”орма - портал для архитекторов и дизайнеров

Деревянный модернизм и деревянный ренессанс

Текст: Наталия ШУСТРОВА

Скромное обаяние "сельского модернизма" в пос.Мичуринское под Петербургом.


Приближаясь к природе путем подражания и предаваясь зооморфизму, архитектура одновременно удаляется от нее: материалы, из которых строятся зверообразные объекты, как правило, имеют сугубо искусственное происхождение. Как альтернатива этому парадоксу активизируется направление, именуемое экологическим - оно стремится слить воедино натуральные материалы и щадящие их первозданную естественность технологии с современным формотворчеством. Правда, пока больше оснований говорить о "видеоэкологии" - таково реальное соотношение подлинно экологического и техногенного в большинстве подобных объектов. Однако, в любом случае, в палитре "экологического" модернизма дерево играет такую заметную роль, что это течение впору называть «деревянным» модернизмом.

Здание «Feliks-Nussbaum-House», Оснабрюк,Германия.Архитектурное бюро «Reinders &Partners». Здание выделяется своеобразным деконст руктивистским решением фасада с контрастным сочетанием дерева и металлических листов RHEIZINK из сплава цинка и титана.

Здание «Feliks-Nussbaum-House», Оснабрюк,Германия.Архитектурное бюро «Reinders &Partners». Здание выделяется своеобразным деконст руктивистским решением фасада с контрастным сочетанием дерева и металлических листов RHEIZINK из сплава цинка и титана.

Демонстрационный дом «O Sole Mio», Гриффин, Австрия. Чередования секций вертикальных и горизонтальных деревянных жалюзи с применением раздвижных механизмов позволяет изменять облик главного фасада дома.

Демонстрационный дом «O Sole Mio», Гриффин, Австрия. Чередования секций вертикальных и горизонтальных деревянных жалюзи с применением раздвижных механизмов позволяет изменять облик главного фасада дома.

Старение материала, вызывающее протест у западных творцов, для которых путь в вечность лежит через консервацию объекта, совершенно своеобразно трактуется в рамках мироощущения японцев. Они рассматривают разрушение как естественную часть жизненного процесса, не видя трагедии в замене подлинника новоделом, ведь это, своего рода, реинкарнация.

Фрагменты интерьеров, главный вход и вид сверху Музея дерева в г.Хиого, Япония. Архитектор Тадао Андо. Фрагменты интерьеров, главный вход и вид сверху Музея дерева в г.Хиого, Япония. Архитектор Тадао Андо.

Фрагменты интерьеров, главный вход и вид сверху Музея дерева в г.Хиого, Япония. Архитектор Тадао Андо.

Фрагменты интерьеров, главный вход и вид сверху Музея дерева в г.Хиого, Япония. Архитектор Тадао Андо.

Для них судьба живых деревьев не менее значима, чем судьба архитектурных сооружений. И вполне закономерно, что в 90-х годах наиболее впечатляющее строение из дерева появилось на перекрестке этих судеб - в Хиого, где, начиная 1950 г. , проводился фестиваль, посвященный памяти уничтоженных во время войны лесов. Автором построенного здесь Музея дерева стал Тадао Андо, самоучка, вдохнувший в конструктивистский геометризм необычную естественность. Его понимание связи с природой лишено сентиментальности – это не снисхождение к беззащитным травкам и цветочкам, а восхождение к стоическому мужеству естественного бытия. Поэтому здание музея, построенное из дерева в сочетании со стальным каркасом и железобетоном, не вызывает прямых литературных ассоциаций. Экспозиция размещается в кольцеобразном холле, внешний диаметр которого составляет 46 м. Входной мост ведет посетителей к смотровой площадке и дому для гостей. Внутри музея наклонный пол вовлекает их в движение вниз по спиралеобразной дорожке, которая вторит развивающемуся по спирали внутреннему простран-ству холла. Единственный элемент, апеллирующий к образу леса - высоченные (16 м) колонны из кедра. Тема контакта с природой возникает опосредованно, благодаря культовой атмосфере внутри здания, которая не опирается на заимствованные у храмовой архитектуры элементы, а формируется за счет концептуальной для Тадао Андо монументальности.

Общий вид и интерьеры Villa Vision, г.Тааструп, Дания. Архитекторы Флемминг Скуд и Ивар Мольтке. .Жилое пространство дома (например, полностью деревянный интерьер спальни) является своеобразной антитезой фасадному металлическому решению здания в стиле хай-тек. Общий вид и интерьеры Villa Vision, г.Тааструп, Дания. Архитекторы Флемминг Скуд и Ивар Мольтке. .Жилое пространство дома (например, полностью деревянный интерьер спальни) является своеобразной антитезой фасадному металлическому решению здания в стиле хай-тек.

Общий вид и интерьеры Villa Vision, г.Тааструп, Дания. Архитекторы Флемминг Скуд и Ивар Мольтке. .Жилое пространство дома (например, полностью деревянный интерьер спальни) является своеобразной антитезой фасадному металлическому решению здания в стиле хай-тек. Общий вид и интерьеры Villa Vision, г.Тааструп, Дания. Архитекторы Флемминг Скуд и Ивар Мольтке. .Жилое пространство дома (например, полностью деревянный интерьер спальни) является своеобразной антитезой фасадному металлическому решению здания в стиле хай-тек.

Общий вид и интерьеры Villa Vision, г.Тааструп, Дания. Архитекторы Флемминг Скуд и Ивар Мольтке. .Жилое пространство дома (например, полностью деревянный интерьер спальни) является своеобразной антитезой фасадному металлическому решению здания в стиле хай-тек.


Флемминг Скуд и Ивар Мольтке, авторы здания под названием Villa Vision, концептуально исходят из объективности понятия "здоровый дом" , уделяя особое внимание проблеме энергосберегающих технологий. Не только выбор материалов, но и образ для них вытекает из сугубо экологических критериев. Любопытно, что решая задачу создания дома, который вдохновит землян на единение с природой, они на новом витке вернулись к архитектурным приемам Райта. Крыша как символ дома, "каменное" ядро и подчеркнутый выход в окружающее пространство подтвердили свою целесообразность и с точки зрения бережного отношени к природным ресурсам. В Villa Vision древесина используется фрагментарно, зато совершенно обоснованно: только там, где декоративный заряд дерева подкреплен его функциональными возможностями. Это - пример наиболее последовательной реализации экологических принципов, соблюдаемых на всех этапах обработки материалов, строительства и существования в архитектурной среде.

Детский сад в Штуттгарте, Германия. Архитектор Питер Майер. Каскадные чередования различных объемов дают свободу детской фантазии.

Детский сад в Штуттгарте, Германия. Архитектор Питер Майер. Каскадные чередования различных объемов дают свободу детской фантазии.


Однако сам человек должен и может являться предметом экологической заботы, и здание, предназначенное для "выращивания "людей, спроектированное Питером Майером, переносит акцент с технологического аспекта деревянной архитектуры на аспект психологический. Day Care Center - продвинутый детский сад в Штуттгарте, расположен в прекрасном лесопарке и представляет собой дом-город, состоящий из простых по форме, но затейливо скомпонованных объемов. Их пропорции соответствуют особенностям детского восприятия: от размеров окон до масштаба крыш многоэтажное сооружение лишено подавляющего гигантизма. Здесь также соблюден экологический принцип визуального разнообразия, который превращает саму постройку в предмет игры и источник детской фантазии. На первый план выходит интуитивная понятность древесины, и вместо отчужденного бетонного "черного ящика" детям предлагается среда, легкая для игрового освоения. Такой подход имеет совсем недетскую перспективу в мире, который захлестывает вал "загадочных" предметов и нерукотворных строений, - борьба психологическим давлением продуктов цивилизации в новом тысячелетии так же актуальна, как борьба с расточительным отношением к природным ресурсам.

НАПРАВЛЕНИЯ

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
пожалуйста, зарегистрируйтесь

Ваш E-mail:

Я живу в Cанкт-Петербурге





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





архитектор Сантьяго Калатрава

вокзал в ЛьежеНовый вокзал в Льеже, Бельгия, 2009

небоскреб Turning TorsoНебоскреб Turning Torso в Швеции .

здание все-place здание все-place - галерея, проходящая сквозь один из кварталов деловой части Торонто (Канада).

иконка рубрики стили и направления

new! ленинградский
ар деко архитекторов Левинсона и Фомина.

new! Сантьяго Калатрава. Вокзал в Льеже.

Ричард Роджерс. Хай-тек и экология среды

Сантьяго Калатрава.Небоскреб в Швеции

Антонио Гауди. Дом Батло

Тойо Ито. Виртуальная архитектура
и Медиатека в Сендай

Бертольд Любеткин великий модернист

Ле Корбюзье. Монастырь

Йошио Танигучи. Музеи

Новейшая Пинакотека:
архитектурная риторика времен интернета


В гостях у Мельникова

Общественные пространства Канады

Из стекла

Парк как объект синтеза

Библиотечное пространство — эволюция формы

Композитор архитектурных форм

Архитектурная форма: в поисках свободы

Свет, пространство и форма в библиотеках Алвара Аалто

Музейная архитектура Японии прекрасная раковина без жемчужины

Леон Крие
(специальное интервью)


Деревянный модернизм
и деревянный ренесанс


Древесина в
современном контексте


Роберт Адам: неоклассика против модернистского истэблишмента

гуманная архитектура Криса Уилкинсона



ФормаАрхиблогКонкурсыГалереяКаталогСвязь с намиОбъявления