Редакция представляет читателям специальное интервью Леона Крие нашему журналу, посвященное некоторым актуальным проблемам современного архитектурного процесса. |
- Уважаемый господин Крие, как относится сегодня архитектурная студенческая молодежь к неоклассической трактовке архитектуры?
- Сейчас в мире существует тенденция возрождения традиционной архитектуры.
Этот феномен гораздо шире, нежели возрождение какого-либо отдельно взятого
стиля, вроде неоклассицизма. Когда вы говорите "мои молодые ученики",
то подразумеваете не обязательно моих студентов, а вообще архитекторов,
которые, получив модернистское образование, вдруг открыли для себя так
называемую традиционную архитектуру. Они, в большинстве своем, самоучки
и часто очень изолированы в своей профессии. Мои работы и замыслы могут
вдохновить некоторых из них на то, что им самим хочется сделать, но часто
они не делают этого, поскольку боятся быть осмеянными в среде своих коллег.
В возрождении традиционной архитектуры существует много течений, талантов
и амбиций. В последнее время на меня большое впечатление произвело новое
урбанистическое движение в США, в частности - работы Andres Duany и Elizabeth
Plater Zyberk.
|
- Многие итальянские дизайнеры 60-х годов пришли в дизайн, имея архитектурное образование. Как Вы считаете, с чем связано внимание мастеров архитектуры к дизайну?
- Не случайно в ХХ в. ряд выдающихся произведений в дизайне мебели был создан архитекторами, такими как Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ. Хорошие архитекторы всобъемлющи и способны интеллигентно связать такие понятия, как форма и цель, будь-то охват городского масштаба или простая дверная ручка. Немаловажно и то, что архитекторы-модернисты часто больше дизайнеры, нежели архитекторы или градостроители, может быть, из-за того, что дизайн более прагматичен и менее идеологизирован, нежели архитектура.
Архитектурная фантазия, остров Tenerife, Leon Krier, 1987 |
- Прошло несколько десятков лет с тех пор, как Вы обратили внимание архитектурной общественности на ценности классического наследия. Изменились ли с тех пор Ваши взгляды на современную трактовку классической архитектурной традиции Древней Греции и Рима, работы Палладио?
- Я не особенно интересуюсь классическим наследием, и не из-за того, что оно древнее или историческое, а потому, что задачи, поставленные перед современным строительством, планированием и дизайном, требуют технических новаций и формальных решений. Но закрывать глаза на эти идеи просто из-за того, что они старше, чем поколение или два, достаточно неосмотрительно, если не сказать - глупо.
Рыночная площадь в Poundbury, Leon Krier, 1990 |
- Вы были одним из пионеров восстановления классических ценностей в архитектуре в рамках неоклассицизма. Какие перспективы, на Ваш взгляд, имеет это направление в новом тысячелетии?
- Сейчас во всех свободных странах частное строительство - архитектура лени, так сказать, прибегает, в основном, стилю традиционной архитектуры. Большинство этих строений достаточно банальны, хотя некоторые довольно хороши, а порою и превосходны. Последнее даже удивительно, поскольку этому не учат в архитектурных школах, скорее, это приходит позже к преподавателям и "мастерам". Как бы там ни было, социальная архитектура (школы, музеи, церкви, больницы) остается исключительно зоной модернизма. Это не только парадоксальное, но и скандальное поприще. Но это не может длиться вечно, и мы скоро, уже в следуюшем поколении, увидим аэропорты, клиники, библиотеки, а также другие важные престижные общественные здания, построенные в традиционной и классической манере.
Здание деревенского собрания, Windsor, Florida, Leon Krier, 1996-99 |
|
- Расскажите, пожалуйста, о Ваших последних, наиболее интересных работах в архитектуре.
- Меня удивили результаты второй фазы постройки Poundbury, нового города
в Dorset. Здания в основном спроектированы местными архитекторами, которые
следовали моим планам и детальным комментариям. Общие отношения в проекте
выстроены где-то посередине между строениями вышеупомянутых архитекторов
и моими авторскими планами. Результат интересен тем, что мы добились желанной
цели, быстро создали прекрасный городской ландшафт без авторского надзора
и процедуры диктата. Это в высшей степени экспериментальный проект, хотя
со стороны он так не выглядит. В то же время в Люксембурге, не прибегая
к моим услугам или услугам моего брата Роберта, в течение девяти лет планировался
новый дворец Правосудия. На протяжении всего этого времени стройка систематически
бойкотировалась городскими архитекторами, не способными воспринять что-либо,
не вписывающееся в их собственное модернистское понимание. В Windsor-Florida,
наиболее завершенном эксперименте нового урбанизма (авторы - Andres Duany
и Elisabeth Plater Zyberk), я спроектировал новый зал Деревенского собрания,
который открывается 23 января. Это мое первое монументальное, полностью
завершенное здание. Я в первый раз в жизни почувствовал необходимость
больше строить, чем заниматься планированием и дизайном.
Дизайнерские работы Леона Крие для фабрики Giorgetti |
- Будут ли появляться в ближайшее время новые мебельные проекты, выполненные совместно с фабрикой Giorgetti? Чем Вы порадуете своих поклонников в ближайшее время?
- В течении последних трех лет у нас созрела серия идей, первая из которых - это создание группы стульев и кресел. Они - результат очень долгого и плодотворного эксперимента и диалога с Giorgеtti.