проекты>>
анализ СанПин и СНипов в Москве
В рамках научно-исследовательской работы (НИР) «Исследование возможностей создания современных дошкольных образовательных комплексов вариативных форм в соответствии с лучшим международным опытом в городе Москве», инициированной Департаментом образования города Москвы совместно с Государственным бюджетным научным учреждением «Московский институт развития образования» (ГБНУ «МИРО») был проведен анализ действующих
СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ред. СанПиН 2.4.1 2791-10) и
СНиПов в городе Москве, выработка рекомендаций по корректировке для обеспечения возможности реализации лучших Проектов на территории Москвы.
На сегодняшний день
в области проектирования и строительства ДОУ в зарубежных странах накоплен большой опыт. При строительстве зарубежных ДОУ внедрены передовые строительные технологии, учтено влияние архитектурно-образных решений на воспитание детей, их психологическое состояние.
Актуальность работы
Актуальность работы обусловлена тем, что в России строительство ДОУ основано на нормативных документах, которые в области проектирования и строительства требуют редактирования, связанное с быстро изменяющимися условиями жизни в стране. Изменения №1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ред. СанПиН 2.4.1.2791-10), вступившие в действие в 2011г., не внесли существенных перемен в сферу проектирования и строительства дошкольных образовательных учреждений.
Дети чувствительны к окружающей их среде, поэтому пространства, в которые они погружаются с самого рождения, начиная от детской комнаты, до младшей школы, должны быть удобные, безопасные и помогать многостороннему развитию ребенка. Современные детские сады должны соответствовать многим критериям, среди которых: наличие мест для сна и игр, возможность для творческой работы, места для прогулок на улице, и, конечно, творческое оформление интерьера и фасадов.
За рубежом здания разрабатываются архитекторами в сотрудничестве с педагогами и психологами. В центре внимания современной архитектуры – детский сад, основанный на потребностях детей, для которых и предназначены помещения, мебель и окружающее пространство детского сада. В России же считается, что дизайн интерьера детских садов – это не главная проблема, пока сохраняется острая нехватка этих самых садов.
Для обеспечения возможности строительства в Москве современных дошкольных образовательных комплексов необходимо внесение изменений в нормативные документы (СанПиН и СНиПы) в части проектирования и строительства.
Анализ практики строительства дошкольных учреждений в России и за рубежом
Проведенный анализ существующих проектов показал серьезные противоречия между существующей практикой строительства ДОУ в России и основными принципами проектирования и строительства, существующего за рубежом, что препятствует внедрению в городе Москве лучших зарубежных проектов ДОУ. Различия заключаются во многих направлениях, например:
- формы дошкольного образования;
- подходы к проектированию ДОУ;
- оформление и дизайн помещений;
- уровень внедрения современных технологий (зеленые технологии, системы энерго- и теплосбережения);
- уровень обеспечения доступа лиц, имеющих различные ограничения в жизнедеятельности (так называемая «открытая среда»).
Кроме того, для обеспечения безопасности в ДОУ предусмотрено использование безопасных материалов в отделке и формировании игровых и учебных пространств. Для улучшения здоровья воспитанников предусмотрено использование самых современных технологий обеспечения безопасности и высокая степень экологичности участка. Эффективность использования площадей заключается в том, что поддерживается многофункциональность помещений для игры и образовательных целей.
В ходе выполнения работ был произведен анализ
СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ред. СанПиН 2.4.1.2791-10).
Результаты анализа выведены в обширную таблицу (размером примерно в 50 листов), размещенную в отчете к НИР. В этой таблице наглядно продемонстрированы, как совпадающие положения требований нормативных документов зарубежных стран с нормативами РФ, так и отличия в подходах к проектированию и критериям оценки ДОУ, в том числе серьезные отличия в перечне обязательных помещений. Например, в нормативах РФ – обязательно наличие отдельной зоны сна для детей всех возрастов, а в зарубежных нормах обязательным является только помещение для сна детей младенческого возраста.
В результате исполнители выработали большой объем рекомендаций, которые объединяются в три группы:
общие рекомендации по внесению изменений, рекомендации по внесению изменений в формулировки СанПиН и рекомендации по внесению новых положений (формулировок).
Преимущества внедрения ИСУ
Например, в качестве общей рекомендации было предложено использование
Интеллектуальной Системы Управления (ИСУ) расхода электроэнергии. ИСУ предназначена для оптимизации расхода электроэнергии на освещение за счет максимального учета специфических особенностей помещения и применения диммируемых светодиодных светильников. Максимально комфортное пребывание в помещении обеспечивается гибким управлением работой системы.
Внедрение в дошкольных учреждениях ИСУ расхода электроэнергии обеспечит:
- значительную экономию электроэнергии за счет максимального учета специфических особенностей помещения и применения диммируемых светодиодных светильников;
- существенное снижение затрат на приобретение присоединяемой мощности при монтаже на новом объекте;
- снижение нагрузки на электросеть;
- легкость перенастройки системы при изменении конфигурации объекта или задач по освещению, в том числе настройка включения освещения только при входе человека в помещение и самостоятельное отключение освещения при отсутствии людей в помещении;
- возможность включения в систему любых светильников, в том числе и аварийного с автономным электропитанием;
- высокий световой комфорт за счет гибкого управления яркостью свечения каждого светильника;
- гибкость в обеспечении требований к дежурному освещению;
- исключение «человеческого фактора» в решении задач энергосбережения;
- исключение работ по замене и утилизации ламп;
- значительное увеличение срока службы светильников.
Аналогичным образом исполнителями был произведен анализ основных
СНиПов, затрагивающих ДОУ на соответствие современному уровню проектирования и строительства, принятому в мегаполисах мировых стран и выработаны соответствующие рекомендации. Например, в СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» предлагается расширить пункт 6.1.1. и включить в него автономные источники, использующие альтернативные источники энергии, такие как солнечные батареи, в том числе гелеосистемы, преобразующие энергию солнечного света в тепловую для отопления помещений и нагрева воды. Ведь в зарубежных ДОУ автономные источники теплоснабжения, использующие альтернативные источники нашли широкое применение.
Результаты и выводы
Таким образом, в результате выполненных работ НИР были разработаны рекомендации по внесению изменений в СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ред. СанПиН 2.4.1.2791-10) и СНиПы в части вопросов проектирования и строительства современных дошкольных образовательных комплексов. Разработанные рекомендации соответствуют строительным нормам, действующим в зарубежных мегаполисах в области строительства дошкольных образовательных комплексов. Принятие данных рекомендаций и внесение их в действующие СанПиН и СНиПы обеспечат большую гармонизацию действующих нормативных документов в области проектирования и строительства с нормами, действующими в Европе и Канаде. Принятие данных Рекомендаций снимет основные противоречия, существующие между строительными нормативами, практикой строительства за рубежом и строительными нормами в области ДОУ в РФ.
Все это позволит создать нормативную базу для проектирования и строительства в городе Москве современных дошкольных образовательных комплексов вариативных форм. Также будет обеспечена возможность применения в городе Москве уже реализованных лучших зарубежных проектов дошкольных образовательных комплексов и апробированных технологий строительства, что значительно сократит себестоимость и сроки проектирования и строительства.
2013. Перепечатка запрещена.