Текст: Евгений Юбель
Фото: Günter Laznia
Осенью прошлого года в Швейцарии в районе 3-х озер Биль, Муртен, Невшатель, завершилась выставка EXPO-02. Подобную роскошь — строительство собственного национального EXPO, Швейцария позволяет себе уже в шестой раз за последнее столетие. Предыдущая выставка проходила 1964 году в Лозанне. Прошло почти 40 лет — и на новом витке развития швейцарцы попытались ответить для себя на вопрос: "Кто мы в этом мире?". Учитывая количество проведенных мероприятий за время EXPO (159 дней), район трех швейцарских озер с мая по октябрь прошлого года без преувеличения можно было назвать культурной столицей Европы. Пяти миллионам посетителей со всего света было на что взглянуть...
1 | 2 | 3 | ||
1,2,3. Объект инсталляция "Парящее облако". Архитектурное бюро Diller+Scofidio (Нью-Йорк). Освещение — Zumtobel Staff (Германия) |
Среди многочисленных действ и инсталляций выставки, безусловно, особую роль играло освещение. В этом смысле "преобразующий свет", пожалуй, — наиболее яркая тема, "высвеченная" на EXPO-02. Под преобразованием здесь понимается создание совершенно нового образа архитектурного объекта с помощью света. Наиболее оригинальную в этом плане идею показало архитектурное бюро Diller+Scofidio из Нью-Йорка, создав над озером Невшатель то, что, строго говоря, архитектурным объектом назвать трудно. Это сооружение, не имевшее постоянной формы, — объект-призрак, воссоздающий эффект парящего над водой облака. Технологически "облако" представляло собой филигранно собранный металлический каркаспротяженностью 120 м, в котором были размещены 33000 форсунок для распыления воды. Однако новаторство архитекторов Diller+Scofidio было даже не в конструктивном решении, а в самом стремлении воспроизвести средствами архитектуры состояние пейзажа-фантазии над горным озером — столь характерном для Швейцарии ландшафтом. Эту тему "нереальной реальности" продолжало путешествие внутри самого "облака", которое можно сравнить с погружением в иное измерение. Туман вокруг объекта одновременно служил и средой для распространения света прожекторов с изменяющимся спектром. При дуновении ветра колебания светящейся формы придавали объекту-инсталляции качество совершенно иной, "эмоциональной" архитектуры.
Новый образ объекта, возникающий благодаря освещению, был продемонстрирован немецкой компанией Zumtobel Staff на примере подсветки, так называемых, "летающих тарелок" — трех сооружений у береговой линии озера Невшатель. Эффект зависания этих объектов над землей создан за счет размещения прожекторов в самой верхней части опор, несущих эти сооружения. Таким образом, в вечернее время опоры "растворялись" в темноте, и объекты начинали "парить" над водой. Дополнительную яркость пейзажу придавало водное "поле" светящегося "тростника" — оригинальные светильники из трубчатого полимера с применением в качестве осветителей технологии светодиодов (state-of-the-art LED technology). Светимость "тростникового поля" регулировалась компьютерной системой в зависимости от времени суток, создавая в итоге эффект расширения ночного озера.
4,5. "Летающие тарелки", парящие над
водой, у озера Невшатель и "тростниковое поле" светильников с применением LED технологии. Дизайн — Jacques Sbriglio и Gruppe Multipack (Франция). Освещение объектов и компьютерное управление освещенностью — Zumtobel Staff (Германия) |
||||
4 | 5 | |||
6,7. Дневной и вечерний виды на "Дворец равновесия". Дизайн — Groupe H. (Швейцария). Освещение — Zumtobel Staff (Германия) 8,9,10. Дневной и вечерний виды на скульптурные башни (Towers) у озера Биль. Дизайн — Coop Himmelblau (Австрия) |
||||
6 | 7 | |||
8 | 9 | 10 |
Еще один оригинальный объект EXPO, изменяющий свой облик под действием света, — "Дворец Равновесия". Это огромный шар.глобус высотой 27 м, смонтированный из брусков древесины. Основная идея павильона — наглядно представить зависимость экологического равновесия на Земле от органичного баланса между деятельностью человека и сохранением природы. Иллюстрацией экологического подхода к архитектуре стал и сам "глобус" — материалом для него послужили тысячи брусков швейцарской ели, из которых был собран павильон Швейцарии на всемирной выставке EXPO-2000, проходившей в Ганновере. Надо сказать, что в 2000 году национальный павильон имел исключительно прямолинейные формы и был сооружен из свежеспиленной древесины. Тогда он удивительным образом "излучал" аромат хвои в течение нескольких месяцев. И вот, спустя два года, швейцарцы из того же материала собирают совершенно иную форму, демонстрируя тонкое знание возможностей древесины универсальность технологического мышления в решении кардинально различающихся архитектурных задач. Причем социально-философская концепция павильона читается сразу в нескольких аспектах — и внутреннем, экспозиционном, и внешнем — формообразующем. Например, использование решетчатой деревянной структуры в качестве внешней оболочки сделало павильон прозрачным днем и светящимся изнутри вечером, символизируя прозрачность и тонкость процессов, поддерживающих жизнь на Земле.
Светодинамика в интерьере апартаментов для персон VIP, павильон "Империя тишины". Освещение объектов и компьютерное управление освещенностью — Zumtobel Staff (Германия) |
Павильон "Oui" — галерея выхода |
Световая инсталляция "Любовь Швейцарии". Павильон "ONOMA". Освещение — Zumtobel Staff (Германия). |
Проводя параллели в предчувствии надвигающегося 300-летия Петербурга, невольно представляешь себе размах грядущих праздников и "освоение" выделенных "праздничных" средств. Милые украшения, традиционные фейерверки… Все то же, и этого Всего будет больше. Между тем, новый образ знакомого города способен показать нам "преобразующий свет", конечно, не сам по себе, а в единении с новым мышлением…
Редакция благодарит компанию Zumtobel Staff за иллюстративные материалы, предоставленные для данной статьи.