Текст: Наталия ШУСТРОВА
Скромное обаяние "сельского модернизма" в пос.Мичуринское под Петербургом. |
Приближаясь к природе путем подражания и предаваясь зооморфизму, архитектура одновременно удаляется от нее: материалы, из которых строятся зверообразные объекты, как правило, имеют сугубо искусственное происхождение. Как альтернатива этому парадоксу активизируется направление, именуемое экологическим - оно стремится слить воедино натуральные материалы и щадящие их первозданную естественность технологии с современным формотворчеством. Правда, пока больше оснований говорить о "видеоэкологии" - таково реальное соотношение подлинно экологического и техногенного в большинстве подобных объектов. Однако, в любом случае, в палитре "экологического" модернизма дерево играет такую заметную роль, что это течение впору называть «деревянным» модернизмом.
Здание «Feliks-Nussbaum-House», Оснабрюк,Германия.Архитектурное бюро «Reinders &Partners». Здание выделяется своеобразным деконст руктивистским решением фасада с контрастным сочетанием дерева и металлических листов RHEIZINK из сплава цинка и титана. |
Демонстрационный дом «O Sole Mio», Гриффин, Австрия. Чередования секций вертикальных и горизонтальных деревянных жалюзи с применением раздвижных механизмов позволяет изменять облик главного фасада дома. |
Старение материала, вызывающее протест у западных творцов, для которых путь в вечность лежит через консервацию объекта, совершенно своеобразно трактуется в рамках мироощущения японцев. Они рассматривают разрушение как естественную часть жизненного процесса, не видя трагедии в замене подлинника новоделом, ведь это, своего рода, реинкарнация.
Фрагменты интерьеров,
главный вход и вид сверху Музея дерева в г.Хиого, Япония. Архитектор
Тадао Андо. |
Для них судьба живых деревьев не менее значима, чем судьба архитектурных сооружений. И вполне закономерно, что в 90-х годах наиболее впечатляющее строение из дерева появилось на перекрестке этих судеб - в Хиого, где, начиная 1950 г. , проводился фестиваль, посвященный памяти уничтоженных во время войны лесов. Автором построенного здесь Музея дерева стал Тадао Андо, самоучка, вдохнувший в конструктивистский геометризм необычную естественность. Его понимание связи с природой лишено сентиментальности – это не снисхождение к беззащитным травкам и цветочкам, а восхождение к стоическому мужеству естественного бытия. Поэтому здание музея, построенное из дерева в сочетании со стальным каркасом и железобетоном, не вызывает прямых литературных ассоциаций. Экспозиция размещается в кольцеобразном холле, внешний диаметр которого составляет 46 м. Входной мост ведет посетителей к смотровой площадке и дому для гостей. Внутри музея наклонный пол вовлекает их в движение вниз по спиралеобразной дорожке, которая вторит развивающемуся по спирали внутреннему простран-ству холла. Единственный элемент, апеллирующий к образу леса - высоченные (16 м) колонны из кедра. Тема контакта с природой возникает опосредованно, благодаря культовой атмосфере внутри здания, которая не опирается на заимствованные у храмовой архитектуры элементы, а формируется за счет концептуальной для Тадао Андо монументальности.
Общий вид и интерьеры Villa Vision, г.Тааструп, Дания. Архитекторы Флемминг Скуд и Ивар Мольтке. .Жилое пространство дома (например, полностью деревянный интерьер спальни) является своеобразной антитезой фасадному металлическому решению здания в стиле хай-тек.
Флемминг Скуд и Ивар Мольтке, авторы здания под названием
Villa Vision, концептуально исходят из объективности понятия "здоровый
дом" , уделяя особое внимание проблеме энергосберегающих технологий.
Не только выбор материалов, но и образ для них вытекает из сугубо экологических
критериев. Любопытно, что решая задачу создания дома, который вдохновит
землян на единение с природой, они на новом витке вернулись к архитектурным
приемам Райта. Крыша как символ дома, "каменное" ядро и подчеркнутый
выход в окружающее пространство подтвердили свою целесообразность и
с точки зрения бережного отношени к природным ресурсам. В Villa Vision
древесина используется фрагментарно, зато совершенно обоснованно: только
там, где декоративный заряд дерева подкреплен его функциональными возможностями.
Это - пример наиболее последовательной реализации экологических принципов,
соблюдаемых на всех этапах обработки материалов, строительства и существования
в архитектурной среде.
Детский сад в Штуттгарте, Германия. Архитектор Питер Майер. Каскадные чередования различных объемов дают свободу детской фантазии. |
Однако сам человек должен и может являться предметом экологической заботы,
и здание, предназначенное для "выращивания "людей, спроектированное
Питером Майером, переносит акцент с технологического аспекта деревянной
архитектуры на аспект психологический. Day Care Center - продвинутый
детский сад в Штуттгарте, расположен в прекрасном лесопарке и представляет
собой дом-город, состоящий из простых по форме, но затейливо скомпонованных
объемов. Их пропорции соответствуют особенностям детского восприятия:
от размеров окон до масштаба крыш многоэтажное сооружение лишено подавляющего
гигантизма. Здесь также соблюден экологический принцип визуального разнообразия,
который превращает саму постройку в предмет игры и источник детской
фантазии. На первый план выходит интуитивная понятность древесины, и
вместо отчужденного бетонного "черного ящика" детям предлагается среда,
легкая для игрового освоения. Такой подход имеет совсем недетскую перспективу
в мире, который захлестывает вал "загадочных" предметов и нерукотворных
строений, - борьба психологическим давлением продуктов цивилизации в
новом тысячелетии так же актуальна, как борьба с расточительным отношением
к природным ресурсам.