автор статьи - Алина Гринчель
Крис Уилкинсон - один из самых артистичных представителей современной британской архитектуры. Именно ему удалось превратить суховатую риторику модернизма в образный и гуманный язык. А основанная Уилкинсоном архитектурная мастерская - единственная компания, дважды подряд удостоенная премии Стирлинга за лучшее здание года. Но высшая оценка его архитектуры в том, что каждый реализованный Уилкинсоном проект превращается в точку роста культурного пространства и центр общественного притяжения. Произведения Уилкинсона завершают экспозицию лондонского музея Виктории и Альберта, посвященную истории архитектуры. Для Британии это - высочайшая степень признания, поэтому неудивительно, что архитектора регулярно приглашают на рауты, где присутствуют королевские особы. Тем не менее, Крис, по мнению российских коллег, похож на петербуржца – сдержанный, не любит излишнего внимания и суеты. Быть может, именно такие свойства характера помогли архитектору проникнуться духом Петербурга при работе над проектом реконструкции Апраксина двора.
Вид на Апраксин двор с набережной Фонтанки
Башни в Гуаньчжоу
Уилкинсон берется за пугающе сложные с инженерной точки зрения объекты и отлично решает подобные задачи. Свежим примером могут служить башни в Гуанчжоу – архитектурные сооружения, занимающие по высоте четвертое место в мире. Собственно говоря, он проектировал только один небоскреб, но впечатленные проектом заказчики вместо одного здания построили два. На щекотливую ситуацию Крис отреагировал с юмором: «Китайцы сэкономили: заплатили за одну башню, а соорудили две».
В конце 70-х Уилкинсон проработал несколько лет в архитектурной конторе Норманна Фостера, в то время небольшой (30 сотрудников), но весьма креативной. Личное архитектурное бюро Chris Wilkinson Architects было создано Крисом в 1983 году, и в результате сотрудничества с Джимом Эйре позже преобразовалось в активно развивающуюся компанию Wilkinson Eyre Architects. Крис и его лондонская команда архитекторов одинаково тщательно и вдохновенно занимаются разработкой проектов очень разного масштаба. Это гигантские развлекательные комплексы и жилые блоки, транспортные сооружения и ландшафты, небольшие университетские здания и павильоны.
Многоуровневая парковка в Ливерпуле
Арена и конференц-зал на берегу реки Мерсей
«Ливерпуль - город-столица европейской культуры» – под этим лозунгом в 2008 году на родине группы The Beatles должен будет пройти целый ряд громких культурных событий. Архитектурное бюро Wilkinson Eyre одержало победу в международном конкурсе на право проектирования комплекса построек, в которых пройдут торжества: арены на 10000 мест, конференц-зала, выставочного комплекса внушительных размеров, большой городской площади, парковки и жилых зданий. Совсем рядом со строящимся комплексом располагаются уже сложившиеся исторические ансамбли (к примеру, World Heritage Site), которые требуется не затмить, а подчеркнуть. Геометрические формы зданий были продуманы таким образом, чтобы выстроить новую береговую линию реки Мерсей.
Здание Факультета естественных наук (Earth Sciences) в Оксфорде
Здание Факультета естественных наук (Earth Sciences) в Оксфорде отражает идею взаимодействия в нашем мире Города и Планеты, урбанистической стерильной среды и естественной природной. Наиболее ярко архитектурное разрешение этой проблемы воплощено Уилкинсоном в так называемой «Стене Рассказов» факультета (The Narrative Wall) – фактурной поверхности, построенной на сочетании разных материалов.
Альпийский домик (Alpine House) в Королевском ботаническом саду
Для Королевского ботанического сада в Кью (Kew Gardens) Уилкинсону предложили не только разработать новый генеральный план исторического парка, но и создать новый архитектурный объект. Альпийский домик (Alpine House) призван обеспечить особые энергосберегающие условия для всемирно известной коллекции альпийских растений. Проект Уилкинсона прекрасно выражает архитектурным языком жизненно важные инженерные моменты: два арочных свода создают естественную вытяжку теплого воздуха из здания, затенение в форме веера помогает создать необходимый микроклимат.
Проект Explore@Bristol - вид сверху и фрагмент интерьера
Иногда очень важно деликатно сохранить индивидуальный дух и историю места, которое должно быть радикально перестроено. Проект Explore@Bristol (2000 г.), приуроченный к празднованию нового тысячелетия, преобразовал построенное еще в 1906 году старинное вагонное депо в современное многофункциональное пространство для проведения выставок. Новая облицовка зданий сделана прозрачной и, образуя аркаду, оставляет старую планировку видимой.
Мост Гейтсхед, Ньюкасл (Великобритания)
Мир мостов Уилкинсона – целая тема для написания футуристической повести. Мост, соединяющий два берега реки, два здания или два этажа, у архитектора обладает собственным характером, и в то же время не «выбивается» из окружающего контекста. Так, мост Гейтсхед в Ньюкасле (Великобритания), состоящий из двух воздушных дуг, представляет собой совершенно уникальное инженерное сооружение. Симметричная конструкция похожа по строению на человеческий глаз, где одна из дуг поднимается и опускается, пропуская под собой проходящие суда. Графичный силуэт этого моста был отчеканен на монете в 1 фунт 2007 года выпуска, - единственное произведение ныне живущего
архитектора, которое появилось на денежном знаке Великобритании.
"Мост Стремления" (The Bridge of Aspiration), соединяющий здания Королевской балетной школы и Королевской оперы
Совсем в другом формате будет существовать еще не построенный мост для National Building Museum в США под названием Tensegrity Bridge . В «античном» интерьере музея две галереи свяжет хрустально-прозрачная конструкция из стеклянных трубок. А «Мост Стремления» (The Bridge of Aspiration), соединяющий здания Королевской балетной школы и Королевской оперы, своей динамикой словно повторяет движение балерины. Мост, открытый в присутствии королевы Елизаветы II в марте 2003 года, был удостоен с тех пор множества наград.
Оранжереи в Сингапуре
Уже обладая опытом работы с ботаническим садом в Англии, Уилкинсон смело берется за подобный проект на другом конце света. Генеральный план ландшафтных садов у залива Сингапура не по-европейски экзотичен. Wilkinson Eyre совместно с ландшафтными архитекторами из Grant Associates разработают часть территории садов – Марина Саус-Парк (Marina South-Park) с группой оранжерей. Оранжереи, из которых открывается вид на канал Марина и центр города, включают в себя так называемую рощу «супердеревьев»: живые деревья, заключенные в стеклянные объемы – это метафора взаимозащиты человека и природы.
Вместе с тем, Крис Уилкинсон никогда не замыкался на практической, и, тем более, административной работе. Он выступает с концептуальными лекциями по всему миру, рассказывая о своем видении роли архитектуры и ее назначения. Его архитектурное бюро выпускает книги. Одна из последних – монография «Исследуя границы» (Exploring Boundaries). Недаром специалиста наградили Орденом Британской Империи 4-й степени по итогам тысячелетия «за заслуги в области архитектуры», а в 2006 году присудили ему статус академика Королевской академии искусств. Это событие архитектурное бюро Wilkinson Eyre Architects отметило выставкой Making buildings, где на примере трех проектов показан переход от проектного замысла к его воплощению в материале.
Выставка с таким же названием, но с более широким содержанием экспозиции подготовлена Уилкинсоном специально для Петербурга. Она откроется 21 января в Доме Архитектора.
Все права на иллюстрации и фотографии принадлежат Wilkinson Eyre Architects
Права на текст принадлежат автору. Перепечатка и воспроизведение возможны только с упоминанием авторских прав и ссылкой на первоисточник.
Редакция Формы благодарит Андрея Мушту за консультации при подготовке материала