Текст: Александр Дернов
Янис Ксенакис (Iannis Xenakis) - грек по происхождению родился 29 мая, в 1922 году, в Румынии. Когда мальчику было 10 лет, семья Ксениакиса из Румынии возвратилась в Грецию, где Янис окончил колледж, а затем обучался музыке у Аристотеля Кундурова и окончил архитектурный факультет афинского Политехнического института. Позже, во время Второй мировой войны, он участвует в греческом сопротивлении и попадает в концентрационный лагерь, где его приговаривают к смертной казни. Затем следует побег, причем в результате тяжелого лицевого ранения Ксенакис теряет левый глаз (поэтому впоследствии его фотографируют только справа). В 1947 году Ксенкакис просит политического убежища в Париже, где позднее, в 1955 году, получает французское гражданство. Он продолжает занятия музыкой, обучаясь у А.Оннегера и О. Мессиана, и становится профессиональным композитором и одновременно - теоретиком и открывателем новых направлений в музыке. Парадоксально, но факт - несмотря на это Я. Ксенакис не отказывается от увлечения архитектурой. Есть упоминание об одной из встреч со знаменитым О. Мессианом, которого он считает своим главным учителем. Великий французский композитор вспомнил определение И.В. Гете: "Архитектура - это застывшая музыка" и предложил заняться решением этой проблемы. И хотя Я. Ксенакис не считал себя профессиональным архитектором, он участвовал в работах мастерской Ле Корбюзье (на ул. Севр в Париже) над Лучезарным городом в Марселе, монастырем святой Марии де ла Туретт в Эве-сюр-Ларбресль около Лиона и городом Чандигарх в Индии. В 1958 году по проекту Ксенакиса строится здание павильона фирмы "Филипс" на всемирной выставке в Брюсселе. В 1974 году, после падения в Греции режима полковников Я.Ксенакис получает возможность посетить родину, где его принимают как национального героя. С 1966 г. Я.Ксенакис - директор созданного им при Парижском университете "Центра исследований музыки, математики и автоматики (CEMAMu)". Произведения его широко известны и более того - стали классикой. В качестве примера можно привести Политопы, Метастазис и Теритектор, причем этот краткий список - всего лишь вершина айсберга. Им опубликованы два значительные труда "Формализованная музыка и Музыко архитектура". На его музыку ставились балеты Баланчиным и Роланом Пети. Он преподавал в университете штата Индиана, Лондонском Сити-Универсал, в Сорбонне. Вместе с тем он до конца жизни отдавал предпочтение большим оркестровым произведениям и всегда старался пространственно овеществлять, аудиовизуализи ровать свои произведения. В 1975 году он изобретает получивший широкую известность музыкальный компьютер L^UPIC (Unite polyagogique informatique du CEMAMu). Компьютер позволяет сочинять музыку посредством рисунка, без специальных знаний в области музыки или информатики. Он может быть применен для детей, не обучавшихся музыке, проявляя их способности к синтезу.
В 1956 году по предложению крупнейшей электротехнической фирмы "Филипс" известный архитектор Ле Корбюзье создал "Электронную поэму", превратившуюся в сенсацию и вызвавшую много споров на всемирной выставке ЭКСПО-58 , проходившей в Брюсселе под девизом "Человек и прогресс". Проектирование павильона для демонстрации "Электронной поэмы" Корбюзье поручил молодому архитектору и композитору из Греции - Я. Ксенакису. В результате павильон фирмы "Филипс" получил совершенно новую форму, а экспозиция ознаменовала открытие нового синтетического искусства. Всю эту эпопею - создание павильона и "Электронной поэмы", а также их демонстрацию на выставке можно назвать своеобразным спектаклем - мистерией. Имея несколько экстравагантный вид, павильон "Филипс" неизменно производил на публику сильнейшее впечатление. Несмотря на некоторый скептицизм, выраженный архитектурными критиками относительно многих павильонов на ЭКСПО-58, было очевидно, что в павильоне "Филипс" ощущался новый дух интернациональной архитектуры. Вероятно, поэтому международная комиссия присудила авторам этого сооружения первую премию.
Эскиз первоначальной идеи павильона "Филипс". |
|
|
Павильон "Филипс" на ЭКСПО-58. |
Эскиз Атомиума и панорама ЭКСПО-58 в Брюсселе. |
|
|
Эскиз светодинамической композиции к интерьеру павильона Франции на выставке ЭКСПО-67 |
Вход в павильон "Филипс". |
|
|
Криволинейная конфигурация павильона в плане напоминает рисунок желудка |
Рисунок Ксенакиса, отражающий развитие архитектурной идеи павильона "Филипс". Четыре нити на стержнях - как своеобразная модель, отображающая аналогии партитуры и процесса скручивания плоскости в гиперболоид. В результате из плоской линейчатой схемы выполняется переход к гиперболоиду. Из совокупности таких гиперболоидов был построен окончательный каркас павильона, - своеобразный фрейм, который может быть "заполнен" либо паузами, либо высоко или низко звучащими нотами-струнами. |
|
|
Предварительный макет павильона из проволочного каркаса и рояльных струн. |
Фрагмент партитуры пьесы "Метастазис" Яниса Ксенакиса. В журнале "Курьер Юнеско" (май 1986 года) приводится интервью с Я. Ксенакисом, в котором на вопрос: "Почему, по вашему мнению так связаны эти области творческой деятельности - музыка и архитектура? - он отвечает следующее: "Архитектура охватывает трехмерное пространство, в котором мы живем. Выпуклые и вогнутые поверхности имеют большое значение как для звуковой, так и для визуальной сферы. Главное здесь - соблюдение пропорций. В идеале архитектура должна заботится не об украшательстве, а только о пропорциях и объемах. Архитектура - это каркас (компьютерщики это называют "фреймами". А. Д.) Она связана с визуальной сферой, в которой есть компоненты рационального, а эта область составляет и часть музыки. Хотим мы этого или нет, но между архитектурой и музыкой существует мостик. Он основывается на наших психических структурах, которые в обоих случаях одинаковы. Например, композиторы используют симметрические построения, которые существуют и в архитектуре... При проектировании павильона "Филипс" я заимствовал идеи из оркестровой музыки, которую сочинял в то время ". |
|
|
Здание павильона одновременно вмещало приблизительно 500 зрителей. При входе в это сооружение посетителя со всех сторон окружала поверхность оболочек сложной кривизны. Проекция фильмов "Электронной поэмы" одновременно демонстрировалась на двух противоположных кривых поверхностях, охватывающих зрительный зал, в то же время со всех других поверхностей зала возникал разноцветный свет, сопровождаемый звуками и шумами. Для звучания трехмерной (стереофонической) музыки служили 300 громкоговорителей, расположенных на различных расстояниях, преимущественно в углах и на вершинах покрытия. Громкоговорители действовали синхронно с проекцией цветного изображения и светом. Звук исходил из трех звуковых колец, связанных с группами громкоговорителей. От такого расположения источников света и звука получился интересный и новый эффект - удалось избежать ряда обычных акустических недостатков помещений. *ГИПАР - сокращение термина "гиперболический параболоид", линейчатой поверхности двоякой и отрицательной гаусовой кривизны. В отличие от фигуры двоякой положительной кривизны - элипсоида или сфероида, - то есть купола, ГИПАР имеет 2 радиуса кривизны, ориентированные в различные стороны, которые образуют таким образом форму седла. |
Вид на павильон с антуражем и отражением в воде рождает образ, в совокупности напоминающий Вифлеемскую звезду. |
|
|
Главный вход в павильон. На переднем плане - октаэдр с неоновой надписью "Электронная поэма Филипс". Основной каркас павильона состоял из системы железобетонных стоек и балок круглого сечения, положение которых определялось пересечением двенадцати гиперболоидов. Эти стойки передавали основные нагрузки на фундамент. Формирование поверхности обеспечивалось за счет натяжения связей между каркасом и заанкеренными бортовыми элементами фундамента. Поверхность павильона (с внутренней площадью около 500 м2) составляла 4800 м2 и была образована путем соединения около 4000 шт. предварительно напряженных железобетонных плит с размерами 1,5 х 0,8 м при толщине 5 см. После предварительного монтажа каркаса осуществлялось натяжение связей, образующих своеобразную клетку. Все заранее заготовленные плиты и ребра собирались на подмостях, а затем уже на месте подвергались предварительному напряжению и замоноличивались. Натяжение связе производилось так, чтобы обеспечить равномерное напряжение по всей железобетонной поверхности оболочек. Общий вес металла, затраченного на несущую оболочку, составил 32 т, так что общий его расход составил 64 кг/м2. |
Не менее сложной и впечатляющей была музыкально-визуальная сторона экспозиции.
Эскиз светодинамической композиции возник как "политоп" - развитие идей, не реализованных в павильоне "Филипс" на Экспо-67 в Монреале. |
|
|
Осуществленная композиция, состоящая из множества отдельных струн, натянутых в интерьере французской экспозиции. Каждая струна со множеством лампочек может стать светящейся траекторией, образуя коническую сеть. Сеть имитирует возбужденные молекулы или атомы радужного тумана, сопровождающего исполнение оркестрового произведения, например "АРСИМА", как это было в 1967 году. Эффект от политопов складывается одновременно и синхронно из вспыхивающих и гаснущих (через 0,3 сек) цветных траекторий, образующих поле возбужденного тумана. Он оживает вместе со звучанием музыки. "Политоп" - это слово, которого нет в словарях, происходит от греческих "поли" - многочисленный и "топос" - место, угол, территория. В совокупности это идея пространственно зонированной множественности, в которой подразумевается генеральная объединяющая функция (как в архитектуре). Впервые идеи политопа у Ксенакиса находят свое выражение в Монреале, в интерьере павильона Франции. В политопах, в дополнение к предшествующим линиям, точкам, поверхностям, пропагандируется новая техника миражей, которые резонируют и сливаются с музыкальной темой, как это происходит в природе. Этот переливающийся, как перламутр, радужный туман следует за состоянием возбужденной среды и является символом ее единства. В этом смысл живописи, которая воплощается в немузыкальном отображении политопов. |
Содержание электронной поэмы -"Фильм-Мистерия Ле Корбюзье". Это восхождение к истокам культур, рождающих ассоциации ритуалов, связанных с циклическими воспроизведениями. Кадры из электронной поэмы Корбюзье - ряд из естественных живых мотивов: 18. Палеонтологический образ - динозавр Юрского периода, 19. Образ Быка-Тауроса, сохранившийся в испанской корриде, 20. Младенец. Острота архитектурных форм стала одной из характерных черт первой послевоенной всемирной выставки. |
|
|
Образ II Мировой войны, ассоциируется у Ле Корбюзье с театром Добра и Зла - Тавромахией. Картина Ле Корбюзье TAUREAU VI - тема, к которой он обращался неоднократно, отражает борьбу человека с обуревающими его страстями. Есть упоминания об участии в подготовке сценария "Электронной поэмы" П.Пикассо, также культивировавшего мотивы Тавромахии. |
Вантовое скульптурное сооружение над входом Наций |
|
|
Павильон бельгийской фирмы "Мари Тома" |
Логотип ЭКСПО-58 |
|
Автор статьи выражает благодарность композитору и теоретику музыки А.Харьковскому за информационное содействие и помощь в интерпретации музыкального творчества Я.Ксенакиса, также благодарит профессора факультета социологии СПбГУ Л.С.Шишкину за организацию семинаров "ХХ век в обратной перспективе. Линия Ксенакиса", проходивших весной 2000 года в Санкт-Петербурге.