”орма - портал для архитекторов и дизайнеров

Мосты в будущее

(проект архитектурной студии Константина Колодина)

Текст: Константин Колодин

В Санкт-Петербурге все состоит из парадоксов… Вопреки сложившейся природной ситуации город стал развиваться не вдоль Невы по направлению к Ладожскому озеру (по суше), а совершенно в противоположном направлении — вдоль Финского залива (по воде). Этот парадокс породил массу глобальных и мелких проблем, многие из которых не могут найти решение и по сегодняшний день. Попытка найти компромисс с самой историей, с горожанами и государством, в котором мы живем, подвигли нас на создание грандиозного проекта города на мостах, перекрывающих Финский залив. Новый город дает шанс решить вопрос бережного сохранения и реабилитации существующего исторического центра. Он может привлечь внимание мировой архитектурной общественности и позволяет надеяться, что наконец будет снято кольцо блокады, которая изолировала наш город от современной архитектуры. При всей экстравагантности проекта нам он интересен уже тем, что мы его сделали, и он существует…

движение и форма

фото проекта Константина КолодинаВ отношении формы мы, архитекторы, по сравнению с другими творцами проявляем исключительный тоталитаризм. Скульптор находит выражение формы через пластику движений натуры, через собственные образы, в которые по крупицам вкладывает свои ощущения и понимание мира. В итоге создаваемый образ внезапно начинает жить самостоятельно, а форма пробуждается и становится динамичной. Трудно даже представить себе Аничков мост без знаменитых коней скульптора Клодта. Еще более странная картина — эти кони в спокойном состоянии. Можно вспомнить и о скульптурах Арпа, Родена. Авторы, на наш взгляд, в этих случаях не просто управляли формой, а сотрудничали с ней. В архитектурных объектах нужно искать экспрессию, пытаться, как Клодт, заставить двигаться застывшую форму. При этом динамика и статика характеризуют не общее состояние объекта, а всего лишь промежуточный этап, стадию.

пространство и объем

Форму прежде всего организует силуэт. Главная особенность петербургских панорам заключается в построении этого самого силуэта. С дальних рубежей все объекты сливаются в сплошное плоское пятно, которое объединяется главными городскими доминантами. При приближении силуэт начинает работать как совокупность отдельных объемов, у зданий появляется перспектива. Особенно интересными для пространственного восприятия являются места вдоль набережных Невы городских каналов, где присутствуют дальние планы, есть горизонт, хорошо работает относительный масштаб, видны детали. Но как только переключаешься современную застройку, все начинает рушиться, ощущение удовлетворенности сменяется раздражением…

Росси заставлял двигаться пространство, с которым работал. Улица, названная его именем, начинаясь с набережной Фонтанки от площади Крылова, через пространство из двух длинных, стоящих друг против друга одинаковых зданий, огибает Александрийский театр и затем через сквер выходит на Невский. Эффект пульсирующих пространств, состоящих отдельных объемов, воздействует на зрителя, заставляя воспринимать их всякий раз по.новому. Можно дать определение этому феномену: перед нами не просто объемы зданий, это "ожившая архитектура".

Наблюдения показывают, что силуэт сложных в плане зданий простой и, чаще всего, невыразительный. И, наоборот, простые в плане здания имеют интересный, запоминающийся силуэт. В первом случае возникает желание "поставить здание наоборот", превратив план в фасад. Во втором — разнообразить план, чтобы форма фасадов гармонировала с ним.Эксперименты подобного рода мы проделали с целым рядом объектов. Результат показался интересным, имы попробовали двинуться дальше, объединив оба случая. Так появились объекты, которые, на наш взгляд, напоминают скульптурные произведения, хотя в них можно прочитать и тектонические закономерности, и принципы конструктивного построения.

Эти объекты мы сгруппировали в пространственные системы, построенные на основе вертикального и горизонтального зонирования. Системы, объединяясь в единое целое, формируют город на мостах. Границы жилых районов и микрорайонов в нем перетекают друг в друга, создавая ощущение бесконечности, чего мы, собственно, и добивались.

эскиз проекта, ручная графикамосты в будущее, рисунок архитектора Константина Колодина
"...В нашем проекте разрабатываемые объекты построены на основе динамических принципов. Конструктивный каркас, планировочный модуль, силуэт здания, пространство внешнее и внутреннее, коммуникационные русла, детали фасадов, даже объекты благоустройства стали экспериментальным полигоном для пропаганды наших идей. В проекте к ним можно отнести такие темы, как «лента » и «спираль», «колонна» и «остров», «шпиль» и «арка», «площадь» и «коммуникация»."

философия образа

В городе более пятисот мостов, но до сих пор нет одного неразводного моста через Неву — строительство первого только началось в южной части Петербурга.

жилой мост, план

В нашем проекте каждый из четырех мостов может стать и символом Петербурга, и своеобразным "кирпичиком-модулем", который призван формировать и развивать структуру линейно-лучевого города.

Самый малый из наших обитаемых мостов имеет протяженность по створу воды порядка 10,5 км. Он разрабатывался в качестве альтернативы проекту Западного скоростного диаметра. Мост расположен чуть западнее Васильевского и Крестовского островов, проходит по мелководью и связывает два транспортных направления кольцевой автодороги, которая в настоящее время уже строится. На севере — это Приморское шоссе, на юге — Петергофское направление.

Геометрическое очертание первого обитаемого моста на генплане напоминает вытянутый луч, похожий на шпиль Петропавловки, острие которого предлагается увенчать "крылом ангела". Тема "крыла" решена путем ландшафтной организации парка Трехсотлетия Санкт.Петербурга. Помимо утилитарной задачи, мост призван служить благородной цели по формированию "морского фасада" современного Санкт-Петербурга. Предлагаемые проектом-концепцией архитектурные доминанты расставлены в направлении активных композиционных осей и будут представлять высотные здания жилого и общественного назначения. В формировании внешнего облика проектируемых объектов мы использовали символы, характерные для узнаваемых объектов Петропавловки, набережных Невы, Невского проспекта.

пропорции и масштаб

Начиная от египтян, древних греков, римлян и до наших дней мерой всех вещей считается человек. Но и сам человек со временем изменяется: рождается, растет, что-то созидает, умирает.

В Проекте Города мы опирались не столько на относительный масштаб, сколько на изменяемое пропорционирование. Первая часть задачи, которую мы решали, связана с общегородскими территориями. К ним были отнесены искусственные и естественные природные объекты, размещенные вдоль берегов Финского залива и дельты Невы. Анализ позволил определить относительную высоту доминирующих объектов. Среди них здания делового центра, объекты международного форума, административные здания, офисы, гостиницы. Их высота колеблется от 100 до 300 м. Размеры зданий "рядовой" застройки зависят от габаритов обитаемого пространства над водой и от конфигурации дворовых территорий. В нашем случае , их высоты изменяются от 15 до 50 м.

Вторая часть задачи связана с динамическим преобразованием градостроительных объектов. В Проекте Город и его объекты — это изменяемые в пространстве и времени организмы. Принцип организации, который обеспечивает им такую возможность, построен на сочетании конструктивного универсального каркаса и изменяемой оболочки из легких ограждающих конструкций и материалов. С развитием городских территорий происходит укрупнение планировочного модуля, смещение и увеличение композиционных доминант, появление новых композиционных осей и объектов. Новизна здесь кроется в постановке самой задачи. Мы попытались создать не просто сборно-разборный конструктор, а систему, чем-то напоминающую ордерную. В ней любой из объектов — это не просто здание или комплекс, а часть единого пространственного организма Города на Мостах.

мосты в будущее, фото макетамостмакет жилого мостамает моста в другом ракурсе
"Проект, выполненный нами, — это своего рода собирательный образ работ предшественников, которые подходили нам по идеологии. Мы старались объединить и развить их в нужном направлении, чтобы в проекте слились славное прошлое нашего города, настоящее и будущее, заглянуть в которое все так стремятся. Что касается восприятия и понимания традиций на средовом уровне, то здесь мы решили поработать с символами и стилистическим построением пространства, а также отдельных объемов. Так появились новые Ростральные колонны, современные Триумфальные арки, дома в виде спирали, символизирующие вечность и движение, и многое другое."

город над водой

Девиз нашего проекта звучит так: "Санкт-Петербург-300 — Санкт-Петербургу-400". По замыслу авторов город на мостах будет самым грандиозным сооружением над Финским заливом. Его архитектура представляет собой многоуровневое сооружение, которое кроме транспортного назначения включает в себя множество других функций. Сюда входят и объекты обслуживания (производственного и культурно-бытового), объекты приложения труда, административные здания и комплексы, гостиницы, офисы, торговые комплексы и жилые дома.

Вода и суша, сливаясь воедино, объединяются в пространственную градостроительную систему, где наряду с существующими петербургскими мостами появляются четыре новых неразводных обитаемых моста через Финский залив. Длина самого большого меридионального моста составляет 27 км., малого — 10,5 км. Параллельный мост имеет протяженность 70 км.

Формируемая проектом-концепцией система транспортных коммуникаций, инженерно-технических сооружений и новой застройки связана с существующими дорогами и строящейся кольцевой дорогой. Комбинирование вертикального и горизонтального зонирования создает возможность многоуровнего построения функциональных зон, которые объединяются лестницами, эскалаторами, лифтами и пандусами. Территория включает в себя систему автомобильных дорог, проездов с парковками и гаражами. Вдоль основных транспортных коридоров проложен монорельсовый транспорт. Внутри транспортных коммуникаций формируются улицы, городские площади, набережные, расставляются жилые дома с уютными двориками, местами для отдыха, где есть небольшие ресторанчики, магазины, кафе, кинотеатры, висячие сады.

В качестве городского транспорта, кроме традиционных его типов, предложено использовать горизонтальный фуникулер, в задачу которого входит обслуживание петербуржцев и туристических групп. Нижние уровни города над водой можно обслуживать водным транспортом, для чего на всем протяжении моста будут организованы причалы и эллинги для частных и общественных катеров. В зимнее время предложено использовать транспорт на воздушной подушке. Верхние этажи зданий города на воде включают в себя посадочные площадки для воздушных судов.

Вертикальное зонирование города вносит много интересного в проект, хотя и не освобождает город от некоторых социальных противоречий. Например, если граница территории вашего соседа проходит над вами, воздух тоже может стать товаром. Но это уже антиутопия…


ПРОЕКТЫ

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
пожалуйста, зарегистрируйтесь

Ваш E-mail:

Я живу в Cанкт-Петербурге





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





футуристические проекты

архитектура, вписанная в природный ландшафтАрхитектор Вадим Макеев - проект города без машин .

Бионические проекты Бориса Левинзона

Здания музеев: три типа против стереотипа

Дом 4 на 4, Тадао Андо

лофт: недвижимость для искусства

Загородный дом
по-эстонски

Здание школы
прошлое и настоящее

Облака Арля
Александра Янковича

Дом-кораблик
Александра Легконогова

Органическое градостроительство Богуслава Витковского

Проект Эрмитаж в Приморском районе

Крымский экслибрис

Мосты в будущее

Деконструктивизм отечественный

Улица Краста - Рижский Potsdammer Platz

Проект Русский дом будушего.

ФормаАрхиблогКонкурсыГалереяКаталогСвязь с намиОбъявления