проекты>>методика анализа и критерии отбора проектов>>лучшие зарубежные проекты дошкольных учреждений
Оглавление
- предмет и цели исследования
- методика и критерии
- отобранные зарубежные проекты
- список использованной литературы
Предмет и цели исследования
В рамках научно-исследовательской работы (НИР) «Исследование возможностей создания современных дошкольных образовательных комплексов вариативных форм в соответствии с лучшим международным опытом в городе Москве» инициированной Департаментом образования города Москвы совместно с Государственным бюджетным научным учреждением «Московский институт развития образования» (ГБНУ «МИРО») был проведен анализ и отбор лучших зарубежных проектов дошкольных образовательных комплексов.
Были рассмотрены ДОУ пяти развитых стран: Великобритания, Франция, Германия, Канада и Финляндия. При отборе лучших Проектов были выявлены некоторые особенности проектирования ДОУ в развитых странах.Проект: Jean Carriere Nursery School / Tectoniques Architects, Ним, Франция
Современные дошкольные образовательные комплексы в мегаполисах зарубежных стран устанавливают новые стандарты, не только экологически устойчивые (при строительстве используются экологичные материалы и энергосберегающие технологии), но и педагогические, когда архитектура становится частью процесса. Помимо множества площадок, которые предполагают самые разнообразные варианты использования, есть и функциональные зоны – театр, ателье, комнаты для развития моторики, кухни для педагогов и т.д.
При анализе во многих дошкольных образовательных комплексах прослеживается открытость внешней среде. Например, на первых этажах имеются большие площади остекления. Также при проектировании и строительстве проектировщики пытаются обеспечить слияние двух факторов – ландшафта и здания дошкольного образовательного комплекса. Оно обычно органично и плавно включается в окружающее пространство.
Детский сад в Берлине, Forscherkindergarten Apfelbaumchen
Важное направление развития ДОУ - тенденция к проектированию многофункциональных зданий. Строительство многофункциональных дошкольных образовательных комплексов увеличивают экономическую эффективность использования площадей за счет за счет сочетания в здании помещений различных направлений деятельности. В многофункциональных зданиях могут размещаться не только дошкольные образовательные комплексы, но также и другие учреждения, оказывающие различные образовательные или психологические услуги для детей и их родителей.
Kannisto School, Вантаа,Финляндия
Проект Vuosaari: Пристроенный в жилой 131-квартирный жилой дом детский сад, Хельсинки, Финляндия
Методика анализа и критерии отбора
Для оценки и сравнительного анализа проектов была предложена и подробно описана технология DEA – Data Envelopment Analysis, называемая иногда в отечественных публикациях АСФ – Анализ Среды Функционирования. Удобство данной технологии заключается в получении единственного обобщенного показателя (коэффициента эффективности), учитывающего множество факторов и характеризующего недооценённость каждого объекта относительно других по совокупности показателей. При реализации технологии DEA используются достижения в области математического программирования, теории и методов решения задач оптимизации большой размерности.Еще одним методом сравнительного анализа, рассмотренным на первом этапе НИР был метод анализа иерархий Т.Саати, позволяющий учитывать иерархическую зависимость критериальных показателей и обеспечивающий формальную обработку суждений и предпочтений экспертов на основе анализа попарных предпочтений проектов по каждому из критериальных показателей.
В результате выполненных работ разработана методика анализа и критерии отбора лучших зарубежных проектов ДОУ вариативных форм, соответствующие основным тенденциям в проектировании и строительстве ДОУ. Разработанная методика анализа и критерии отбора обеспечили нам возможность провести отбор лучших зарубежных проектов дошкольных образовательных комплексов по научно-обоснованным критериям.
Сначала был произведен сравнительный анализ проектов ДОУ в следующих странах: Финляндия, Великобритания, Канада, Германия, Франция. По результатам анализа была составлена обширная таблица, включающая в себя перечень и сравнительную характеристику современных зарубежных проектов ДОУ вариативных форм.
Далее в соответствии с критериями отбора были отобраны лучшие проекты в каждой стране. При этом в каждой стране были выбраны по два лучших проекта: один как отдельно стоящее здание, второй – как интегрированное в жилой дом ДОУ.
Оценка эффективности проекта проводилась по следующим критериям:
- Тип здания – отдельно стоящее, модульное или интегрированное в начальную школу/жилой дом.
- Себестоимость 1 кв. м. в строительстве.
- Себестоимость 1 кв. м. содержания.
- Норматив площади на ребенка.
- Норматив на 1000 жителей в стране.
- Объемно-планировочное решение.
- Мощность (количество детей).
- Размер участка.
- Экологичность.
- Уровень озелененности открытой территории.
- Уровень обеспечения безопасности детей.
- Эффективность использования площадей.
- Оформление (дизайн)
Интерьер детского сада Digue Dondaines Nursery
Форма. 2013. Перепечатка запрещена.