Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма


Глава 3

Новое качество архитектуры.

Начиная с середины ХХ столетия, архитектура вступает в новое качество.
Благодаря ему, перечисленные проблемы при соответствующих условиях имеют шанс получить более осознанное решение, сделаться для архитектурной практики концептуальным указателем направления.
Такая эмоциональная и интеллектуальная поддержка очень важна в назревающей атмосфере формирования новых архитектурных трендов.
Эти процессы нельзя понять без надлежащей оценки тех изменений, в которых архитектура, начиная со второй половины ХХ столетия, развивается. Когда многие её понятия и положения стали девальвироваться? Почему эти изменения произошли? Какие энергетические силы стояли и стоят за этими изменениями? Наконец, какой смысл приобрела сама архитектура?
Благодаря вузовским курсам истории архитектуры мы познали закономерности смены стилей, накопления цивилизационных следов, маркирующих каждую эпоху выдающимися архитектурными памятниками.
Изменяющиеся виденья эпох исторически формировали зрительное способности, генетический интеллектуальный фонд человечества. Этот процесс мог бы продолжаться до сих пор, если бы не естественное снижение подпитывающего его энергетического потенциала. В архитектуре этот потенциал генерируется двумя источниками – исторически сложившимся устойчивым трехмерным видением и исторически складывающимся, развивающимся зрительным сознанием.

Виденье – это не только пассивное восприятие зрительной информации. Полученные визуальные сведенья мы подвергаем мыслительному анализу. Существует, следовательно, взаимное влияние мышления на виденье и виденья на мышление. Мышление ставит вопросы, на которое должно ответить виденье.
Многовековая практика двойственной специфики виденья привела к формированию у человека такой интеллектуально-психологической способности как зрительное сознание, определяющее его умение воспринимать окружающее пространство во всем его разнообразии. Каждой эпохе свойственны свои границы виденья, свое зрительное сознание, обусловленное познавательными способностями эпохи. Художественный прогресс в искусствах на протяжении всей истории зависел именно от изменений, происходивших в зрительном сознании. Эти изменения связывались всегда с соответствующими формами изображения (Strzeminski,1969).

Автор:
Страницы: 1 2 3 4 5 6



уже 8 мнений на тему “Метаморфозы современной архитектуры как культуры”


  1. Александр says:

    На протяжении столетий человечество пытается создать идеальную искусственную среду обитания, планомерно уничтожая природную среду. С каждым последующим столетием объёмы этих изменений растут в геометрической прогрессии. Никакие новые технологии и связанные с ними теории не помогут. Научное изменение окружающего мира неминуемо приведёт к уничтожению цивилизации. Пора восстанавливать природную среду и жить с ней в гармонии , а не изобретать новые формы искуственной. На мой взгляд в этом корень мирового кризиса развития , в том числе и в архитектуре.

  2. Shu says:

    А меня, если честно, больше всего заинтересовали тезисы об эволюции видения. Мне кажется, в предположении о том, что видения сменяются, не исчезая, но оттесняя друг друга, есть существенное рациональное зерно.
    Что же касается переноса общекультурных закономерностей на архитектуру, я бы поспорила : на уровне лексики, как и показал Игорь, это делается легко. Но по существу у меня есть возражения, которые вкратце сводятся к тому, что культура занимается освоением и распространением ценностей и парадигм, генерируемых искусством, и, если возлагать на архитектуру функции создания нового, она все же должна рассматриваться как искусство…

  3. Ollya says:

    Александр…
    Я думаю , что к сожалению, а может и к большому счастью, процесс уничтожения природной среды не остановить, никакие супер-научные разработки и программы по сохранению природных рессурсов не спасут наше положение. Пора открыть глаза и признать это, не надо обманывать в первую очередь себя.
    Немного пессимистично, но все же…любить природу,как в последний раз.

  4. Александр says:

    Любить природу -значит действовать. Говорить о развитии человеческой цивилизации в том числе и архитектуры на данном этапе развития можно только при этом основном направлении( восстановлении баланса природной среды). Иначе придётся проектировать только бункеры с искусственной средой обитания. Это тупик.

  5. Vadim says:

    Берегите природу, Мать Вашу! рџ™‚

  6. Vadim says:

    А если сурьёзно, то ещё раз напоминаю, Милостивые Государи! УЖЕ РЕАЛИЗОВАН ПРОЕКТ ЖИЛЬЯ С 0-м энергопотреблением на отопление Н-У-Л-Е-В-Ы-М!

  7. Vadim says:

    P.S. и он (дом с 0-м энергопотреблением) не похож на бункер. Совсем не похож!

  8. Александр says:

    А при чём тут дом с нулевым энергопотреблением? Таких домов реализовано в мире много. Все дома в будущем будут с нулевым энергопотреблением. Но проблемы экологического баланса это не решит. В первую очередь не решены градостроительные проблемы, проблемы траспорта, производства и восстановления природной среды(лесов , полей и т. д).

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про architekturnie-novosti

Еще про градостроительство

Еще про Игорь Середюк

Еще про культура

Еще про теория архитектуры

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта