|
|
Постмодернизм, переживаемый виртуально - по "иностранным
картинкам" или фрагментарно воплощаемый в интерьерах, вызывает отторжение
у многих. Те, кому он кажется слишком легким способом развязывания застарелых
архитектурных узлов, вполне закономерно обращаются к архаике, вдохновляясь
ее невинностью и непричастностью к штампам. Конечно, попытки опереться
на египетские пирамиды и русские срубы все равно носят в себе вирус
иронии и методологически гораздо ближе постмодернистскому заимствованию,
чем модернистскому новаторству. Но есть и существенное отличие: лишенная
претензий на авторское самовыражение древняя архитектура гораздо успешнее
справляется с эклектизмом. Заведомо чуждые элементы включаются в ее
строй почти без швов, не угрожая безапелляционно цельной сущности, накопившейся
за время существования вдали от гениев и эпигонов. Этим и привлекает
стороннего наблюдателя дом из некалиброванной сосны, спроектированный
Петром Отланом. Высоченный эркер и маленькие, как у избушки на курьих
ножках, оконца, неуловимо японская крыша и многофасадность, а при всем
при том - совершенно естественный и цельный облик. Сама технология возведения
здания исключает конструктивную приблизительность, так что и без упоминаний
о "тепле человеческих рук" ясно, что дом вырос из глубокого знания и
творчески переосмысленного ремесла.
|
|
|
|
Архитектор Петр Отлан:
«Деревянный дом - это специфическая область архитектуры. С одной стороны,материал
сам по себе обладает сильной или,лучше сказать, самодовлеющей художественной
выразительностью. С другой стороны, эта выразительность носит простонародный,
далекий от утонченного восприятия характер,проще говоря, деревянный
дом - это vulgar style. Но мне кажется, что пришло время рассмотреть
проблему под новым углом.Новое восприятие может быть связано с кататрофическим,
на мой взгляд, состоянием архитектурого языка. Суть катастрофы - пропасть
между смысом, вкладываемым в свое произведение архитектором, и информацией,
считываемой зрителем, причем в этот сакральный процесс вмешивается еще
и критик, отягощая его своими трактовками. Между тем, у нас перед глазами
есть потрясающий пример - это язык математики в естественных науках.
Язык, позволивший передать объективную информацию не то что от одного
человека к другому, а из поколения в поколение! И в результате - всего
8-9 поколений - и налицо невероятный прогресс:от примитивной телеги
до автомобиля «Mercedes », который мгновенно ускоряется и летит, обгоняя
всех на своем пути. В области языка, духовной культуры, я такого прогресса
не вижу и обосновываю свое мнение тем, что не вижу убедительных свидетельств
этого. Литературные произведения, написанные много веков назад, актуальны
не как история развития, а как живая информация, необходимая в повседневной
жизни,- например, до сих пор на сцене идет пьеса на сюжет,известный
еще со времен Древнего Египта...».
|
|
Всеволод Марков, ген. директор ООО «Строймода»:
«Заказчик, способный оценить преимущества коттеджей, возведенных по
старинной технологии и, вместе с тем, отражающих актуальные стилистические
тенденции, уже созрел. Во-первых, наступило определенное пресыщение
стандартизированными "финскими" домиками, а ведь человек, предполагающий
потратить значительные суммы на свой дом, вправе ожидать неповторимости
своего жилища. Во-вторых, многие архитектурные и дизайнерские идеи не
воплотить иначе, как тщательным ручным трудом. И последнее - коммерческая
сторона определяется как качеством изделия, так и его ценой. А стоимость
подобного дома не выше, чем средняя рыночная (на строение такого же
размера, каменное или деревянное).»
Насколько обоснован подобный оптимизм, покажет время, но сам факт появления
отлановского объекта симптоматичен: он говорит о переоценке эстетических
ценностей со стороны тех, кто инспирирует реализацию архитектурного
замысла.
|