На первый взгляд тема этого соревнования апеллирует прежде всего к технологическому совершенству. Однако знакомство с объектами-победителями убеждает в том, что гуманитарные, конструктивные и формотворческие аспекты современной архитектуры неразрывно связаны. И представление о прагматичной холодности "стеклянной" архитектуры - не более чем постепенно разрушающийся стереотип.
Храм Рейдженко-джи (1638 г.) в Нишикамо, Киото, Япония. Реконструкиия. 1 премия в номинации общественные сооружения. Автор: Такаши Ямагучи. Мастерская: Takashi Yamaguchi & Associates. Остекление: Asahi Glass Company.
Показательно, что обладатель главной награды прошлогоднего конкурса, японец Такаши Ямагучи, был награжден за объект, который представляет собой дополнение к буддистскому храму XVII века. Безусловно оригинальное и, вместе с тем, тесно связанное с традицией строение проникнуто изысканным простодушием культуры дзен. Новое здание почти полностью спрятано под землю, и на поверхность выходит лишь стеклянный короб, играющий роль светового колодца. Сам архитектор комментирует свою работу так:
"Многослойное стекло, в первую очередь, привлекало своей надежностью - оно обеспечивало безопасность надземной конструкции...
Во вторых, таким образом удалось добиться цвета "глубокой воды" - он возник в результате тонирования одного из осветителей.
Мы также применили два дополнительных слоя стекла, это усилило полученный эффект. Чтобы выразить идею воды, архитекторы японских садов камней использовали белый гравий. Мы хотели восстановить древнюю дзенскую традицию, в русле которой вода создавалась без помощи воды. И многослойное стекло стало оптимальным материалом для ее современной трактовки..."
Стеклянный купол над автобусно-трамвайной остановкой, Хейлъ-бронн, Базен-Вюртемберг, Германия.
Особая премия жюри в номинации Общественные сооружения.
Автор: Флер Келлер.
Мастерская: Auer + Weber в сотрудничестве с инженерным бюро Schlaich Bergermann und Partner.
Остекление: Frieff Metallbau AG
Флер Келлер поразил жюри уникальным даже для продвинутой Германии сооружением. Стеклянный купол, перекрывающий автобусную и трамвайную станцию - редкое сочетание смелого решения с прозаическим назначением постройки. Слегка выгнутая поверхность длинной крыши сформирована из 210 стеклянных панелей (1,96 м х1,87 м), которые стабилизируются за счет собственного веса. Каждый стеклянный "лист" состоит из трех слоев толщиной в 10 мм. Проведенные в строгом соответствии со специально разработанной программой испытания гарантируют, что конструкция из нержавеющей стали и стекла способна выдержать сильнейшие аэродинамические и механические нагрузки даже в случае частичного повреждения панелей. По мнению жюри, объект представляет собой удачную комбинацию идейной и технологической элегантности. Он самым непосредственным образом включен в повседневную жизнь горожан и может стать инструментом проникновения свежей архитектурной мысли в бытовое сознание.
Особая премия жюри в номинации Общественные сооружения.
Авторы: Вернер Собек и Волкер Донаф. Мастерская: Werner Sobek Ingenieure & Lamm, Weber, Donath.
Остекление: Mero, Wiirzburg, Germany.
Вернер Собек, соединивший с помощью стекла разобщенные здания кардиологической клиники, также использовал новую технологию монтажа стеклянных пластин. Как было справедливо замечено одним из членов жюри, в принципе количество стекла далеко не всегда переходит в архитектурное качество строения. Однако в данном случае именно "абсолютная стеклянность" позволила архитектору добиться выразительной формы и текстуры, напоминающей ткань. Залитый светом прозрачный "тент" обеспечил обитателям клиники и их посетителям необходимый комфорт. Причем не только физиологический, но и психологический: безопасная близость к открытому уличному пространству разрушает ощущение больничной изоляции.
Слева: телефонные кабины (Рим, Италия). Особая премия жюри в номинаиии Общественные сооружения. Авторский коллектив: Массимо д'Алессандро, Чеччини, Лючетта, Москуфо, Панноччи, Затга. Мастерская: Massimo d'Alessandro e Associati. Остекление: поставки - Curvet, Pesaro, технология -PJvona/Trait d'Union, Ban
Справа: внутренний двор Британского музея (Лондон, Англия). Реконструкция. Поощрение жюри в номинации Общественные сооружения. Автор: Сэр Норман Фостер. Мастерская: Foster and Partners. Остекление: Wagner-Biro Binder
Список лауреатов в "общественной" категории замыкают архитекторы, удостоенные официального упоминания жюри. Это сэр Норман Фостер, отмеченный за реконструкцию Британского музея , Энрике Нортен и Бернардо Гомес-Пи-мента (отель Хабита), а также Фолк Петри (многоуровневая автостоянка).
Премии за исключительное качество получили Массимо д'Алессандро, Флер Келлер и Вернер Собек.
Телефонные будки, спроектированные Массимо д'Алессандро, были установлены в исторической части Рима, в непосредственной близости от памятников архитектуры. Разумеется, такой проект затрагивает довольно болезненную для нашей страны проблему сосуществования исторической и современной застройки. Кроме того, он чрезвычайно интересен и с чисто технологической точки зрения. Оба эти аспекта подробно освещены в эксклюзивном интервью с автором (стр. 28).
Строгие, но справедливые судьи не обнаружили среди представленных на конкурс частных жилых строений ни одного, достойного главной награды. Более того - в этой категории не вручено ни одной премии за исключительное качество. Но работы, которые вошли в число официально отмеченных, тоже заслуживают внимания.
Автор: Винсент Джэеймс. Мастерская: Vincent James Associates. При участии James Carpenter Design. Остекление: Standard Vent Glass + Figla.
Винсент Джэймс избрал стекло как материал, способный успешно противостоять переменчивому климату и эффектно раскрыть внутреннее пространство дома Dayton House, сближая интерьер с окружающим ландшафтом. В то же время огромные окна и "невидимые" стеклянные стены позволяют владельцу любоваться своей художественной коллекцией при естественном дневном освещении. Живой сад и прекрасные произведения искусства вдыхают новый импульс в добрый старый модернизм.
Собственный дом архитектора Бернарда Гомес-Пимента (Мексика). Поощрение жюри в номинации Частные апартаменты. Авторы: Бернард Гомес-Пимента, Энрике Нортон. Мастерская: TEN Arquitectos. Остекление: Val & Val.
Собственный дом попрежнему дает архитектору редкую возможность раскрепощенного самовыражения. Участок, на котором мексиканец Бернардо Гомес-Пимента построил свое жилище, сам по себе будоражит воображение. Во-первых, отсюда открывается грандиозный вид на озеро, а во-вторых, на территории, предназначенной под застройку, находится старинная каменная стена. Наверное поэтому дом получился двуликим. С одной стороны он кажется совершенно симметричным, а с другой - совсем наоборот. Стихия воды предстает для его обитателей то в виде бескрайнего океана (жилые комнаты), то в виде маленького бассейна(фасад). А балансирующая между улицей и природой стеклянная призма связывает в единое целое ландшафт и рукотворную старину.
Авторитетное жюри, ярко выраженный интернациональный характер соревнования и поддержка со стороны Международной Ассоциации Архитекторов позволили конкурсу DuPont Benedictus выйти за рамки соревнования, проводимого с целью популяризации собственной продукции. Возможно, благодаря прозрачности, которая в конкурсной процедуре ценится не меньше, чем в стекле.
Спонсор публикации - компания "Дизайн стекла"
Редакция выражает благодарность компании DuPont и комитету конкурса DuPont Benedictus за материалы, предоставленные для данной публикаци.