Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма


Глава 6

Гипотезы и заключение.

1. Развитие архитектуры, начиная со второй половины ХХ столетия, проходило при значительном ослаблении потенциала ее энергетических источников.
Отсутствие обновленного актуального зрительного сознания привело к тому, что форма стала развиваться под влиянием прогрессирующе исчерпывающих свой энергетический потенциал генетических форм зрительного сознания. Инспирируемые ими средства выразительности, продолжающие составлять творческий арсенал архитектуры, ослабели или вовсе потеряли свой выразительный потенциал и конкуренnоспособность.
Архитектура стала банализироваться, девальвироваться как визуальное искусство.
Реализовавшимся авторским замыслам, их аттракционным формам становится все теснее в трехмерном пространстве.
Не подкрепленная актуальным зрительным сознанием, авторская форма, неустойчива тектонически и во времени, не в силах организоваться как стиль, возложить на себя его функции. Не претендуя на стилеобразование, форма в тоже время активно исполняет гибкую функцию культуры, включая моду, способна эффектно имитировать её локальные, сравнительно кратковременные художественные и эстетические всплески. Форма, физически изменяясь кардинально, само зрительное сознание, как цивилизационный инструмент, не затрагивает.
Этот путь ожидает и Притцкеровских лауреатов, весьма убедительно популяризируется итальянскими биеннале.
2. В середине ХХI столетия это состояние, достигшее относительной стабильности, может проявить тенденцию к изменению – при условии нового зрительного сознания и новых пространственно-временных измерений восприятия мира, на который посягнула весьма противоречивая и амбициозная М-теория или теория сурерструн. Противоречивость этой теории в том, что одни ученые считают её ошибочной, и попытка проникновения в секреты мира может оказаться для человечества опасной, в то время, когда другие верят в научные возможности увидеть мир многомерным (одинадцатимерным, двадцатишестимерным), в существование параллельных миров,“черных дыр“, в возможность проникновения в прошлое и в будущее.

Как отмечалось выше, положению в современной архитектуре, относимому некоторыми авторами к кризисному, мы склонны приписать противоположное состояние, отражающее прогрессивный качественный сдвиг архитектуры.

Архитектура, награжденная гибкимии свойствами культуры, восприимчива к внешним влияниям (вестернизации, “ласвегасации”), но способна им противостоять, защитить собственные национальные ценности.
Особенность интеллектуального развития ХХI столетия в том, что оно, ориентируясь на культуру, использует её качества в своей деятельности: архитектура, например, становится активным, мобильным процессом, результативность которого проявляется мгновенно.

3. Имеются все предпосылки предполагать, что культурный период архитектуры будет продолжаться до середины ХХI столетия. Сдвиг произойдет при условии предполагаемого возникновения к тому времени новых энергетических источников, среди которых на данное время наиболее перспективными являются нанотехнология и суперструнная теория.
В первом случае фундаментальные изменения произойдут тогда, когда стараниями нанотехнологии будет изобретен универсальный аппликатор, с помощью которого наш мир, любая его форма будут „строиться“ из атомов методом самосборки (Self-assambly).
Трудно себе даже представить, как измениться наше видение при условии, что оно пополнится новыми измерениями. Эта мечта, по мнению специалистов, успешно эксплуатирующих Большой Женевский Адронный Коллайдер, становится все реальнее.
4. Современная архитектура обещает быть беспрецедентно качественной областью человеческой деятельности. Она войдет в историю человечества как архитектура ХХI столетия. Два её фундаментальные направления разделят столетие на две относительно равные половины. Усилиями первой – культурной – возникнет множество решений, отличающихся формальным и художественным разнообразием. Быстро изменяясь, они будут способствовать авторскому возрастанию функциональных, образных, экологических и экономических качеств архитектуры. Архитектура, которая будет развиваться этим путем, выработает свои собственные проектные технологии, среди которых ведущее место займут дигитализация, 3D-технологии, нелинейность. Изменится восприятие и оценка формы в сторону их толерантности и уважения. Мобилизующим методологическим инструментом всех наук, обслуживающих новую архитектурную идеологию, будет культурология – наука о культуре, позволяющая осмыслить культуру как целостное явление, определяющее общие законы её функционирования.
Второе направление качественного формирования архитектуры в ХХI столетии, – повторимся, – будут наноархитектура и М-теория, что может оказаться также началом возврата к стилеобразованию.

При всем моем критическом отношении к блогерам, необходимо признать, что в своем большинстве разрешение всех архитектурных метаморфоз, несомненно противоречивых, дело их интеллекта и рук.
Другие пути просто не просматриваются. Сомнений не вызвает лишь одно: мы должны признать за архитектурным плюрализмом ХХI столетия право на новые эстетические стандарты, на новую парадигму.

Литература

Середюк И.И.(1979) Восприятие архитектурной среды . Львов, Вища школа.
Strzeminski WL. (1969) Teoria widzenia. Krakov,wyd.Literackie,
Википедиа

Автор:
Страницы: 1 2 3 4 5 6



уже 8 мнений на тему “Метаморфозы современной архитектуры как культуры”


  1. Александр says:

    На протяжении столетий человечество пытается создать идеальную искусственную среду обитания, планомерно уничтожая природную среду. С каждым последующим столетием объёмы этих изменений растут в геометрической прогрессии. Никакие новые технологии и связанные с ними теории не помогут. Научное изменение окружающего мира неминуемо приведёт к уничтожению цивилизации. Пора восстанавливать природную среду и жить с ней в гармонии , а не изобретать новые формы искуственной. На мой взгляд в этом корень мирового кризиса развития , в том числе и в архитектуре.

  2. Shu says:

    А меня, если честно, больше всего заинтересовали тезисы об эволюции видения. Мне кажется, в предположении о том, что видения сменяются, не исчезая, но оттесняя друг друга, есть существенное рациональное зерно.
    Что же касается переноса общекультурных закономерностей на архитектуру, я бы поспорила : на уровне лексики, как и показал Игорь, это делается легко. Но по существу у меня есть возражения, которые вкратце сводятся к тому, что культура занимается освоением и распространением ценностей и парадигм, генерируемых искусством, и, если возлагать на архитектуру функции создания нового, она все же должна рассматриваться как искусство…

  3. Ollya says:

    Александр…
    Я думаю , что к сожалению, а может и к большому счастью, процесс уничтожения природной среды не остановить, никакие супер-научные разработки и программы по сохранению природных рессурсов не спасут наше положение. Пора открыть глаза и признать это, не надо обманывать в первую очередь себя.
    Немного пессимистично, но все же…любить природу,как в последний раз.

  4. Александр says:

    Любить природу -значит действовать. Говорить о развитии человеческой цивилизации в том числе и архитектуры на данном этапе развития можно только при этом основном направлении( восстановлении баланса природной среды). Иначе придётся проектировать только бункеры с искусственной средой обитания. Это тупик.

  5. Vadim says:

    Берегите природу, Мать Вашу! рџ™‚

  6. Vadim says:

    А если сурьёзно, то ещё раз напоминаю, Милостивые Государи! УЖЕ РЕАЛИЗОВАН ПРОЕКТ ЖИЛЬЯ С 0-м энергопотреблением на отопление Н-У-Л-Е-В-Ы-М!

  7. Vadim says:

    P.S. и он (дом с 0-м энергопотреблением) не похож на бункер. Совсем не похож!

  8. Александр says:

    А при чём тут дом с нулевым энергопотреблением? Таких домов реализовано в мире много. Все дома в будущем будут с нулевым энергопотреблением. Но проблемы экологического баланса это не решит. В первую очередь не решены градостроительные проблемы, проблемы траспорта, производства и восстановления природной среды(лесов , полей и т. д).

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про architekturnie-novosti

Еще про градостроительство

Еще про Игорь Середюк

Еще про культура

Еще про теория архитектуры

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта