В российской действительности строительный бум последних нескольких лет (сейчас из-за пресловутого кризиса на неопределенное время приостановившийся) в архитектуре отразился только на территории Петербурга, Москвы и ряда других крупных городов. Сфера загородного строительства, к сожалению, затронута не была. Коттеджные поселки и таунхаусы за рамки типовых решений не выходят, существующие авторские проекты частных домов (вроде того же биоморфного дома Бориса Левинзона в Сестрорецке) можно пересчитать по пальцам. В соседней Эстонии - наоборот, основной акцент в строительстве сделан на частные дома. Именно в этой области есть простор для мысли архитектора, можно пойти на эксперимент и воплотить давние мечты. Эстонцы вовремя поняли перспективность работы с малыми объемами и частными заказчиками. Наверное, они неплохие психологи – а может, просто заказчики более развиты в архитектурном плане.
cовременная загородная архитектура: пространство, форма и материал
Если выкинуть пару периодов застоя (военное время в середине века, рубеж 80-х-90-х годов), то можно сказать, что развивается архитектура в Эстонии динамично и равномерно. Взгляд на жилой, частный дом, личное пространство, у эстонских архитекторов несколько отличается от привычной для России точки зрения. Почему-то чисто концептуальные проекты зданий, казалось бы, непригодные для жизни в них настоящих, живых людей – здесь нередко воплощаются и успешно эксплуатируются впоследствии. В последние пятнадцать лет эстонцам в загородной архитектуре с успехом удалось преодолеть свое прошлое, где на них влияли все – от американца Франка Ллойда Райта и финна Алвара Аалто до датчанина Рэма Куулхааса. Начать детским незамутненным взглядом смотреть на девственно-чистую лужайку, предназначенную для строительства. Удалось заняться на лужайке почти скульптурным формотворчеством дома, не привязанным непосредственно к функции.современный загородный дом в Эстонии, фото Алины Гринчель
Географически основная масса всех оригинальных проектов загородных домов от известных архитекторов строится в пригородах Таллинна – или, в крайне случае, Тарту. Есть, правда, модные местечки и в отдаленным районах страны – вроде острова Сааремяэ, курорта Нарва-Йыэсуу у самой границы с Россией, излюбленного курортного городка Пярну.
В целом в строительстве частных загородных домов можно выделить два основных стилистических направления, обусловленных и историей эстонской архитектуры XX века, и спецификой национального характера, и сегодняшними стремлениями авторов. Первое направление – неофункционализм, современное прочтение модернизма, второе – постмодернизм, который иногда порождает весьма причудливые формы.
коттедж в Тарту, архитектор Райво Пуусепп
фото коттеджа увеличивается
Продолжение любимой модернистской темы принадлежит как мэтрам в возрасте, вроде Эмиля Урбеля и Вилена Кюннапу, лидерам эстонской архитектурной среды 80-х годов, так и некоторым молодым авторам. Мэтры сейчас активно работают в собственных студиях, творят в конструктивистском стиле, создавая вариации на знакомые невысокие белые домики рубленых форм.
Архитектор Райво Пуусепп в облике коттеджа в Тарту обострил противоречие идей жилого дома и промышленного материала до предела: невысокий дом с довольно острым скатом крыши отделан темно-серыми бетонными плитами. Анфас строение превращается в серый треугольник с ярко-белыми рамками окон-стеклопакетов и дверей.
Леонард Лапин, один из лидеров «Таллиннской школы» 80-х годов, художник, архитектор и арт-критик, назвал в одной из статей любовь эстонцев к фактурной поверхности «лепростилем» – «домик заболел». Однако фактура в современной архитектуре вполне оправдана – она берет на себя роль декора, который в остальном почти отсутствует. Неровная бетонная стена, березовая доска без обработки, чешуйки дранки, горбинки кирпича – все это своеобразная орнаментика минимализма. Нередко в последнее время бетон сочетается с необработанными деревянными досками и большими площадями стекла.
загородный дом в деревне Виимси, архитекторы Отт Кадирик, Вилен Тымисте, Михель Туур, архитектурное бюро Kosmos
Фактура в качестве одного из основных выразительных инструментов использована в проекте архитектурного бюро Kosmos (Отт Кадарик, Виллем Томисте, Микель Туур). Натуральная вагонка и дранка в тон целиком покрывают внешнюю поверхность коттеджа, причем дранка (традиционный эстонский материал отделки крыш) спускается по пологой стене дома до земли. С переходом отделочных материалов с одной плоскости на другую, для этого материала как бы неприспособленную, можно нередко встретиться в интерьере эстонского дома.
автор статьи ©Алина Гринчель, перепечатка запрещена.