”орма - портал для архитекторов и дизайнеров

Архитектура КРИСА УИЛКИНСОНА (Chris Wilkinson)

автор статьи - Алина Гринчель

НАПРАВЛЕНИЯ

Крис Уилкинсон - один из самых артистичных представителей современной британской архитектуры. Именно ему удалось превратить суховатую риторику модернизма в образный и гуманный язык. А основанная Уилкинсоном архитектурная мастерская - единственная компания, дважды подряд удостоенная премии Стирлинга за лучшее здание года. Но высшая оценка его архитектуры в том, что каждый реализованный Уилкинсоном проект превращается в точку роста культурного пространства и центр общественного притяжения. Произведения Уилкинсона завершают экспозицию лондонского музея Виктории и Альберта, посвященную истории архитектуры. Для Британии это - высочайшая степень признания, поэтому неудивительно, что архитектора регулярно приглашают на рауты, где присутствуют королевские особы. Тем не менее, Крис, по мнению российских коллег, похож на петербуржца – сдержанный, не любит излишнего внимания и суеты. Быть может, именно такие свойства характера помогли архитектору проникнуться духом Петербурга при работе над проектом реконструкции Апраксина двора.


проект реконструкции Апраксина двора в Петербурге, архитектор Крис Уилкинсон
Вид на Апраксин двор с набережной Фонтанки

Небоскребы в Гуаньчжоу, архитектор Крис Уилкинсон
Башни в Гуаньчжоу


Уилкинсон берется за пугающе сложные с инженерной точки зрения объекты и отлично решает подобные задачи. Свежим примером могут служить башни в Гуанчжоу – архитектурные сооружения, занимающие по высоте четвертое место в мире. Собственно говоря, он проектировал только один небоскреб, но впечатленные проектом заказчики вместо одного здания построили два. На щекотливую ситуацию Крис отреагировал с юмором: «Китайцы сэкономили: заплатили за одну башню, а соорудили две».


В конце 70-х Уилкинсон проработал несколько лет в архитектурной конторе Норманна Фостера, в то время небольшой (30 сотрудников), но весьма креативной. Личное архитектурное бюро Chris Wilkinson Architects было создано Крисом в 1983 году, и в результате сотрудничества с Джимом Эйре позже преобразовалось в активно развивающуюся компанию Wilkinson Eyre Architects. Крис и его лондонская команда архитекторов одинаково тщательно и вдохновенно занимаются разработкой проектов очень разного масштаба. Это гигантские развлекательные комплексы и жилые блоки, транспортные сооружения и ландшафты, небольшие университетские здания и павильоны.


Многоуровневая парковка в Ливерпуле, архитектор Крис Уилкинсон
Многоуровневая парковка в Ливерпуле

Вид сверху на арену и конференц-зал в Ливерпуле
Арена и конференц-зал на берегу реки Мерсей


«Ливерпуль - город-столица европейской культуры» – под этим лозунгом в 2008 году на родине группы The Beatles должен будет пройти целый ряд громких культурных событий. Архитектурное бюро Wilkinson Eyre одержало победу в международном конкурсе на право проектирования комплекса построек, в которых пройдут торжества: арены на 10000 мест, конференц-зала, выставочного комплекса внушительных размеров, большой городской площади, парковки и жилых зданий. Совсем рядом со строящимся комплексом располагаются уже сложившиеся исторические ансамбли (к примеру, World Heritage Site), которые требуется не затмить, а подчеркнуть. Геометрические формы зданий были продуманы таким образом, чтобы выстроить новую береговую линию реки Мерсей.

Здание Факультета естественных наук (Earth Sciences) в Оксфорде
Здание Факультета естественных наук (Earth Sciences) в Оксфорде


Здание Факультета естественных наук (Earth Sciences) в Оксфорде отражает идею взаимодействия в нашем мире Города и Планеты, урбанистической стерильной среды и естественной природной. Наиболее ярко архитектурное разрешение этой проблемы воплощено Уилкинсоном в так называемой «Стене Рассказов» факультета (The Narrative Wall) – фактурной поверхности, построенной на сочетании разных материалов.


Альпийский домик (Alpine House)
Альпийский домик (Alpine House) в Королевском ботаническом саду


Для Королевского ботанического сада в Кью (Kew Gardens) Уилкинсону предложили не только разработать новый генеральный план исторического парка, но и создать новый архитектурный объект. Альпийский домик (Alpine House) призван обеспечить особые энергосберегающие условия для всемирно известной коллекции альпийских растений. Проект Уилкинсона прекрасно выражает архитектурным языком жизненно важные инженерные моменты: два арочных свода создают естественную вытяжку теплого воздуха из здания, затенение в форме веера помогает создать необходимый микроклимат.


  Интерьер станции в Бристоле, превращенной в музей
Проект Explore@Bristol - вид сверху и фрагмент интерьера


Иногда очень важно деликатно сохранить индивидуальный дух и историю места, которое должно быть радикально перестроено. Проект Explore@Bristol (2000 г.), приуроченный к празднованию нового тысячелетия, преобразовал построенное еще в 1906 году старинное вагонное депо в современное многофункциональное пространство для проведения выставок. Новая облицовка зданий сделана прозрачной и, образуя аркаду, оставляет старую планировку видимой.


мост  Гейтсхед, Великобритания
Мост Гейтсхед, Ньюкасл (Великобритания)


Мир мостов Уилкинсона – целая тема для написания футуристической повести. Мост, соединяющий два берега реки, два здания или два этажа, у архитектора обладает собственным характером, и в то же время не «выбивается» из окружающего контекста. Так, мост Гейтсхед в Ньюкасле (Великобритания), состоящий из двух воздушных дуг, представляет собой совершенно уникальное инженерное сооружение. Симметричная конструкция похожа по строению на человеческий глаз, где одна из дуг поднимается и опускается, пропуская под собой проходящие суда. Графичный силуэт этого моста был отчеканен на монете в 1 фунт 2007 года выпуска, - единственное произведение ныне живущего архитектора, которое появилось на денежном знаке Великобритании.


Мост Стремления» (The Bridge of Aspiration), соединяющий здания Королевской балетной школы и Королевской оперы  
"Мост Стремления" (The Bridge of Aspiration), соединяющий здания Королевской балетной школы и Королевской оперы


Совсем в другом формате будет существовать еще не построенный мост для National Building Museum в США под названием Tensegrity Bridge . В «античном» интерьере музея две галереи свяжет хрустально-прозрачная конструкция из стеклянных трубок. А «Мост Стремления» (The Bridge of Aspiration), соединяющий здания Королевской балетной школы и Королевской оперы, своей динамикой словно повторяет движение балерины. Мост, открытый в присутствии королевы Елизаветы II в марте 2003 года, был удостоен с тех пор множества наград.


Оранжереи в Сингапуре
Оранжереи в Сингапуре


Уже обладая опытом работы с ботаническим садом в Англии, Уилкинсон смело берется за подобный проект на другом конце света. Генеральный план ландшафтных садов у залива Сингапура не по-европейски экзотичен. Wilkinson Eyre совместно с ландшафтными архитекторами из Grant Associates разработают часть территории садов – Марина Саус-Парк (Marina South-Park) с группой оранжерей. Оранжереи, из которых открывается вид на канал Марина и центр города, включают в себя так называемую рощу «супердеревьев»: живые деревья, заключенные в стеклянные объемы – это метафора взаимозащиты человека и природы.

Вместе с тем, Крис Уилкинсон никогда не замыкался на практической, и, тем более, административной работе. Он выступает с концептуальными лекциями по всему миру, рассказывая о своем видении роли архитектуры и ее назначения. Его архитектурное бюро выпускает книги. Одна из последних – монография «Исследуя границы» (Exploring Boundaries). Недаром специалиста наградили Орденом Британской Империи 4-й степени по итогам тысячелетия «за заслуги в области архитектуры», а в 2006 году присудили ему статус академика Королевской академии искусств. Это событие архитектурное бюро Wilkinson Eyre Architects отметило выставкой Making buildings, где на примере трех проектов показан переход от проектного замысла к его воплощению в материале.
Выставка с таким же названием, но с более широким содержанием экспозиции подготовлена Уилкинсоном специально для Петербурга. Она откроется 21 января в Доме Архитектора.


Все права на иллюстрации и фотографии принадлежат Wilkinson Eyre Architects
Права на текст принадлежат автору. Перепечатка и воспроизведение возможны только с упоминанием авторских прав и ссылкой на первоисточник.
Редакция Формы благодарит Андрея Мушту за консультации при подготовке материала

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
пожалуйста, зарегистрируйтесь

Ваш E-mail:

Я живу в Cанкт-Петербурге





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





рубрика: Архитекторы

Любеткин родился в Тбилиси, изучал архитектуру в Москве, и прямо из окна наблюдал социалистическую революцию..

затемняемое стеклоДо середины 1970-х гг. Арата Исодзаки обращается к утопическим проектам метаболистов.

Леон Крие: "Хорошие архитекторы всобъемлющи и способны интеллигентно связать такие понятия, как форма и цель, будь то охват городского масштаба или простая дверная ручка".

Кто-то недавно рассказывал, что Мельников, отвергнутый, отовсюду выгнанный, зарабатывает тем, что кладет печи. Верилось.

Хотя Янис Ксенакис не считал себя профессиональным архитектором, он участвовал в работах мастерской Ле Корбюзье (на ул. Севр в Париже) над Лучезарным городом в Марселе, монастырем святой Марии де ла Туретт в Эве-сюр-Ларбресль около Лиона и городом Чандигарх в Индии

Ричард Роджерс: "Города предназначены для общения людей, и если мы не обустроим их для этого, мы столкнемся с кризисом социальной интеграции».

В зданиях культурного назначения Алвар Аалто видел наибольшие возможности для реализации своей концепции гуманной архитектуры.

Считая себя эстетом, Арне Якобсен принял функционализм, но раньше других подметил в нем неприятную склонность к упрощенным схемам...

Роберт Адам: "Неоклассики загнали себя в угол, и классицизм сегодня пожинает плоды собственной деструкции. Складывается впечатление, что они зациклились на самоповторении, лишая себя возможности прогрессировать и развиваться."

иконка рубрики стили и направления

new! ленинградский
ар деко архитекторов Левинсона и Фомина.

new! Сантьяго Калатрава. Вокзал в Льеже.

Ричард Роджерс. Хай-тек и экология среды

Сантьяго Калатрава.Небоскреб в Швеции

Антонио Гауди. Дом Батло

Тойо Ито. Виртуальная архитектура
и Медиатека в Сендай

Бертольд Любеткин великий модернист

Ле Корбюзье. Монастырь

Йошио Танигучи. Музеи

Новейшая Пинакотека:
архитектурная риторика времен интернета


В гостях у Мельникова

Общественные пространства Канады

Из стекла

Парк как объект синтеза

Библиотечное пространство — эволюция формы

Композитор архитектурных форм

Архитектурная форма: в поисках свободы

Свет, пространство и форма в библиотеках Алвара Аалто

Музейная архитектура Японии прекрасная раковина без жемчужины

Леон Крие
(специальное интервью)


Деревянный модернизм
и деревянный ренесанс


Древесина в
современном контексте


Роберт Адам: неоклассика против модернистского истэблишмента

гуманная архитектура Криса Уилкинсона



ФормаАрхиблогКонкурсыГалереяКаталогСвязь с намиОбъявления