”орма - портал для архитекторов и дизайнеров

проект культурного центра имени Рерихов

проект культурного центра архитектор Игорь Шмелев, Project of the Cultural Center

Крымский экслибрис

Текст: И. Шмелев,
фото автора

Культурный центр им. Рерихов

Авторский коллектив
Архитекторы: И. Шмелев, А.Македонский, А.Акулова
Конструкторы: В. Дягилев,
Н.Ермошкина

Этот проект вполне можно отнести к редкому для нашей страны направлению — к этнической архитектуре. Редакция журнала представляет читателям личный взгляд архитектора Игоря Шмелева, отражающий неординарность подхода авторов решению "партитуры" этого архитектурного ансамбля.

Для меня сразу было ясно одно: рассчитывать, что проект может быть оплачен согласно объему работ, безнадежно. Но была завидная "приманка"— устоявшаяся местная этническая традиция давала повод использовать аксессуары азиатской архитектуры, что могло привести проектирование к экзотически выразительному результату. К тому же один из нас был родом из тех земель, и поэтому намерение воплотить в проекте аромат и трепет крымского побережья могло стать реальностью. Это, конечно, завлекало. Кроме того, состав и объем проектного задания предопределял значительность архитектурного замысла. При первой же встрече с заказчиками я изложил идеи о возможном характере будущей застройки, которые их заинтриговали.

Учитывая ограниченность финансирования, было решено проектировать комплекс в виде групп отдельных сооружений — согласно функциональному назначению. Это позволяло осуществлять строительство и ввод в эксплуатацию объекта по мере накопления и вложения финансовых ресурсов. Во всяком случае, именно дифференцированная группировка строительных объемов и определила характер организации генплана, на котором часть территории надлежало отвести под ботанический сад. И где-то в глубине сознания, как эхо, замаячило воспоминание о садах Семирамиды. Так, не отдавая себе отчета, я и мои коллеги неотвратимо становились невольниками собственных устремлений и амбиций. А когда первые наброски созрели и можно было воочию созерцать плавающие в наших мыслях фантазии, стало очевидно, что мы "уже в деле" и отступать бесполезно.

Спустя некоторое время мы пригласили наших заказчиков ознакомиться с форэскизом. Затея получила одобрение, и условия финансирования проекта были наконец оговорены окончательно. Однако работу вскоре осложнили изменившиеся сейсмические нормативы…

Наш интерес к заказу вызывался не только масштабностью объекта. Согласно договоренности надлежало совместно решать и характер архитектурного образа, и его внутреннюю "начинку" — в едином ключе. Когда-то такое проектирование было общепринято. Теперь же разработка проекта интерьеров стала прерогативой дизайнеров.декораторов, которые наполняют интерьер "содержанием" уже после архитекторов и строителей. Такой подход чреват тем, что стадия дизайна не в силах полностью воплотить архитектурный замысел, довести архитектуру до той "ноты", которую задает и слышит сам автор проекта. В нашем же случае предстояло думать об эстетической пластике далеко не рядовых функциональных пространств, таких как: вестибюль, выставочные и музейные залы, фойе, актовый зал, кафе, не говоря уже о множестве административных служб, классов для занятий и помещений для проживания персонала, гаражей и пр. К тому же предстояло позаботиться об организации огромного пространства внутреннего двора, столь характерного для азиатской архитектуры, в который частично вторгался ботанический сад с площадкой летнего театра. Так что промахнуться в стилевой характеристике проекта означало дезавуировать затею, если не похоронить работу вообще. Пришлось взяться за исполнение макета. Ибо только так можно наиболее адекватно увидеть взаимосвязь экстерьера и интерьера. Но для этого макет должен быть разборный, и делать его надо в крупном масштабе. На макет ушло полтора года. Зато удалось наглядно зафиксировать результат мучительной и многодельной работы — ведь отдельные узлы неоднократно перекраивались. В результате возникло немало изящных, на наш взгляд, нюансов, что не могло не подогревать в нас чувство удовлетворения.

Развертка дворового фасада учебного корпуса

Развертка дворового фасада учебного корпуса

Строительство центра им. Рерихов уже давно началось. Как сложится дальнейшая судьба проекта, сказать трудно, так как средств на оплату авторского надзора у заказчика нет. А я очень хорошо знаю из личного опыта, что претерпевает проект на стадии строительства в отсутствие авторского глаза: "сирота" отдается на произвол не очень-то заботливому "опекуну". Так что остается лишь надеяться, что заказчик трезво воспримет наши пожелания строго следовать архитектурным чертежам, в которых все размерные цепочки заданы гармоническими величинами. К сожалению, современный строитель, как правило, не владеет азами архитектурного творчества и не знаком с этикой строительства. Это беда всех времен, исключая период древнеегипетской цивилизации, где точность исполнения замысла не подвергалась сомнению. Ибо зодчие Древнего Египта в совершенстве владели теорией Гармонии и блестяще воплощали ее предписания в своих творениях.

Оценивая работы архитекторов прошлого, я иногда спрашиваю себя: "Способны ли мы — современные зодчие — приблизиться к мастерству наших предшественников? Не стали ли мы заложниками новейших технологий, которые часто дезавуируют сам смысл архитектурного творчества и провоцируют появление новых градостроительных монстров? Не пора ли нам, наконец, обернуться назад и услышать из глубин времени забытый язык архитектурной речи — язык Гармонии?"

план театрально-выставочного комплекса

1. Театрально-выставочный комплекс.

2. Учебно-жилые корпуса.

3. Хозяйственный блок.

4. Летний театр.

5. Садово-парковая территория.

Участок, отведенный под застройку, имеет вид прямоугольного треугольника, катеты которого, по стечению обстоятельств, оказались близкими к отношению золотого сечения. При согласовании красных линий отношение получило точное значение 1,000:0,618. Таким образом, начиная с генплана, все элементы проекта подчинены гармоническим пропорциям, чего не всегда удается достичь. Наиболее сложной для проектировщиков (из-за конфигурации территории) оказалась та часть ансамбля, которая заключена в границах угла, образуемого гипотенузой и наибольшим катетом. Здесь размещены вестибюль, фойе, музейные и выставочные залы, кафе, а также театральный комплекс: актовый зал, артистические, служебные и технические помещения. Однако ( это порой случается в подобных ситуациях) нашлось неординарное решение интерьера актового зала, сцена и амфитеатр которого развернуты по диагонали прямоугольника, определяющего габариты театрального помещения. Благодаря этому зрительный зал получил несимметричную форму, которая подчеркнута большим эркером, вынесенным в сторону внутреннего двора , где расположен летний театр.

летний театр, макет   Интерьер театрального комплекса   группа античных колонн с архитравами
1 2 3
открытая галерея — характерный композиционный прием азиатской архитектуры   Майоликовое панно на фасаде
4 5

1. Летний театр.

2. Интерьер театрального комплекса.

3. Азиатские постройки (исключая мечети), как правило, главного входа не акцентируют. В данном проекте, не нарушая традиции, группа античных колонн с архитравами, отнесенных к границе тротуара, косвенно ориентирует визуальное восприятие на место центрального входа.

4. Вдоль главного фасада общественной части комплекса введена открытая галерея — характерный композиционный прием азиатской архитектуры. Сама фасадная стена прорезана остекленными арочными проемами, оси которых смещены на половину шага галерейных пилонов. Это придает зданию ритмическую остроту.

5. Майоликовое панно на фасаде, обращенном в сторону соснового бора. Каскад кровель рождает ассоциации с жилыми строениями горных областей, что усиливает скульптурную пластичность сооружения и подчеркивает его этнический адрес.

ПРОЕКТЫ

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
пожалуйста, зарегистрируйтесь

Ваш E-mail:

Я живу в Cанкт-Петербурге





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





этническая архитектура

фото музея в этническом стилеМузей в Африке, спроектированный в этническом стиле и признанный на международном фестивале лучшим зданием 2009 года.

эскиз гостиницы, югендстиль дома под Таллином, архитектор Игорь ШмелевПроект гостиницы в югендстиле, архитектор Александр Легконогов.

Бионические проекты Бориса Левинзона

Здания музеев: три типа против стереотипа

Дом 4 на 4, Тадао Андо

лофт: недвижимость для искусства

Загородный дом
по-эстонски

Здание школы
прошлое и настоящее

Облака Арля
Александра Янковича

Дом-кораблик
Александра Легконогова

Органическое градостроительство Богуслава Витковского

Проект Эрмитаж в Приморском районе

Крымский экслибрис

Мосты в будущее

Деконструктивизм отечественный

Улица Краста - Рижский Potsdammer Platz

Проект Русский дом будушего.

ФормаАрхиблогКонкурсыГалереяКаталогСвязь с намиОбъявления