Форма - портал для архитекторов и дизайнеров
архиблог  конкурсы  галерея   каталог  объявления  форум 
Loading

БИБЛИОТЕЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО - ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМЫ

Текст: Валерий Нефёдов


  Заказ на архитектурное оформление объектов, в которых концентрируются новейшие достижения в области информации, - характерное проявление развивающегося общества. Под влиянием прогресса многие библиотеки, остававшиеся продолжительное время основными центрами образовательной активности населения, сегодня остро нуждаются в функциональной реорганизации. Становится всё более очевидным, что назрела необходимость рассмотреть и осмыслить происходящие в этой области процессы. Появление альтернативных носителей информации изменило представление не только о функции вновь возводимых архитектурных объектов, но и о подходах к их формообразованию. В зарубежной практике библиотеки превращаются в новейшие мультимедийные центры. Они позволяют использовать дизайн, чтобы создавать оптимальные условия для разносторонней познавательной деятельности.


  

Новые функции


  Появление архитектурных объектов нового поколения, в том числе медиатек, означает отход от продолжительной монополии бумажных носителей информации. Одновременно доля электронных носителей увеличивается, и характер использования многих помещений радикально меняется. Современные архитектурные и дизайнерские решения всё более ориентируются на создание условий, позволяющих гибко чередовать различные виды культурно-познавательной деятельности в структуре одного объекта. При этом само понятие "библиотека" интерпретируется по-новому: как интеллектуальное пространство и центр культуры. Вместо весьма распространенного ранее приема организации библиотечного пространства в виде системы изолированных помещений всё чаще применяются подходы, которые дают возможность сочетать функции образования и развлечения в непрерывном, перетекающем пространстве, широко используя мультимедиа.

Фасад и разрезы медиатеки в г.Сендай (Япония), иллюстрирующие концепцию вертикального зонирования и выделения отдельных функциональных слоев. В архитектурном решении медиатеки удачно использована тема вертикальных веерных колонн, образующих своеобразный конструктивный каркас здания. Архитектор Тойо Ито

Фасад и разрезы медиатеки в г.Сендай (Япония), иллюстрирующие концепцию вертикального зонирования и выделения отдельных функциональных слоев. 

  Достаточно интересна в этом отношении медиатека, построенная в японском городе Сендай. Вертикальное зонирование нового здания позволяет выделить в нём функциональные "слои" - этажи, предоставляющие посетителю возможность при желании переходить из кинозала в читальный или видеозал, а из информационного зала - в детскую зону или кафе. Чередующиеся функции различных помещений помогают сократить психологические нагрузки, возникающие из-за продолжительного пребывания в монотонном информационном пространстве, где занятия и характер окружения подолгу не меняются. В архитектурном решении медиатеки удачно использована тема вертикальных веерных колонн, образующих своеобразный конструктивный каркас здания.

Медиатека в Нанте, Франция. 

Медиатека в Нанте, Франция. За контурами простых геометрических форм угадывается функциональная логика пространства. Активный вынос козырька обозначает расположение входа и направление движения сквозь объем.

Изолированность и открытость отдельных залов медиатеки проявляется в контрастных сочетаниях глухих и остекленных ограждающих поверхностей, между которыми остается место для фрагментов природы. Нант.

Изолированность и открытость отдельных залов медиатеки проявляется в контрастных сочетаниях глухих и остекленных ограждающих поверхностей 

  Контрастным примером объёмно-пространственной организации является медиатека в Нанте. В основу ее композиции положено размещение в одном уровне различных функциональных зон, отвечающих наиболее востребованным формам получения информации с помощью различных носителей. По обеим сторонам от основного транзитного пространства располагаются кинозал, видеозал, зал для прослушивания музыкальных записей и библиотека.
Дизайн библиотечного пространства в данном случае отличается оригинальностью замысла, как с точки зрения светового решения, так и в части интегрированного подхода к трактовке оборудования, обретающего весомое композиционное значение.
Имеющий в плане форму сегмента читальный зал освещается верхним светом через проем вдоль криволинейной стены со стеллажами и "распахивается" в природное окружение сквозь боковую остекленную поверхность. Преобладание светлых тонов мебели, выполненной из дерева, в сочетании с мягкими очертаниями контура потолка и ярким световым периметром создает ощущение легкости и воздушности интерьера библиотеки.
Пространство удачно масштабировано за счет функционально продуманной и в то же время композиционно интересной расстановки стеллажей, справочных модулей с компьютерами и столов. Интерьер предстает как "живое" информационное пространство, опровергающее устойчивые стереотипы в представлении о библиотеках как статичных, маловыразительных и однообразных помещениях.
Всего лишь два примера из современной зарубежной практики демонстрируют диапазон возможностей для развития архитектуры и дизайна в этой новой для нас области.
Эволюция формы и функции подобных объектов подтверждает намерения развитых стран вкладывать средства в эстетическое и функциональное обновление информационного пространства.

Пространство читального зала наполнено воздухом и светом за счет сочетания верхнего и бокового остекления 

Пространство читального зала наполнено воздухом и светом за счет сочетания верхнего и бокового остекления. Нант.

  В культурной столице России
  Сравнивая эти здания с библиотеками Санкт-Петербурга, поневоле отмечаешь плачевное состояние последних. Затянувшееся на 25 лет проектирование и строительство Российской национальной библиотеки у Парка Победы на многие годы "сковало" бюджет, предусмотренный на развитие остальных библиотек. В этих условиях актуальность оптимизации около 200 публичных библиотек города становится достаточно очевидной.
Не случайно в июле 2000 года по инициативе Петербургского библиотечного общества при поддержке Института "Открытое общество" и Немецкого культурного центра им. Гете в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете был проведен международный семинар и мастер-класс "Библиотека 2000: технология и дизайн". Участие в семинаре и мастер-классе профессиональных архитекторов из России, Германии, США, а также студентов трех вузов города и библиотечных работников позволило впервые объективно оценить состояние наших библиотек и за достаточно короткий период - одну неделю - подготовить эскизные проекты реконструкции четырех из них. Примечательно, что состоявшийся конструктивный разговор и разработка проектов имели весьма результативное продолжение. Уже в сентябре минувшего года большая группа участников семинара имела возможность убедиться в стремительном продвижении современной архитектуры и дизайна библиотечных зданий у наших ближайших соседей, в Финляндии.

Легкость, масштабность, лаконичность и технологичность - наиболее характерные качества здания новой библиотеки в Вихти, Финляндия.

библиотека в Вихти, Финляндия 

   Развивая уникальное культурное наследие в этой области, связанное с именем Алвара Аалто, эта страна в своей новейшей практике демонстрирует воплощенные приоритеты культуры, отвечающие интересам информационного общества. При этом доступность информации на различных носителях и качество архитектуры библиотечных зданий стали фактически независимыми от размеров населенного места. Многие новые авангардные постройки можно встретить в сотнях километров от финской столицы, в небольших городах, при этом уровень их дизайна не уступает столичному.

библиотека в Лахти 

Наполненное светом, свободно "текущее" пространство читального зала библиотеки в Лахти продолжает традиции школы Алвара Аалто. Плавность линий интерьера продолжена в мягких очертаниях искусственного рельефа и живописной растительности вблизи здания.

   Движение к обновленной форме информационного пространства
  Преобладающая особенность большинства новых библиотечных зданий в Финляндии - лаконичное формообразование основных объемов, максимально наполняемых функциональным смыслом. "Читаемость" функции и возможность ориентации в большом объеме носителей информации достигается благодаря оптимальной компоновке оборудования (информационные стенды, стеллажи, столы), располагаемого с учетом наиболее удобного и достаточно свободного передвижения читателей внутри здания. Характерно, что помещения для пребывания обслуживающего персонала и обработки литературы часто размещаются за стеклянными перегородками, зрительно раздвигая пространство для читателей. Расстановка стеллажей для книг и разнообразие их дизайна составляют дополнительные возможности для выражения индивидуальности каждого интерьера.

Свет и цвет взаимодействуют наиболее активно в зонах свободного характера пребывания посетителей. Сомеро.

интерьер библиотеки в Сомеро 

Уменьшенный размер помещения и активная световая разработка поверхности потолка в Сомеро 

Уменьшенный размер помещения и активная световая разработка поверхности потолка выделяют детское читальное пространство из большинства других помещений библиотеки в Сомеро.

  Муниципальная библиотека в городе Сомеро интересна своей трактовкой контрастной цветовой гаммы в интерьере в сочетании с заметным разнообразием дизайнерских интерпретаций - как основного оборудования, так и светильников. Эффект включения в наиболее освещенные части пространства активных колористических акцентов в виде зеленых или красных поверхностей стен дополняется "наложенными" на них ажурными силуэтами белых светильников. Дизайн читального пространства для детей отличается тем, что поверхность потолка использована для творческой разработки темы звездного неба: множество небольших лампочек на темно-синем фоне. Поиск уменьшенного масштаба детской зоны с адекватной корректировкой размеров необходимого оборудования поддержан выбором активного цветового решения. Оно отвечает назначению помещения, где явно присутствуют элементы игрового характера. Располагаясь в непосредственной близости от других помещений библиотеки, детское читальное пространство создает дополнительные удобства для пребывания родителей с детьми и их совместного интеллектуального развития. Дизайнерская трактовка интерьера библиотеки в Сомеро отличается от многих других аналогов разумной степенью формализации таких, казалось бы, стабильно однообразных элементов пространства, как стеллажи, лестничные площадки, контуры несущих конструкций покрытия и других.

Столкновение контрастной геометрии прямолинейных и криволинейных контуров в различных элементах интерьера вносит определённое оживление в облик открытого пространства. Сомеро.

Столкновение контрастной геометрии прямолинейных и криволинейных контуров в различных элементах интерьера  

  Отходя от большинства известных стереотипных решений, авторы обращаются к разнообразным геометрическим формам. Таким образом им удалось не только достичь определенного эстетического эффекта, но и использовать нестандартность очертаний оборудования и конструкций, чтобы повысить функциональные качества пространства. В частности, за счет объединения двух полукруглых в плане стеллажей были организованы относительно изолированные читательские места.

Цветовой и световой эффекты концентрируют внимание посетителя библиотеки 

Цветовой и световой эффекты концентрируют внимание посетителя библиотеки в Сомеро на месте размещения справочной информации.

  Следуя приоритету светлых тонов в интерьере, проявляющемуся и в выборе тональности покрытия пола, проектировщики не упускают возможность выделить на этом фоне элегантные очертания "обычных" столов и стульев с помощью очень насыщенной цветовой гаммы.

Входной пандус в читальное пространство вместо привычных лестниц - зримое проявление доступности библиотеки для людей с ограниченными физическими возможностями. Вихти.

Входной пандус в читальное пространство вместо привычных лестниц 

Расположение, цветовой и графический рисунок лестницы играют решающую роль в композиции интерьера читального зала 

Расположение, цветовой и графический рисунок лестницы играют решающую роль в композиции интерьера читального зала. Вихти.

  Перечисление оригинальных подходов к трактовке библиотечных зданий в Финляндии было бы неполным без упоминания такого примечательного объекта, как библиотека в Вихти. Выполненное в архитектурных формах, созвучных периоду советского конструктивизма, это здание в то же время "впитало" в себя многие новейшие достижения стиля "хай-тек". Все компоненты интерьера выполнены в современной манере, внося немало оригинальных предложений как в функциональную организацию библиотечного пространства, так и в трактовку образной характеристики здания.
К числу очевидных архитектурных достижений можно отнести удачное взаимное размещение помещений для обслуживания посетителей, хранения книг и пребывания персонала (используются возможности вертикального зонирования). Кроме того, интересно выделено "детское" пространство: оно представляет собой выдвинутое из основного объема помещение, имеющее форму усеченной трехгранной призмы. Сочетая естественный верхний и боковой свет с оригинальным зигзагообразным световым контуром в плоскости потолка, авторы проекта и повышают световой комфорт, и усиливают эстетическую выразительность интерьера. Лестница в центре зала, необходимая для связи читального зала с помещениями обслуживающего персонала, поставлена по диагонали. Она одновременно способствует масштабному разграничению помещения и играет роль своеобразного скульптурного акцента. Металл в различных функциональных проявлениях (экраны у столов с компьютерами, секции из решетки вдоль светового контура на потолке, ограждения лестниц) формирует определённый визуальный каркас открытого пространства. Он композиционно ориентирован на преобладание стиля "хай-тек".
В целом решение библиотеки в Вихти позволяет говорить о стремлении придать всем ее компонентам наиболее выразительный, современный характер. Дизайнерские решения зачастую направлены на организацию удобной для читателей среды.
Яркое проявление этой тенденции - превалирующая в современных библиотеках свободная трактовка основных помещений, обладающих необходимым набором оборудования для хранения литературы и мест для чтения. При этом внутреннее и внешнее пространства гармонично объединяются. Так, одна из отличительных особенностей организации читального зала в городской библиотеке города Лахти - комфортная зона для чтения, сформированная вдоль волнообразной стены из стекла, за которой находится каскадная ландшафтная композиция. Для интеллектуального пространства смена зрительных впечатлений от восприятия самого интерьера и ближайшего окружения здания очень актуальна. Приём, наделенный четким психологическим смыслом, помогает частично избавиться от нагрузки, неизбежно возникающей в процессе продолжительной концентрации внимания при чтении. В этом интерьере невольно впечатляет легкость, с которой трактована волнистая поверхность ограждающих конструкций, обилие светлых тонов, а также лаконичный дизайн мебели.

Сквозь зеркальную остекленную поверхность фасада библиотеки в университетском комплексе Хельсинки видны контуры растительности внутренних зимних садов, продолжающих тему природы в самом здании.

библиотека в университетском комплексе Хельсинки 

   В том, что тема интегрирования природных форм в структуру библиотечного пространства неисчерпаема, убеждает одно из зданий комплекса нового университета в Хельсинки. В данном случае для размещения фрагментов живой природы в интерьере использован весьма выразительный прием. Несколько секторов внешнего контура круглого в плане здания заполнили небольшими зимними садами. Чередование серии таких зеленых "оазисов" и помещений со стеклянными перегородками для работы с литературой рождает у находящихся в пределах здания людей необычное ощущение погружения в природную среду. Преобладающий материал - натуральное дерево активно поддерживает тему доминирования природных компонентов в интерьере библиотеки.

Идея преобладания природных материалов в трактовке деталей интерьера из дерева. Хельсинки 

Идея преобладания природных материалов наиболее отчетливо проявляется в разнообразной трактовке деталей интерьера из дерева. Хельсинки.

  Заглядывая в будущее
  Приведенные примеры из зарубежной практики подтверждают необходимость дальнейшего поиска соответствующих средств дизайна и архитектуры для наиболее эффективного использования информационных и культурных ресурсов, заключенных в библиотечных зданиях. Постоянное обновление подходов к проектированию подобных объектов следующего поколения может реально способствовать умножению интеллектуального потенциала российских городов за счет создания условий для внедрения новых форм обслуживания посетителей.
Понятно, что молодые архитекторы, в том числе и студенты, проявляют повышенный интерес к этой области деятельности. Стремление к оригинальному мышлению, свободному от многих устоявшихся догм и стереотипов, позволяет им заглянуть в своих проектах в будущее с учетом динамичного процесса развития информационного общества.
Поэтому достаточно интересно, отбросив порою сковывающий нашу архитектурную практику, особенно в Санкт-Петербурге, комплекс историзма, взглянуть на представление молодых о среде для реального интеллектуального развития. Идеи свободной архитектурной формы, отвечающей современным возможностям строительства, прослеживаются в большинстве студенческих проектов. Отметая сложные декоративные ретро-наслоения, библиотечные здания предстают как воплощение существующих тенденций формообразования с минимизацией пластических средств и максимальным осмыслением назначения каждого архитектурного элемента.

Атриум в виде наклонного остекленного цилиндра в здании медиатеки на Московском проспекте в Санкт-Петербурге (фрагмент курсового проекта студента СПбГАСУ И. Халина, мастерская проф. В. Нефедова).

Атриум в виде наклонного остекленного цилиндра в здании медиатеки на Московском проспекте в Санкт-Петербурге (фрагмент курсового проекта студента СПбГАСУ И. Халина, мастерская проф. В. Нефедова) 

Курсовой проект здания медиатеки 

Курсовой проект здания медиатеки на Московском проспекте в Санкт Петербурге. Автор - студентка СПбГАСУ Л. Грошелева, мастерская проф. В. Нефедова.

  В частности, предлагая несколько вариантов создания медиатеки вблизи пересечения Московского проспекта и Смоленской улицы в Санкт-Петербурге, ряд студентов активно используют существующую фоновую застройку в качестве основы для реконструкции участка при максимальном сохранении озеленённой территории. Новые здания медиатеки заполняют композиционные "ниши" застройки и окружают сохраняемый зеленый массив по периметру, внося в панораму участка не только большую упорядоченность, но и заметно дополняя эту часть города проявлением современной архитектуры.

Зал фауны в культурно-библиотечном комплексе для слепых на Стрельнинской улице в Санкт Петербурге (фрагмент курсового проекта студента СПбГАСУ И.Халина, мастерская проф. В. Нефедова).

Зал фауны в культурно-библиотечном комплексе для слепых  

Читальное пространство для детей в комплексе для слепых 

Читальное пространство для детей в комплексе для слепых (фрагмент курсового проекта студентки СПбГАСУ Н. Яблонской, мастерская проф. В. Нефедова).

  Одна из нерешенных на сегодня задач отечественной архитектурной практики связана с организацией информационного пространства, доступного для людей с ограниченными физическими возможностями. Речь идет не только об использовании соответствующего оборудования, но и о создании качественно новых объектов, способствующих преодолению существующей отчужденности этой категории людей. Поэтому, в частности, взяв в качестве объекта проектирования библиотеку для слепых людей на Стрельнинской улице в Санкт-Петербурге, ряд студентов предложили создать там культурно-библиотечный комплекс для слепых.
По существу, впервые столь масштабно рассматривается вопрос создания в городе пока единственного подобного культурного центра для людей с проблемами зрения. Более того, взамен традиционной библиотеки предлагается создать целый комплекс из многих помещений, в которых информация становится доступной, в основном, благодаря возможности непосредственного контакта посетителя с разнообразными предметами, или тактильным путем. Так, понимание более привычных для слепого человека проблем восприятия окружающей действительности привело к появлению в структуре будущего объекта, наряду с читальными и компьютерными залами, целого ряда помещений, в которых посетитель сможет "прочитать" руками историю развития техники или почувствовать недоступную в обычном зоопарке форму животных, "осмотреть" галерею выдающихся людей Санкт Петербурга или провести рукой по наиболее характерным постройкам города, выполненным в уменьшенном размере. Дополнительными средствами ориентации слепого человека в подобном интерьере становятся всевозможные поручни, фактура поверхности пола, звуковые сигналы и определённая закономерность размещения информационных материалов.

Зал техники в культурно-библиотечном комплексе для слепых (фрагмент курсового проекта студента СПбГАСУ И.Трофимова, мастерская проф. В.Нефедова).

Зал техники в культурно-библиотечном комплексе для слепых 

  Отличаясь в заметной мере от привычных приемов оформления интерьера, культурно-библиотечный комплекс для слепых содержит немало дополнительных возможностей для дизайнерских и архитектурных разработок, отражающих специфику использования подобных объектов. Многие из перечисленных проектных предложений, скорее всего, останутся лишь на бумаге. В то же время информационное пространство сегодня с необходимостью требует расширения и радикального обновления существующих библиотек. Без массового понимания этого факта трудно представить преодоление стереотипов, инертности и консерватизма самого мышления - ведь это мышление и есть следствие наших "темных" пятен в библиотечном пространстве.

Зал архитектурных достопримечательностей в культурно-библиотечном комплексе для слепых 

Зал архитектурных достопримечательностей в культурно-библиотечном комплексе для слепых (фрагмент курсового проекта студентки СПбГАСУ Л.Грошелевой, мастерская проф. В.Нефедова).





Стили

Архитекторы

Страны




общественные здания

библиотека в Отаниеми, Алвар АалтоСвет, пространство и форма - библиотеки Аалвара Алто

виртуальная модель медиатеки медиатека в Сендай Тойо Ито.

фрагмент интерьера библиотеки современные библиотеки и медиатеки в аналитическом обзоре профессора В. Нефедова.

современная архитектура: статьи и обзоры Архитектура после стиля
Стили и направления. Современная архитектура НАПРАВЛЕНИЯ
Проекты -архитектурные проекты общественные здания и частные дома ПРОЕКТЫ
Дизайн интерьера -загородный дом, магазин, клуб и другие ИНТЕРЬЕРЫ
Предметный дизайн, арт-дизайн, дизайн мебели, дизайн металла. ДИЗАЙН
Современные технологии в архитектуре ТЕХНОЛОГИИ
Коллекции мебели от известных дизайнеров КОЛЛЕКЦИИ
Интервью с архитекторами, галерея мастерских. МАСТЕРСКИЕ
Новости российской и зарубежной архитектуры. Архитектурные выставки. Новости
архитектуры
Прямые ссылки на сайты - великие архитекторы и дизайнеры. Все ссылки аннотированные Архипаноптикум
отправить письмо в редакцию сайта Архитектура и дизайн - Форма СВЯЗЬ С НАМИ
Сайт Форма - информация для архитекторов, рекламодателей, заказчиков О САЙТЕ
Rambler's Top100  
 
иконка рубрики стили и направления

new! ленинградский
ар деко архитекторов Левинсона и Фомина.

new! Сантьяго Калатрава. Вокзал в Льеже.

Ричард Роджерс. Хай-тек и экология среды

Сантьяго Калатрава.Небоскреб в Швеции

Антонио Гауди. Дом Батло

Тойо Ито. Виртуальная архитектура
и Медиатека в Сендай

Бертольд Любеткин великий модернист

Ле Корбюзье. Монастырь

Йошио Танигучи. Музеи

Новейшая Пинакотека:
архитектурная риторика времен интернета


В гостях у Мельникова

Общественные пространства Канады

Из стекла

Парк как объект синтеза

Библиотечное пространство — эволюция формы

Композитор архитектурных форм

Архитектурная форма: в поисках свободы

Свет, пространство и форма в библиотеках Алвара Аалто

Музейная архитектура Японии прекрасная раковина без жемчужины

Леон Крие
(специальное интервью)


Деревянный модернизм
и деревянный ренесанс


Древесина в
современном контексте


Роберт Адам: неоклассика против модернистского истэблишмента

гуманная архитектура Криса Уилкинсона