”орма - портал для архитекторов и дизайнеров

Общественные пространства Канады

П. Лошаков, кандидат архитектуры

Канадская Национальная галерея, архитектор Моше Сафди

Канадская Национальная галерея
в Оттаве, открытие которой состоялось в мае 1988 года, вскоре стала всемирно известным архитектурным произведением. Ее автор, канадский архитектор Моше Сафди, прославился благодаря одной из первых своих построек - жилому комплексу Хабитат-67 в Монреале. Национальная галерея относится к редкой категории сооружений, которые при непосредственном восприятии оказываются не хуже, а лучше своего фотографического образа, созданного книжными и журнальными публикациями. Во многом это объясняется поразительной взаимосвязью постройки и окружения.

Канадская Национальная галерея, архитектор Моше Сафди

Канадская Национальная галерея, архитектор Моше Сафди

Известно, что архитектурная форма является слепком образа жизни, воплощением идей и ценностей создавших ее людей. Но это одна сторона: слепок есть отпечаток того, что внутри. Есть и другая сторона - внешняя форма. Она отражает как рукотворное окружение, так и естественное, природное. Здесь возникает невольная игра слов - дело в том, что многие новые, обильно остекленные общественные комплексы и постройки в Канаде действительно отражают (в буквальном смысле) безграничные просторы окрестных ландшафтов, кристально чистые реки и озера, высокое небо.

Отражают они и глубоко профессиональное, уважи-тельное следование местной архитектурной традиции, хотя понятно, что историческая глубина этой традиции не идет ни в какое сравнение с европейской. Однако может именно это обстоятельство и заставляет быть бережным и внимательным к тем немногим приметам исторической идентичности, преемственности, которые удается нащупать и выразить в архитектурном произведении.

По назначению общественные пространства Канады многообразны и сбалансированы. Это следствие баланса тех социально значимых сфер общественной жизни, интересы и образы которых воплощаются в возводимых зданиях и комплексах. Здесь - и торговля, и администрация, и бизнес, и культура.

В Канаде нет и тени надменного превосходства казенных домов - будь то парламент государства или местная администрация. Торговые комплексы (а некоторые из них являются крупнейшими в мире) не шокируют купеческой роскошью, навязчивым кичем, а обеспечивают демократичную и располагающую среду для каждого. Музеи не становятся носителями государственной идеологии или символами вечности в ее сиюминутном понимании, но превращаются стараниями их создателей в открытые и привлекательные для всех форумы, клубы, места общения и познания.

Канадская Национальная галерея, архитектор Моше Сафди

С одной стороны, здание органично вырастает из формы и рельефа скалистого мыса, возвышающегося над рекой Оттавой, с другой -доминирующие стеклянные объемы галереи продолжают сложившийся композиционный и стилистический строй административного центра канадской столицы - неоготические вариации, -начатые еще в середине XIX века грандиозным парламентским комплексом.

Самое замечательное, что достигнуто это единство не средствами постмодернизма, "одевающего" здание в приличествующие случаю одежды (примеров чего на, американском континенте великое множество), а в рамках добротной модернистской традиции с ее простыми геометрическими формами, правдивым отражением функциональной и конструктивной сущности постройки, демонстрацией наиболее выигрышных возможностей и свойств современных материалов. Архитектура Национальной галереи динамична:, здесь предусмотрен сложный сценарий чередования различных по форме, пропорциям и освещенности пространств, через которые последовательно движется посетитель; здесь и в буквальном смысле происходят трансформации управляемых экрановпарусов, регулирующих световую среду интеръеров.

Канадская Национальная галерея, архитектор Моше Сафди

здание ВСЕ-Place, архитектор Сантьяго Калатрава


ВСЕ-Place - произведение знаменитого испанского архитектора Сантьяго Калатравы. Он строит во всем мире, его проекты чрезвычайно разнообразны, но, одновременно, очень узнаваемы. Их форма, связана с самыми современными приемами конструирования и, одновременно, с образными находками строительной бионики, она перекликается со стилистикой промыишенного дизайна конца XX века,, равно как и с архитектурными мотивами высокой готики. Поразительная декоративность в сочетании с тектонической правдивостью поражает как профессионалов, так и обывателей. В этой галерее, проходящей сквозь один из кварталов деловой части Торонто, соединяется камерный масштаб и уют нескольких сохраненных и включенных в общую композицию исторических зданий со значительностью и престижностью вестибюльных ярусов двух офисных башен, возвышающихся над городом. В результате ВСЕ-Place уже стала местом съемки нескольких фильмов о будущем.

Калатрава - мастер не только целого, но и деталей. Это не столь уж распространенный дар в современной архитектуре. В прошлом архитекторов выручал разработанный до мелочей классический ордер. Калатрава создает свой собственный ордер, хотя сам принцип соединения правдивой конструкции с ее глубоким художественным осмыслением остается незыблемым.

Канада - многоязычная и полиэтническая страна, что составляет одновременно и основу повседневного бытового уклада, и существенный политический, идейный и культурный феномен. Поэтому не случайно, что в архитектурном формотворчестве то и дело возникают образы французской готики и ренессанса (дань первым колонистам-французам), с ними соседствуют прямые и косвенные цитаты из английской архитектуры викторианской эпохи, составившие, в частности, официальный образ государственной власти (ведь Канада является членом британского Содружества наций).

А объединяющими, иногда едва заметными, а иногда предметно-ощутимыми, становятся мотивы исконного индейского искусства, культуры аборигенов американского континента. Эти мотивы тесно сплетаются с яркими красками безбрежного природного окружения - величественными скалами, озерами и реками, живописными лесами и горами.

Вот и скажите после этого, что "молодые" государства и культуры лишены вдохновляющего исторического контекста. Совсем наоборот - многие привычные в условиях Старого света явления здесь ощущаются на-много острее и дают более яркое продолжение и развитие. Канадская архитектура очень восприимчива к общемировым тенденциям, однако в своих наиболее заметных явлениях демонстрирует неповторимую индивидуальность. В эпоху всеобщей экологической озабоченности страшно даже признаться, что некоторые проявления, так сказать, "победы над природой", в виде, например, смелого моста над бурной рекой или нового здания, красиво поставленного над скалистым утесом, здесь вызывают безусловное восхищение.

Гармония общества, природы и архитектуры оставалась бы мечтой и вымыслом, если бы не была угадана и воплощена яркими профессионалами-архитекторами, которые, как это обычно и бывает, делают общее дело, даже и не подозревая об этом.

здание ВСЕ-Place, архитектор Сантьяго Калатрава

здание ВСЕ-Place, архитектор Сантьяго Калатрава

здание ВСЕ-Place, архитектор Сантьяго Калатрава

здание ВСЕ-Place, архитектор Сантьяго Калатрава

Ратуша Оттавы, архитектор Моше Сафди

Ратуша Оттавы, расположенная на живописном Зеленом острове в устье реки Рида, воплощает в себе чистоту архитектурного приема и ясность пространственного решения в сочетании с современным демократичным стилем и образом мунииипальной власти. Это еще один проект Моше Сафди, начатый им сразу по завершении строительства Национальной галереи. К существовавшему здесь с конца 50-х годов зданию-пластине в 1988-94 годах была, мастерски пристроена новая малоэтажная часть, увеличившая его площадь вдвое и создавшая совершенно новый пространственный облик ратуши, по-новому расставившая акценты.

Здание городских административных органов

Здание городских административных органов в самом центре столицы, как и ратуша Оттавы, начисто лишено показной помпезности. Престиж администраиии здесь утверждается разве что просторным хорошо отделанными холлом и остекленными галереями, свободной планировкой прилегающей территории с бассейнами, зеленью и пр. Изнутри здания сквозь огромные витражи открывается панорама центра, создавая постоянный "эффект присутствия", неразделимую связь с городом.

Соединение одного из крыльев нового здания с его историческим предшественником и соседом прямо отражается как в общем композиционном решении, так и в деталях. По сути, создается творческая архитектурная реплика, демонстрирующая возможности новой трактовки традиционного мотива. Она хороша и сама, по себе, но располагаясь бок о бок с прообразом, - хороша вдвойне.

Итонцентр - грандиозный торгово-общественный комплекс, архитектурное бюро Эберхарда Цайдлера Итонцентр -грандиозный торгово-общественный комплекс, архитектурное бюро Эберхарда Цайдлера

Итонцентр - постройка, уверенно занявшая свое место среди памятников архитектуры XX века. Этот грандиозный торгово-общественный комплекс общей площадью более 250 000 квадратных метров, расположенный в самом центре Торонто, был завершен в 1978 году. Проектирование - архитектурное бюро Эберхарда Цайдлера. Собственно торговля занимает менее половины площади, остальное - офисы, отель, вспомогательные службы и, конечно же, многоярусные автостоянки на 1500 машин. Все функции органично дополняют друг друга, создавая удобство для посетителей и обеспечивая коммерческую рентабельность всего комплекса,.

Итон-центр стал прообразом сотен торговых галерей и полифункционалъных комплексов во всем мире, многие его детали стали стилистическими знаками, обязательными элементами, характеризующими крупнейшие общественные постройки последних десятилетий. Это многоярусные, обильно остекленные галереи и атриумы с открытыми навесными лифтами, ползающими по стенам, огромные цилиндрические воздуховоды, тянущиеся вверх прямо внутри пассажа, полноразмерные деревья как элемент озеленения и декоративного оформления интерьера.

НАПРАВЛЕНИЯ

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
пожалуйста, зарегистрируйтесь

Ваш E-mail:

Я живу в Cанкт-Петербурге





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





архитектор Сантьяго Калатрава

вокзал в ЛьежеНовый вокзал в Льеже, Бельгия, 2009

небоскреб Turning TorsoНебоскреб Turning Torso в Швеции .

здание все-place здание все-place - галерея, проходящая сквозь один из кварталов деловой части Торонто (Канада).

иконка рубрики стили и направления

new! ленинградский
ар деко архитекторов Левинсона и Фомина.

new! Сантьяго Калатрава. Вокзал в Льеже.

Ричард Роджерс. Хай-тек и экология среды

Сантьяго Калатрава.Небоскреб в Швеции

Антонио Гауди. Дом Батло

Тойо Ито. Виртуальная архитектура
и Медиатека в Сендай

Бертольд Любеткин великий модернист

Ле Корбюзье. Монастырь

Йошио Танигучи. Музеи

Новейшая Пинакотека:
архитектурная риторика времен интернета


В гостях у Мельникова

Общественные пространства Канады

Из стекла

Парк как объект синтеза

Библиотечное пространство — эволюция формы

Композитор архитектурных форм

Архитектурная форма: в поисках свободы

Свет, пространство и форма в библиотеках Алвара Аалто

Музейная архитектура Японии прекрасная раковина без жемчужины

Леон Крие
(специальное интервью)


Деревянный модернизм
и деревянный ренесанс


Древесина в
современном контексте


Роберт Адам: неоклассика против модернистского истэблишмента

гуманная архитектура Криса Уилкинсона



ФормаАрхиблогКонкурсыГалереяКаталогСвязь с намиОбъявления