 60х годах.

здание торгового комплекса"Торгово-выставочный комплекс" Аура - свободная планировка и конструктивные решения.

олимпийские сооруженияОлимпийские сооружения в Солт Лейк Сити: Olympic Medal Plaza - площадь, специально спроектированная для телетрансляций.

Здание развлекательного центра MAGNA - реализованный проект архитектора Криса Уилкинсона и Buro Happold.

Carousel House ("карусельный дом") - сооружение, построенное в виде стеклянного ангара для исторической карусели Northrop-Grumman по проекту архитектурной группы SHoP

Купол над Большим двором Британского Музея (Норман Фостер и Buro Happold) - светопрозрачная конструкция как элемент реставрации.

Инженерный шедевр из бумаги - Павильон Японии на выставке ЭКСПО .

современная архитектура: статьи и обзоры Архитектура после стиля
Стили и направления. Современная архитектура НАПРАВЛЕНИЯ
Проекты -архитектурные проекты общественные здания и частные дома ПРОЕКТЫ
Дизайн интерьера -загородный дом, магазин, клуб и другие ИНТЕРЬЕРЫ
Предметный дизайн, арт-дизайн, дизайн мебели, дизайн металла. ДИЗАЙН
Современные технологии в архитектуре ТЕХНОЛОГИИ
Коллекции мебели от известных дизайнеров КОЛЛЕКЦИИ
Интервью с архитекторами, галерея мастерских. МАСТЕРСКИЕ
Новости российской и зарубежной архитектуры. Архитектурные выставки. Новости
архитектуры
Прямые ссылки на сайты - великие архитекторы и дизайнеры. Все ссылки аннотированные Архипаноптикум
отправить письмо в редакцию сайта Архитектура и дизайн - Форма СВЯЗЬ С НАМИ
Сайт Форма - информация для архитекторов, рекламодателей, заказчиков О САЙТЕ
Rambler's Top100  
 
Хай-тек и лоу-тек в новой английской деревеньке
(экологичный поселок в Англии)

Преобразующий свет

С LED в будущее

климатическое оборудование emco

Из стекла 2

Эстетика акустики

Фальцевые кровли:
hi-tech reincarnation


Игры с «трансформерами»

отечественные системы водоотводов

Примеры применения тепловых зеркал в современной зарубежной архитектуре

Тепловое зеркало – поколение «Next»

Онтология сетчатых оболочек

RHEINZINK - материал архитектурных форм


Технологии - все статьи