”орма - портал для архитекторов и дизайнеров

Контейнер для света: вокзал от Сантьяго Калатравы

автор статьи и фотографий © Алина Гринчель специально для Формы
Форма>направления>страны>
архитектор Сантьяго Калатрава, фотопортет

Случайных прохожих, замешкавшихся на вокзале, хватает за рукав фотограф, снимает, а потом сует в руки визитку с надписью «официальный сайт вокзала Льеж-Гийемен (Liege-Guillemins)», торопливо бежит к следующей жертве.
Конец сентября 2009 года, открытие вокзала в городе Льеж (Бельгия). Проект-долгострой, процесс реализации занял 8 лет. Впрочем, автор, испанский архитектор Сантьяго Калатрава, этим ничуть не смущен, и в комментариях для прессы замечает:

«Я хотел создать современный вокзал, отличный от всего того, что я знал. Доступный – так чтобы из городского автобуса можно было спокойно пересесть в скоростной поезд TGV, чтобы была проработана инфраструктура и связь с городским транспортом. И при всем при этом – чтобы вокзал был местом, где приятно прогуливаться в ожидании поезда. Все это требует времени. Я построил за свою жизнь семь вокзалов, и стройка никогда не занимала меньше семи лет».



платформы нового вокзала в Льеже, архитектор Сантьяго Калатрава

Старый вокзал в Льеже был построен в 1958 году, и технически устарел (недостаточно разработанная система торможения скоростных поездов, немногочисленные и узкие платформы). Тем не менее, Льеж - большой развивающийся промышленный город (население около 200 тыс. человек) и абсолютный европейский перекресток: налево пойдешь – в Лилль и Париж придешь, направо пойдешь – в Германию и в Люксембург придешь, а прямо – в голландский Маастрихт.

входная зона вокзала в Льеже, архитектор Сантьяго Калатрава

«Новый вокзал специально адаптирован для скоростных поездов, к тому же он подключен к автомобильной сети – автобан проходит у самого вокзала, в каких-то двадцати метрах. Калатрава построил въезд на дорогу и парковку на 800 мест за вокзалом»,

- рассказывает Винсент Булард, директор вокзала TGV в Льеже.
Когда в 1996 году был открыт конкурс на строительство нового железнодорожного узла в Льеже, в нем приняли участие 12 кандидатов, в том числе Сантьяго Калатрава. Именно богатый опыт работы над вокзалами обусловил выбор его проекта. В портфолио Калатравы можно найти такие ключевые железнодорожные постройки, как вокзал TGV в Лионе и вокзал Orient Station в Лиссабоне. Но, по словам самого архитектора, здание в Льеже – получилось наиболее удачным в плане транспортной доступности, и, что немаловажно, освещения, работы со светом.

Каркас шатра состоит из 39 металлических арок высотой до 40 метров, ширина этого навеса составляет 73 метра, длина – 200 метров. Арки опираются на два пешеходных мостика над путями.

Однако процесс строительства нельзя назвать простым. Стройка проходила над действующими железнодорожными путями, по которым ни на минуту не переставали ходить поезда. Для возведения воздушного белоснежного шатра вокзала потребовалось более 70 000 кубических метров белого бетона – совершенно далекого от поэзии материала. Бетон изготавливался из цемента, песка и дробленого камня - разумеется, со специальными добавками. Если приглядеться к конструкции воздушного шатра над путями и платформами, то можно заметить, что в ней нет ни одной прямой – только кривые, изогнутые линии, словно во время роста это чудовищное растение постоянно двигалось, не в силах смирно ждать окончания работ.

конструкция покрывающего вокзал купола, Сантьяго Калатрава

Каркас шатра состоит из 39 металлических арок высотой до 40 метров, ширина этого навеса составляет 73 метра, длина – 200 метров. Арки опираются на два пешеходных мостика над путями. Основная трудность была в том, чтобы установить гигантские металлические конструкции над путями – происходило это в течение нескольких уикендов по ночам, сборка шла на площади перед вокзалом. Поверхность белоснежного шатра покрыта стеклом – 32 000 квадратных метров стекла. К счастью, проблема чистки покрытия была решена еще в проекте – стекло моют роботы, ездящие по мини-рельсам, вмонтированным в арки.
Общий бюджет строительства составил 312 миллионов евро. На вопрос «Не слишком ли высокая это цена для обыкновенного вокзала?» Винсент Булард сухо ответил «это цена самолета Airbus 380. Только в данном случае деньги потрачены действительно на нужды горожан, и вокзал прослужит много лет, это очевидно».

вид на вокзал со стороны путей

Попытки описать вокзал и тем самым объяснить его очарование заранее обречены на провал. Одно очевидно – Калатрава создал прямо-таки контейнер для света, объект, который этот свет аккумулирует, дробит его на отдельные потоки, распределяя их причудливо и профессионально. Белая черепаха купола видна со всех городских возвышенностей. Она станет ориентиром для горожан, а здание вокзала - ориентиром для проектировщиков. Как, впрочем, и сам Калатрава - инженер, обогативший современную архитектуру.

панорама города Льеж с шатром нового вокзала

НАПРАВЛЕНИЯ

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Форма>>Направления>> Сантьяго Калатрава: вокзал в Льеже

автор статьи и фотографий вокзала в Льеже ©Алина Гринчель, статья написана специально для архитектурного портала "Форма", перепечатка запрещена.

остекление вокзала, интерьерный вид

архитектор Сантьяго Калатрава

вокзал в ЛьежеНовый вокзал в Льеже, Бельгия, 2009

небоскреб Turning TorsoНебоскреб Turning Torso в Швеции .

здание все-place здание все-place - галерея, проходящая сквозь один из кварталов деловой части Торонто (Канада).





Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь

Ваш E-mail:

Я живу в Санкт-Петербурге





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru



ФормаАрхиблогКонкурсыГалереяКаталогСвязь с намиОбъявления