”орма - портал для архитекторов и дизайнеров

Новейшая Пинакотека: архитектурная риторика времен интернета

Текст: Надежда Смолина

Для России проектирование музейных зданий – задача, к сожалению, все еще экзотическая. Зато поиск баланса между самобытностью и соподчиненностью вполне актуален для нас. Ему во многом и посвящена статья Надежды Смолиной, написанная на основании личных впечатлений от посещения Новейшей Пинакотеки.

Ключевой вопрос современного музейного строительства — является здание музея произведением искусства или только служит ему? Широко известны новые музеи американского архитектора Фрэнка Гери (Нью-Йорк, Бильбао), которые, как гигантские металлические цветы причудливых форм, сами по себе привлекают внимание и становятся целью паломничества, независимо от ценности заключенных в них коллекций.

Немецкий архитектор из Мюнхена Стефан Браунфельс в здании Новейшей Пинакотеки предложил альтернативу подобному подходу, говоря, что его архитектура не навязывает себя, не отвлекает посетителя, но лишь создает "освежающие паузы".

Фото с обложки книги-альбома, который был представлен на открытии Новейшей пинакотеки в сентябре 2002.   Новейшая Пинакотека в Мюнхене. Купол центральной ротонды. Стефан Браунфельс, 2002.   1. Фото с обложки книги-альбома, который был представлен на открытии Новейшей пинакотеки в сентябре 2002.

2. Новейшая Пинакотека в Мюнхене. Купол центральной ротонды. Стефан Браунфельс, 2002.

3, 4. Новейшая Пинакотека в Мюнхене. Фрагменты интерьеров.
Стефан Браунфельс, 2002.
1   2
Новейшая Пинакотека в Мюнхене. Фрагмент интерьера. Стефан Браунфельс, 2002.   Новейшая Пинакотека в Мюнхене. Фрагмент интерьера. Стефан Браунфельс, 2002.
3   4

Открытие Пинакотеки состоялось в сентябре 2002 г. и было отмечено как значительное событие в культурной жизни Европы. Целую неделю с утра до вечера сквозь огромную геометрически четкую призму музейного комплекса проходил многолюдный поток восторженных посетителей. Мюнхен — столица искусства не только в масштабе Германии. Прозванный "Афинами на Изаре", этот центр архитектурной неоклассики на протяжении двух последних столетий стал обладателем самого большого в мире музейного помещения для современного искусства. Здесь представлены четыре больших собрания: современного искусства ХХ в. (бывшая коллекция так называемого "дегенеративного" искусства), коллекции архитектурного музея, а также дизайна и графики.

Ротонда Старого музея в Берлине.Карл Фридрих Шинкель. 1822

Архитектура Новейшей Пинакотеки — современная дань укорененной в культуре средиземноморья традиции, оригинальная интерпретация классических изобразительных сюжетов архитектуры и приемов риторики. Это подтвердила презентованная архитектором к открытию большеформатная книга-альбом о Новейшей Пинакотеке. В ней, наряду с виртуозным фоторепортажем, представлен обширный зрительный ряд архитектурных прообразов и прототипов.

Ротонда Старого музея в Берлине. Карл Фридрих Шинкель. 1822.

Стефан Браунфельс выиграл право на постройку в престижном международном конкурсе 1992 г. Свою конкурсную победу он считает в значительной степени результатом известного "формального трюка", "фокуса", которым, тем не менее, не воспользовались его соперники (например, японский архитектор Арата Исозаки). Он считает удачу не результатом озарения, но, прежде всего, итогом критического рассмотрения и анализа поставленных заданием проблем. Примечательно, что Браунфельс подчеркивает свою роль не столько как архитектора-художника или инженера-архитектора, сколько как архитектора градостроительного уклона, специалиста по "ремонту городов", "штопанью городской ткани". Он убежден, что архитектура представляет собой производную от градостроительного искусства. Полагая, что новый комплекс должен связать музейный квартал города (ансамбль Кенигплац с Пропилеями Лео фон Кленце, Старую и Новую Пинакотеки) с историческим центром, он делает гениальный "трюк": диагональное сечение композиции с северо-запада (главный вход от Старой Пинакотеки) на юго-восток, в сторону центра. Наземный уровень Новейшей Пинакотеки тем самым берет на себя функции городского пространства, становясь своеобразным буфером между суетой улиц и таинством интерьеров музея.

Новейшая Пинакотека, План 1этажа, Стефан Браунфельс Stefan Braunfels plan Новейшая Пинакотека в Мюнхене. План 1-го этажа.
Новейшая Пинакотека, разрез, архитектор Стефан Браунфельс Stefan Braunfels Новейшая Пинакотека в Мюнхене. Разрез.

Соборная миссия современного музея, которая все чаще служит предметом дискуссий, ставит перед архитектором с особой настойчивостью вечный вопрос выразительности архитектурной формы. Для исполнителя он связан с умением найти адекватные замыслу приемы выявления формы общественного пространства, ее зримые линейные контуры. Стефан Браунфельс в плане варьирует сочетания квадрата, круга, прямоугольной сетки, центрируя композицию ротондой — 12 колонн-пилонов по окружности. Затейливая игра скупых геометрических фигур создает разнообразное, сложное и динамичное пространство. Оно тщательно дифференцировано в соответствии с нуждами экспозиции, хранения, изучения, охраны, реставрации и пр.

Новейшая Пинакотека в Мюнхене. Пространство центральной лестницы-диагонали. Стефан Браунфельс, 2002.   Новейшая Пинакотека в Мюнхене. Фрагмент интерьера. Стефан Браунфельс, 2002.   5. Новейшая Пинакотека в Мюнхене.
Пространство центральной лестницы-диагонали.
Стефан Браунфельс, 2002.

6. Новейшая Пинакотека
в Мюнхене.
Фрагмент интерьера.
Стефан Браунфельс, 2002.
5 6

Классические элементы композиции, визуально воспринимаемые в неожиданных ракурсах, сдвигах, поворотах и перспективах, обогащенные световыми эффектами (анфилады и лестничные марши, балконы и галереи, кессоны купола и плафонов, циркульный амфитеатр и т.д.) в своей изменчивости ненавязчиво понуждают зрителя напрячь память и вспомнить знакомые образы архитектуры прошлого, в том числе бумажной (Пиранези) и современного опыта (Константин Мельников, Мис ван дер Роэ, Заха Хадид).

Знаменитая лестница Старой Пинакотеки в Мюнхене. Ханс Долгаст. 1948-56.   Новейшая Пинакотека в Мюнхене. Фрагмент интерьера. Стефан Браунфельс, 2002.   7. Знаменитая лестница
Старой Пинакотеки в Мюнхене.
Ханс Долгаст. 1948-56.

8, 9. Новейшая Пинакотека
в Мюнхене.
Фрагменты интерьера.
Стефан Браунфельс, 2002.
8
Новейшая Пинакотека в Мюнхене. Фрагмент интерьера. Стефан Браунфельс, 2002.
7   9

Это не случайность. Стефан Браунфельс говорит о своей творческой эволюции: "Я всегда фанатично интересовался архитектурой и фактически благодаря своей профессиональной осведомленности стал архитектором определенного уровня". Замечательная "осведомленность" архитектора, его блестящая эрудиция сами по себе не редкость в профессии. Но в данном случае мы имеем дело с уникальным в современной практике явлением дидактической риторической традиции, программным просветительским пафосом в духе французских энциклопедистов с их страстью к каталогизации и перечислениям. Музей и каталог. Тема и прием оказываются тождественными по смыслу. Похоже, что каталогизация архитектурных образов с их историческими и современными аллюзиями как прием создания содержательно насыщенного образа современного музейного пространства созвучна мироощущению человека эпохи информационных технологий. Оставаясь верным идеалам просвещения, Стефан Браунфельс по сути предлагает своеобразную энциклопедию архитектурных образов, скомпонованных в традициях классической архитектурной риторики. Его архитектура убеждает, что искусство архитектурной композиции по-прежнему остается персонифицированным высказыванием зодчего, глубоко личностным духовным переживанием, что помогает наделить музейное пространство достоинством пространства сакрального.

ПРОЕКТЫ

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
пожалуйста, зарегистрируйтесь

Ваш E-mail:

Я живу в Cанкт-Петербурге





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





общественные здания - музеи

здание музея в НаошимаВ Японии здания музеев, даже муниципальных проектируют знаменитости: Тадао Андо, Итсуко Хасегава, Тойо Ито и Арата Исодзаки.

музей современного искусства в Лос-АнжелесеПервая большая работа Арата Исодзаки в США: Музей в Лос-Анжелесе.

здание Пинакотеки в Мюнхенеархитектор Стефан Браунфельс, спроектировавший здание новейшей Пинакотеки в Мюнхене, считает, что его архитектура не навязывает себя, а создает освежающие паузы.

музей дерева в Хиого, архитектор Тадао Андоздание Музея дерева в Хиого (Тадао Андо) - пожалуй, лучшее сооружение из дерева, построенное за последние 30 лет.

Музей современного искусства Marugame Genichiro-Inokuma: здание построено в непритязательной архитектурное среде, возле вокзала. Архитектор - Йошио Танигучи.
а также:

музей в африке - лучшее здание 2009 г по версии всемирного фестиваля архитектуры. Архитектор - Питер Рич (Peter Rich Architects).

new! ар деко Левинсона и Фомина.

new! Сантьяго Калатрава. Вокзал в Льеже.

Ричард Роджерс. Хай-тек и экология среды

Сантьяго Калатрава.Небоскреб в Швеции

Антонио Гауди. Дом Батло

Тойо Ито. Виртуальная архитектура
и Медиатека в Сендай

Бертольд Любеткин великий модернист

Ле Корбюзье. Монастырь

Йошио Танигучи. Музеи

Новейшая Пинакотека:
архитектурная риторика времен интернета


В гостях у Мельникова

Общественные пространства Канады

Из стекла

Парк как объект синтеза

Библиотечное пространство – эволюция формы

Композитор архитектурных форм

Архитектурная форма: в поисках свободы

Свет, пространство и форма в библиотеках Алвара Аалто

Музейная архитектура Японии прекрасная раковина без жемчужины

Леон Крие
(специальное интервью)


Деревянный модернизм
и деревянный ренесанс


Древесина в
современном контексте


Роберт Адам: неоклассика против модернистского истэблишмента



ФормаАрхиблогКонкурсыГалереяКаталогСвязь с намиОбъявления