”орма - портал для архитекторов и дизайнеров

ЭСТЕТИКА АКУСТИКИ: потолки и панели

Александр Кранцев

Понятие "гипрок" давно уже стало нарицательным по отношению к стеновым панелям из гипсокартона. Действительно, в компании Gyproc (недавно вошедшей в европейскую корпорацию ВРВ), львиная доля всех ресурсов занята в производстве гипсокартонных листов. Однако разработки компании в других, сопутствующих, направлениях не менее оригинальны и полезны, чем знаменитые ГКЛ. Одно из таких перспективных направлений - производство акустических потолков и стеновых панелей.

Обычно об акустических свойствах проектируемых ими помещений архитекторы задумываются крайне редко. К специалистам по акустике принято обращаться только в самых экстренных случаях - при проектировании кинотеатров или музыкальных залов. На акустический комфорт посетителей других многочисленных общественных помещений проектировщики обычно не обращают внимания. Хотя все так или иначе знакомы со строительной акустикой и знают, что при большем определенного значения времени реверберации, помещение становится "гулким" и находиться в нем становится неуютно. Наиболее вредна "гулкость" в лекционных аудиториях, залах собраний или школьных классах. В помещениях, где группа людей слушает одного человека, особенно важно, чтобы его речь воспринималась разборчиво.

1,2. Интерьеры музея Гуггенхейма, построенного в Билъбао (Франция) по проекту Франка О. Гери

1,2. Интерьеры музея Гуггенхейма, построенного в Билъбао (Франция) по проекту Франка О. Гери. С помощью акустических подвесных потолков удалось воплотить все криволинейные фантазии знаменитого американского деконструктивиста

Варианты применения перфорированных акустических панелей в общественных интерьерах

3-8. Варианты применения перфорированных акустических панелей в общественных интерьерах.

 применение перфорированных акустических панелей в интерьере общественно-делового центра

применения перфорированных акустических панелей в интерьере гостиницы (входная зона)

применение перфорированных акустических панелей в спортзале

Как известно, время реверберации - это временной отрезок между завершением звучания непосредственно источника звука и прекращением его слышимости в помещении. То есть в любом помещении звук, возникнув, несколько раз успевает отразиться от стен, пола и потолка. Если это "послезвучие", или время реверберации, слишком долгое, то человеческая речь или музыка в таком помещении будет слышна неразборчиво: каждый последующий звук будет глушиться неуспевшим затихнуть предыдущим. С другой стороны, если время реверберации будет сведено к нулю, то возникнет тоже крайне некомфортное ощущение "ватной" комнаты - человек интуитивно настроен на наличие природной реверберации и при ее полном отсутствии начинает ощущать дискомфорт.

Чтобы уменьшить время реверберации обычно используются легкие материалы с неоднородной, рельефной поверхностью. В жилых помещениях для этих целей можно комбинировать различные портьеры или ворсовые напольные покрытия. В общественных интерьерах, как правило, идут другим путем. Предпочтение отдается специальным акустическим материалам, которые лучше вписываются в деловой дизайн и более практичны по сравнению с коврами и портьерами.

Производством такого рода акустических материалов и занимается компания Gyproc. В качестве основного компонента используется все тот же гипсокартон. Для применения в общественных интерьерах наиболее интересны две линии этой продукции - Cassoprano и Gyptone. В потолочных панелях первой линии в основном используется принцип тиснения отражающей поверхности. Все панели линии Gyptone - перфорированные. Сейчас в ассортименте компании 8 различных видов перфорации: от круглых отверстий (плиты Пойнт) до прямоугольных, по пропорциям близких к узким щелям (размер 3x106 мм или 6x95 мм). Панели обеих линий имеют традиционные для подвесных потолков размеры 60x60 см. В линии Gyptone выходят перфорированные листы "классических гипрочных" размеров 1,2x2,4 м. Такие листы, названные Gyptone Big, легко монтируются в обычный каркас для гипсокартонных перегородок, поэтому получается использовать их как для стен, так и в качестве потолков. Панели обеих линий белого цвета и легко перекрашиваются валиком. Панели серии Gyptone с обратной стороны покрыты специальным пыленепроницаемым войлоком.

Перфорированные акустические потолки в музыкальном зале

Перфорированные акустические потолки в спортивном зале

1 -5. Перфорированные акустические потолки одинаково приемлемы как во входной зоне, так и в спортивном или музыкальном зале.

Перфорированные акустические потолки в интерьере музыкального зала

диаграмма периода реверберации

Пример диаграммы времени реверберации, получающейся в результате акустического расчета по программе компании ВРВ Place (Франция). Верхняя кривая - время реверберации, разложенное по нескольким базовым частотам, в пустом помещении с бетонными необработанными стенами. Нижняя - та же акустическая характеристика после подбора оптимального количества потолочных панелей типа Gyptone. В результате время реверберации сократилось в среднем с 1,5-3,75 секунд до 0,5-0,7 секунд, в зависимости от частоты. Именно такое время реверберации считается наиболее комфортным для аудитории в вузе или школе.

Обычно акустические плиты используются в комбинации друг с другом - так все они имеют разный коэффициент поглощения по различным частотам. Для расчета необходимого количества и расположения тех или иных плит используется специальная программа, разработанная французским филиалом корпорации ВРВ-Placo. В качестве задания на расчет вводится геометрия помещения, основное расположение источника звука, слушателей или работников. После расчета программа выдает рекомендуемое количество и расположение плит определенных серий. Причем существует возможность прослушать пример звучания человеческой речи до введения акустических панелей и после. Таким образом можно подобрать желаемое время реверберации практически "в режиме on-line".

Учитывая большое количество вариантов перфорации и фактуры акустических потолков, архитекторы получают дополнительный спектр выразительных средств. При умелом обращении с перфорацией как с ритмическим узором появляется возможность разнообразить интерьеры своеобразными "перфорированными панно".

перфорированные потолки, - помещение офиса компании. Авторы проекта - Михаил Барашков, Олег Лапто

6, 7. Один из первых общественных интеръеров Петербурга, в котором были применены перфорированные потолки, - помещение офиса компании Искрасофт. Авторы проекта - Михаил Барашков, Олег Лапто.

Редакция выражает благодарность представительству Гипрок Ист за материалы, предоставленные для данной публикации.

ТЕХНОЛОГИИ

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь

Ваш E-mail:

Я живу в Санкт-Петербурге





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





Стадион с мембранной кровлей

Дом с вентилируемым фасадом

Торгово-развлекательный центр глазами конструктора

Хай-тек и лоу-тек в новой английской деревеньке
(экологичный поселок в Англии)

Преобразующий свет

С LED в будущее

климатическое оборудование emco

Из стекла 2

Архитектурный background для телетрансляций

Ангар для карусели

MAGNA: практика наукоемких развлечений

Hi Tech Нормана Фостера над Британским Музеем

Игры с «трансформерами»

отечественные системы водоотводов

Примеры применения тепловых зеркал в современной зарубежной архитектуре

Павильон Японии на выставке ЭКСПО 2000

Тепловое зеркало – поколение «Next»

Онтология сетчатых оболочек


Технологии - все статьи

рубрика: материалы и технологии в архитектуре

RHEINZINK"RHEINZINK" — кровельный материал, позволивший реализовать идеи многих знаменитых архитекторов, включая Гери и Эгерата

фальцевые кровлиНовые материалы омолодили фальцевые кровли, которые прежде изготавливали преимущественно из оцинкованной меди.

гипрокИзвестный всем гипрок обладает весомыми акустическими достоинствами: из него производят перфорированные акустические панели.

ФормаАрхиблогКонкурсыГалереяКаталогСвязь с намиОбъявления