”орма - портал для архитекторов и дизайнеров

Роберт Адам: неоклассика против модернистского истэблишмента

В публикации использованы интервью Р. Адама британской прессе и материалы его персонального сайта
www.robertadamarchitects.com

Текст: Наталия ШУСТРОВА



Словосочетание "модернистский итэблиштмент" в России не используется из-за отсутствия идеологически сплоченной и финансово независимой модернистской элиты. Вообще-то отношения модернистов и классицистов чем-то смахивают на арабо-израильское противостояние: и тут и там родственная близость, и тут и там стороны по очереди занимают непримиримую позицию и не могут одержать окончательную победу. В Великобритании сейчас принято считать, что в поддержке нуждаются теснимые сторонниками всяческого минимализма и конструктивизма неоклассики. Может быть, поэтому преуспевающий английский неоклассик Роберт Адам в интервью всячески подчеркивает толерантность и широту взглядов: роль сурового и нетерпимого к компромиссам "плохого парня", захвачена еще Корбюзье, так что "контрреволюция" просто вынуждена быть бархатной...

Библиотека в Оксфорде.
Роберт Адам

Библиотека в Оксфорде.
Роберт Адам

Роберт утверждает, что "у архитекторов гораздо больше общего, чем того, что их разделяет". Вместе с тем, его взгляды на классику отличаются радикализмом. "Неоклассики загнали себя в угол, и классицизм сегодня пожинает плоды собственной деструкции. Складывается впечатление, что они зациклились на самоповторении, лишая себя возможности прогрессировать и развиваться." Сам Роберт Адам ценит в классицизме его былое новаторство - действительно, во время оно этот стиль обладал не только способностью шокировать консерваторов, но и умением осваивать новые технологии. И в самом деле, разве упорные и возобновляемые попытки к самовозрождению не говорят о том, что потенциал стиля еще не изжит...
Поводом для обсуждения творчества Адама стали два события. Во-первых, он выиграл конкурс на строительство особняка в Хемпшире. А во-вторых, он в ближайшее время посетит США, где намеревается не только прочесть лекцию, но и завоевать новых клиентов, способных оценить его "нео-неоклассику", очищенную от пошлых штампов.
Итак, особняк или, как принято говорить на Руси, коттедж. Дом для молодых и богатых землевладельцев закономерно несет в себе почти дворцовый пафос. Однако поскольку кроме размещения основных жилых и подсобных помещений необходимо было отвести место для нянюшек и детей (которые по английской традиции попадают в одну категорию), в здании есть особое крыло -более скромное и домашнее, чем все остальное. Проект также предусматривает строительство башни, связанной с главным корпусом: наверху будет спальня, а внизу -офис. Кроме того, появятся и обособленные объекты: гараж с квартирами для слуг, теннисный корт и прочие необходимые для жизни сельских аристократов мелочи. В задачи архитектора также входила работа над ландшафтом, и в итоге по предварительным прикидкам строительство обойдется а полтора миллиона фунтов стерлингов.
Парадокс заключается в том, что Адам богатеет на заказчиках, для которых неоклассика -это возможность погрузиться в прошлое. Он же убежден, что это - мостик в будущее и стремится к проектированию общественных сооружений, причем не только библиотек или музеев, а вокзалов, супермаркетов и офисных зданий. Его намерение с этой целью атаковать США - оплот модернизма говорит о самонадеянности, но не о донкихотстве. С одной стороны, за океаном царит культ новизны, а модернизм все реже удивляет публику. А с другой - американцы остро ощущают свою культурную молодость и млеют от европейских антиков. Адам достаточно молод, достаточно опытен и достаточно богат для удачливого борца с "модернистским истэблишментом". Поэтому не исключено, что в конце концов он отвоюет себе территорию и завоюет симпатии молодых архитекторов.
В этой перспективе смущает только удивительная подверженность классицизма разного рода опошлению. Модернисткое сооружение может быть безобразным и скучным, но даже бездарный архитектор-модернист не в состоянии придать своей работе такой привкус дурного тона и жалкой подражательности, которого легко добиваются неудачливые "неоклассики".
Разумеется, Роберт Адам вне подозрений. Но что касается его последователей....

Особняк в Хемпшире, архитектор Роберт Адам

1 На верхнем этаже главного корпуса размещаются основные спальни, гардеробные и ванные комнаты. Плоская крыша огорожена каменной балюстрадой..
2 За главным корпусом находится "детское" крыло, за которым в свою очередь прячется огромное стеклянное помещение - это бассейн.
3 На первом этаже - помещения для приема гостей: гостиная, жилая комната, библиотека и бильярдная.
4 В башне на втором этаже - господская спальня, а внизу - офис. Вдали виднеется вход в гаражный блок.

НАПРАВЛЕНИЯ

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
пожалуйста, зарегистрируйтесь

Ваш E-mail:

Я живу в Cанкт-Петербурге





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





рубрика: Архитекторы

Любеткин родился в Тбилиси, изучал архитектуру в Москве, и прямо из окна наблюдал социалистическую революцию..

затемняемое стеклоДо середины 1970-х гг. Арата Исодзаки обращается к утопическим проектам метаболистов.

Леон Крие: "Хорошие архитекторы всобъемлющи и способны интеллигентно связать такие понятия, как форма и цель, будь то охват городского масштаба или простая дверная ручка".

Кто-то недавно рассказывал, что Мельников, отвергнутый, отовсюду выгнанный, зарабатывает тем, что кладет печи. Верилось.

Хотя Янис Ксенакис не считал себя профессиональным архитектором, он участвовал в работах мастерской Ле Корбюзье (на ул. Севр в Париже) над Лучезарным городом в Марселе, монастырем святой Марии де ла Туретт в Эве-сюр-Ларбресль около Лиона и городом Чандигарх в Индии

Ричард Роджерс: "Города предназначены для общения людей, и если мы не обустроим их для этого, мы столкнемся с кризисом социальной интеграции».

В зданиях культурного назначения Алвар Аалто видел наибольшие возможности для реализации своей концепции гуманной архитектуры.

Считая себя эстетом, Арне Якобсен принял функционализм, но раньше других подметил в нем неприятную склонность к упрощенным схемам...

Роберт Адам: "Неоклассики загнали себя в угол, и классицизм сегодня пожинает плоды собственной деструкции. Складывается впечатление, что они зациклились на самоповторении, лишая себя возможности прогрессировать и развиваться."

ФормаАрхиблогКонкурсыГалереяКаталогСвязь с намиОбъявления