Феликс Буянов, архитектурная мастерская «Б2»
Смирнов Антон. А., конструкторское бюро «АСТАЛЬ»
текст: ©Алина Гринчель, фотографии: ©Антон Смирнов
В Лахте, на Приморском шоссе стремительно вырос совершенно непохожий на коробку торговый центр с несколько претенциозным названием «Аура». Торгово-выставочный комплекс должен стать центром притяжения для ценителей элитарных интерьерных товаров, а также профессионалов в области дизайна, мебели и освещения. А динамичный силуэт здания - свидетельство роли конструктора как художника, формирующего окончательный образ постройки.
«Аура» сразу «цепляет взгляд» безапелляционной трехчастностью. Она не случайна: структура здания строго соответствует его функциям. Блок традиционной прямоугольной формы вытянут вдоль Лахтинского проспекта содержит, по большей части, технические помещения, офисы, склады. Средний блок - атриум, представляющий собой огромное свободное пространство, перекрытое прозрачным стеклянным сводом, предназначен для рекреации, прогулок, размещения кафе и ресторанов. Главный презентационный блок, где будет сосредоточена основная торговая площадь здания – это длинный изогнутый корпус длиной более 100 м с эллиптической формой фасада. Три лифта (грузовой и два пассажирских), а также выразительно изогнутая спиральная лестница обеспечивают пространственную доступность всех трех этажей.
По словам главного архитектора Феликса Буянова, форма здания во многом обусловлена огибающими комплекс трассами (Приморское шоссе и Лахтинский проспект), а высота продиктована требованиями высотного регламента. Буянов подчеркивает, что для него как для автора было важно уйти от технократической ассоциации с автомобильным салоном. Поэтому для остекления выбрали теплую, насыщенную гамму. Всего цветов пять – два красноватых, два рыжеватых и сложный синий цвет. Вдобавок выходящий на Лахтинский проспект трехступенчатый фасад здания отделан керамическим гранитом песочно-бежевого цвета.
Лидер конструкторского бюро «АСТАЛЬ» Смирнов Антон пришел в проектирование из архитектуры. Его кредо конструктивно и в прямом, и в переносном смысле слова:
«Первые проекты компании были чисто утилитарными. Сейчас мы активно беремся за те проекты, в которых конструкцию можно сделать видимой и эстетичной. Для меня крайне важен контакт с архитектором с первых дней проектирования и до окончания авторского надзора на площадке. Конечная цель – поиск такой конструкции здания, которая будет гармонично вплетена в архитектурный облик в целом. В некоторых случаях даже голая, ничем не прикрытая конструкция может работать на ритмику фасада и интерьера»
Смирнов отмечает основные конструктивные особенности сооружения.
«Во первых, это - свободная планировка при минимальном количестве стен. Здесь применялась сетка каркаса, обеспечивающая жесткость исключительно с помощью защемления колонн в ростверки, ядер жесткости и вертикальных связей. Кроме того, здание содержит множество индивидуальных решений: в нем практически не было типовых узлов, хотя сама конструкция со стороны и выглядит однородной.
На пролете 8 метров применялись монолитные безбалочные плиты перекрытий. Атриум перекрыт клеедеревянными фермами пролетом от 14 до 24 м.
Покрытие эллиптической части представляет собой оболочку двоякой кривизны, состоящую из системы арок с шагом 4 и пролетом 8 м. Арки сконструированы на основе сварных перфорированных двутавров индивидуального сечения с эллиптической перфорацией, а также распорок и крестовых связей жесткости из круглых труб. В процессе реализации покрытия использовали корабельную технологию: станки с программным управлением, лазерную резку листового металла и полностью автоматическую сварку. Результат – точная сварка и монтаж покрытия.
Из эстетических соображений «АСТАЛЬ» не применяли такие профили, как гнуто-сварные трубы, двутавры и уголки, так как они очень твердо ассоциируются с утилитарной архитектурой».
Доминанта комплекса - наклонная башня из сборных стержневых металлоконструкций. Башня, помимо всего прочего, служит основой для подвешенного на восьми оцинкованных тросах козырька с пролетом 14 метров. Такой козырек защищает от дождя и снега даже автомобилистов: высадить пассажиров можно прямо под навесом.
Как водится, «Ауру» строили дольше, чем было запланировано. На строительной площадке , на глубине 4-5 метров находятся торфяные отложения, поэтому пришлось устроить нетипичный для трехэтажного здания свайный фундамент: 20-метровые сваи и свайные ленточные ростверки. Также для пожаротушения под торговым комплексом потребовалось разместить водный резервуар объемом в 500 м. куб., так что строительные работы нулевого цикла затянулись.
Однако, несмотря на строительную прозу, Антон Смирнов сохранил романтическое видение объекта: «Если смотреть на очертания «Ауры» сверху, то силуэт главного блока напоминает то ли гусеницу, то ли какое-то другое живое существо. В архитектурной композиции главное, на мой взгляд - это динамичная, силуэтная упругая кривая фасада, которая специально задумана для восприятия с большой скорости при выезде из Санкт-Петербурга. А также - намеренный контраст между сухой ортогональной формой заднего корпуса, решенного в традиционных золотисто бежевых тонах, и пластичной изогнутой формой эллиптического фасада, который на закате “брызжет” напросвет многоцветными витражами».
Впрочем, бионические мотивы актуальны сегодня как никогда. И напоминание о влиянии Алваро Аалто на советскую (да и мировую) архитектуру приходится кстати на трассе «Петербург - Хельсинки».
Проекты ООО «АСТАЛЬ»:
1 | 2 | ||
3 | 4 | ||
5 | 6 |
1. Сервисный центр «Петромобиль», пр. Гагарина д. 20
2. Станция техобслуживания автомобилей «ГАЗ» угол ул. Шкапина и ул. Говорова
3. Центр музыкальных инструментов “YAMAHA”, Приморский пр., д. 93
4. Торговый центр «Юнона», угол ул. Десантников и ул. Маршала Котина
5. Бассейн бизнес-центра "Кондратьевский"
6. Входная группа ТЦ ПИК, ул.Ефимова, Сенная пл.
Проектироваие и дизайн
строительных конструкций г.Санкт-Петербург. тел./факс. +7 812 335 37 49
astal.spb.ru
E-mail: astal.spb@mail.ru
рубрика: Здания и сооружения
здание с вентилируемым фасадом реновация дома, построенного в 60х годах.
"Торгово-выставочный комплекс" Аура - свободная планировка и конструктивные решения.
Олимпийские сооружения в Солт Лейк Сити: Olympic Medal Plaza - площадь, специально спроектированная для телетрансляций.
Здание развлекательного центра MAGNA - реализованный проект архитектора Криса Уилкинсона и Buro Happold.
Carousel House ("карусельный дом") - сооружение, построенное в виде стеклянного ангара для исторической карусели Northrop-Grumman по проекту архитектурной группы SHoP
Купол над Большим двором Британского Музея (Норман Фостер и Buro Happold) - светопрозрачная конструкция как элемент реставрации.
Инженерный шедевр из бумаги - Павильон Японии на выставке ЭКСПО .
|
Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
пожалуйста, зарегистрируйтесь