Анализ действующих СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ред. СанПиН 2.4.1 2791-10) и СНиПов в городе Москве, выработка рекомендаций по корректировке для обеспечения возможности реализации лучших зарубежных проектов дошкольных образовательных комплексов вариативных форм на территории Москвы

авторы © С.В. Егоров, С.С Щеменок


проекты>>анализ СанПин и СНипов в Москве

В рамках научно-исследовательской работы (НИР) «Исследование возможностей создания современных дошкольных образовательных комплексов вариативных форм в соответствии с лучшим международным опытом в городе Москве», инициированной Департаментом образования города Москвы совместно с Государственным бюджетным научным учреждением «Московский институт развития образования» (ГБНУ «МИРО») был проведен анализ действующих СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ред. СанПиН 2.4.1 2791-10) и СНиПов в городе Москве, выработка рекомендаций по корректировке для обеспечения возможности реализации лучших Проектов на территории Москвы.
На сегодняшний день в области проектирования и строительства ДОУ в зарубежных странах накоплен большой опыт. При строительстве зарубежных ДОУ внедрены передовые строительные технологии, учтено влияние архитектурно-образных решений на воспитание детей, их психологическое состояние.

Актуальность работы

Актуальность работы обусловлена тем, что в России строительство ДОУ основано на нормативных документах, которые в области проектирования и строительства требуют редактирования, связанное с быстро изменяющимися условиями жизни в стране. Изменения №1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ред. СанПиН 2.4.1.2791-10), вступившие в действие в 2011г., не внесли существенных перемен в сферу проектирования и строительства дошкольных образовательных учреждений.

Дети чувствительны к окружающей их среде, поэтому пространства, в которые они погружаются с самого рождения, начиная от детской комнаты, до младшей школы, должны быть удобные, безопасные и помогать многостороннему развитию ребенка. Современные детские сады должны соответствовать многим критериям, среди которых: наличие мест для сна и игр, возможность для творческой работы, места для прогулок на улице, и, конечно, творческое оформление интерьера и фасадов.

За рубежом здания разрабатываются архитекторами в сотрудничестве с педагогами и психологами. В центре внимания современной архитектуры – детский сад, основанный на потребностях детей, для которых и предназначены помещения, мебель и окружающее пространство детского сада. В России же считается, что дизайн интерьера детских садов – это не главная проблема, пока сохраняется острая нехватка этих самых садов. Для обеспечения возможности строительства в Москве современных дошкольных образовательных комплексов необходимо внесение изменений в нормативные документы (СанПиН и СНиПы) в части проектирования и строительства.

Анализ практики строительства дошкольных учреждений в России и за рубежом

Проведенный анализ существующих проектов показал серьезные противоречия между существующей практикой строительства ДОУ в России и основными принципами проектирования и строительства, существующего за рубежом, что препятствует внедрению в городе Москве лучших зарубежных проектов ДОУ. Различия заключаются во многих направлениях, например:
  • формы дошкольного образования;
  • подходы к проектированию ДОУ;
  • оформление и дизайн помещений;
  • уровень внедрения современных технологий (зеленые технологии, системы энерго- и теплосбережения);
  • уровень обеспечения доступа лиц, имеющих различные ограничения в жизнедеятельности (так называемая «открытая среда»).
Кроме того, для обеспечения безопасности в ДОУ предусмотрено использование безопасных материалов в отделке и формировании игровых и учебных пространств. Для улучшения здоровья воспитанников предусмотрено использование самых современных технологий обеспечения безопасности и высокая степень экологичности участка. Эффективность использования площадей заключается в том, что поддерживается многофункциональность помещений для игры и образовательных целей. В ходе выполнения работ был произведен анализ СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ред. СанПиН 2.4.1.2791-10).

Результаты анализа выведены в обширную таблицу (размером примерно в 50 листов), размещенную в отчете к НИР. В этой таблице наглядно продемонстрированы, как совпадающие положения требований нормативных документов зарубежных стран с нормативами РФ, так и отличия в подходах к проектированию и критериям оценки ДОУ, в том числе серьезные отличия в перечне обязательных помещений. Например, в нормативах РФ – обязательно наличие отдельной зоны сна для детей всех возрастов, а в зарубежных нормах обязательным является только помещение для сна детей младенческого возраста. В результате исполнители выработали большой объем рекомендаций, которые объединяются в три группы: общие рекомендации по внесению изменений, рекомендации по внесению изменений в формулировки СанПиН и рекомендации по внесению новых положений (формулировок).

Преимущества внедрения ИСУ

Например, в качестве общей рекомендации было предложено использование Интеллектуальной Системы Управления (ИСУ) расхода электроэнергии. ИСУ предназначена для оптимизации расхода электроэнергии на освещение за счет максимального учета специфических особенностей помещения и применения диммируемых светодиодных светильников. Максимально комфортное пребывание в помещении обеспечивается гибким управлением работой системы.

Внедрение в дошкольных учреждениях ИСУ расхода электроэнергии обеспечит:
  1. значительную экономию электроэнергии за счет максимального учета специфических особенностей помещения и применения диммируемых светодиодных светильников;
  2. существенное снижение затрат на приобретение присоединяемой мощности при монтаже на новом объекте;
  3. снижение нагрузки на электросеть;
  4. легкость перенастройки системы при изменении конфигурации объекта или задач по освещению, в том числе настройка включения освещения только при входе человека в помещение и самостоятельное отключение освещения при отсутствии людей в помещении;
  5. возможность включения в систему любых светильников, в том числе и аварийного с автономным электропитанием;
  6. высокий световой комфорт за счет гибкого управления яркостью свечения каждого светильника;
  7. гибкость в обеспечении требований к дежурному освещению;
  8. исключение «человеческого фактора» в решении задач энергосбережения;
  9. исключение работ по замене и утилизации ламп;
  10. значительное увеличение срока службы светильников.
Аналогичным образом исполнителями был произведен анализ основных СНиПов, затрагивающих ДОУ на соответствие современному уровню проектирования и строительства, принятому в мегаполисах мировых стран и выработаны соответствующие рекомендации. Например, в СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» предлагается расширить пункт 6.1.1. и включить в него автономные источники, использующие альтернативные источники энергии, такие как солнечные батареи, в том числе гелеосистемы, преобразующие энергию солнечного света в тепловую для отопления помещений и нагрева воды. Ведь в зарубежных ДОУ автономные источники теплоснабжения, использующие альтернативные источники нашли широкое применение.

Результаты и выводы

Таким образом, в результате выполненных работ НИР были разработаны рекомендации по внесению изменений в СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ред. СанПиН 2.4.1.2791-10) и СНиПы в части вопросов проектирования и строительства современных дошкольных образовательных комплексов. Разработанные рекомендации соответствуют строительным нормам, действующим в зарубежных мегаполисах в области строительства дошкольных образовательных комплексов. Принятие данных рекомендаций и внесение их в действующие СанПиН и СНиПы обеспечат большую гармонизацию действующих нормативных документов в области проектирования и строительства с нормами, действующими в Европе и Канаде. Принятие данных Рекомендаций снимет основные противоречия, существующие между строительными нормативами, практикой строительства за рубежом и строительными нормами в области ДОУ в РФ.

Все это позволит создать нормативную базу для проектирования и строительства в городе Москве современных дошкольных образовательных комплексов вариативных форм. Также будет обеспечена возможность применения в городе Москве уже реализованных лучших зарубежных проектов дошкольных образовательных комплексов и апробированных технологий строительства, что значительно сократит себестоимость и сроки проектирования и строительства.


2013. Перепечатка запрещена.

Форма - портал для архитекторов и дизайнеров
архиблог  конкурсы  галерея   каталог  объявления  форум 
современная архитектура: статьи и обзоры Архитектура после стиля
Стили и направления. Современная архитектура НАПРАВЛЕНИЯ
Проекты -архитектурные проекты общественные здания и частные дома ПРОЕКТЫ
Дизайн интерьера -загородный дом, магазин, клуб и другие ИНТЕРЬЕРЫ
Предметный дизайн, арт-дизайн, дизайн мебели, дизайн металла. ДИЗАЙН
Современные технологии в архитектуре ТЕХНОЛОГИИ
Коллекции мебели от известных дизайнеров КОЛЛЕКЦИИ
Интервью с архитекторами, галерея мастерских. МАСТЕРСКИЕ
Новости российской и зарубежной архитектуры. Архитектурные выставки. Новости
архитектуры
Прямые ссылки на сайты - великие архитекторы и дизайнеры. Все ссылки аннотированные Архипаноптикум
отправить письмо в редакцию сайта Архитектура и дизайн - Форма СВЯЗЬ С НАМИ
Сайт Форма - информация для архитекторов, рекламодателей, заказчиков О САЙТЕ
Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru


Анализ действующих в Москве СанПин и СНИпов

Отбор лучших зарубежных проектов детских садов

Проект авиакосмического музея

Высотное жилое строительство

Бионические проекты Бориса Левинзона

здания музеев
три типа против стереотипа

лофт: недвижимость для искусства

Загородный дом
по-эстонски

Здание школы
прошлое и настоящее

Облака Арля
Александра Янковича

Дом-кораблик
Александра Легконогова

Органическое градостроительство Богуслава Витковского

Проект Эрмитаж в Приморском районе

Крымский экслибрис

Мосты в будущее

Деконструктивизм отечественный

Улица Краста - Рижский Potsdammer Platz

Дом архитектора И. Шмелева

Дом архитектора Б. Левинзона

Дом архитектора П. Отлана

Проект Русский дом будушего.