Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма


Глава 4

История развития восприятия.

История развития восприятия – это история развития уменья пользоваться виденьем. Выводы, к которым человек приходит на основании зрительных впечатлений, становятся все более точными. В этом, исторически обусловленном процессе, отражается уровень зрительного сознания эпохи… Каждая последующая общественная формация, ставя новые задачи, всегда способствует росту зрительного сознания, совершенствованию умения пользоваться зрительными впечатлениями. По уровню зрительного сознания известно, какое количество элементов мира мы познаем с помощью глаз. Рост зрительного сознания является, таким образом, отражением процесса развития человечества.
Конструктивность исследования Вл. Стршеминского в том, что он, проникнув в процессы эволюционного развития зрительных сознаний, начиная с их первоначальных типов (контурного, силуэтного, объёмного…) показывает, как изменялись, обогащались при этом изобразительные способности человека.

Эволюция видения

ХХ –ХХI столетия
Современное актуальное видение
Иллюзорное видение
Конструктивистская трактовка формы
ХIХ столетие
Кубистическое видение
Физиологическое восприятие

ХVI-ХVIII столетия
Подвижное физиологическое видение
импрессионизм
Аккомодационное восприятие
Композиционные ключи

Светотеневое видение (барокко)

Возрождение
Средние века
V век
III тыс до н.э,

Объёмное видение
Центральная трехмерная перспектива
Перспектива косоугольная параллельной проекции

Неолит
Силуэтное видение
Силуэтно-линейная форма изображения
Цветовое изображение
Линейно-контурная форма изображения
Центральная перспектива
Прямая параллельная перспектива
Архитектонизация ритма

Палеолит
Контурное видение
Ритм
Контурная форма изображения

Определение исторически складывающихся типов видения – проблема сама по себе, несомненно, существенная. Дальнейший вопрос, представляющий для нас интерес, связан с оценкой динамики типов виденья, с их ролью, судьбой и весомостью в творческом процессе чередующихся эпох.
В процессе исторического развития идущие друг за другом типы виденья не исчезали, не отменялись, а переходили в историческую память человечества, обуславливали его опытную способность. При этом, в зависимости от своего значения они в какой-то мере могли терять свою энергетику (в „чистом“ виде силуэтное , контурное виденья проявляются на практике редко. Тогда, как объемное виденье позволило человечеству воспринимать мир трехмерным (3-е тысячелетие до н.э.)) .
Жизненные ритмы учащаются. Обогащается опыт человечества. Архитекторы изобретают новые формы.
Но новизна их относительна, так как они создаются в условиях того же трехмерного виденья и не выходят за рамки фактически ослабевших традиционных типов зрительного сознания. Вот почему мы начинаем повторяться. В конце концов, наши решения банализируются окончательно (исключение могут представлять творческие вспышки отдельных авторов. Однако, и они не застрахованы от отрицательных оценок современного общества, не способного адекватно оценить свою деятельность).
Эти функциональные перегруппировки типов зрительного сознания, показывают, что исторически сложившиеся зрительные сознания, снизившие со временем свой творческий потенциал, исчерпавшиеся, отработавшие, переходят в генетический банк виденья в то время, когда новое, только что народившееся зрительное сознание, активно обеспечивающее визуальные проблемы современности, берёт на себя функции видения актуального, виденья самого действенного. Правда, зачастую в скрытом виде.
Приведенная дифференциация видений позволяет понять их энергетические способности, а через них – современную направленность архитектуры.

В результате снижения энергетического потенциала главных творческих
стимулов (т.е. трехмерного виденья и зрительного сознания) изменяется энергетический потенциал и самой творческой продукции. Развиваясь по горизонтали, она плюралистична, многолика, кратковременна, не претенциозна. Ослабленный энергетический поток не способствует возникновению в архитектуре фундаментальных решений. В современной архитектуре амбиции на стилеобразование не проявляются.
В многоликой архитектуре законы единого вкуса уступают место культурному плюрализму.

Автор:
Страницы: 1 2 3 4 5 6



уже 8 мнений на тему “Метаморфозы современной архитектуры как культуры”


  1. Александр says:

    На протяжении столетий человечество пытается создать идеальную искусственную среду обитания, планомерно уничтожая природную среду. С каждым последующим столетием объёмы этих изменений растут в геометрической прогрессии. Никакие новые технологии и связанные с ними теории не помогут. Научное изменение окружающего мира неминуемо приведёт к уничтожению цивилизации. Пора восстанавливать природную среду и жить с ней в гармонии , а не изобретать новые формы искуственной. На мой взгляд в этом корень мирового кризиса развития , в том числе и в архитектуре.

  2. Shu says:

    А меня, если честно, больше всего заинтересовали тезисы об эволюции видения. Мне кажется, в предположении о том, что видения сменяются, не исчезая, но оттесняя друг друга, есть существенное рациональное зерно.
    Что же касается переноса общекультурных закономерностей на архитектуру, я бы поспорила : на уровне лексики, как и показал Игорь, это делается легко. Но по существу у меня есть возражения, которые вкратце сводятся к тому, что культура занимается освоением и распространением ценностей и парадигм, генерируемых искусством, и, если возлагать на архитектуру функции создания нового, она все же должна рассматриваться как искусство…

  3. Ollya says:

    Александр…
    Я думаю , что к сожалению, а может и к большому счастью, процесс уничтожения природной среды не остановить, никакие супер-научные разработки и программы по сохранению природных рессурсов не спасут наше положение. Пора открыть глаза и признать это, не надо обманывать в первую очередь себя.
    Немного пессимистично, но все же…любить природу,как в последний раз.

  4. Александр says:

    Любить природу -значит действовать. Говорить о развитии человеческой цивилизации в том числе и архитектуры на данном этапе развития можно только при этом основном направлении( восстановлении баланса природной среды). Иначе придётся проектировать только бункеры с искусственной средой обитания. Это тупик.

  5. Vadim says:

    Берегите природу, Мать Вашу! рџ™‚

  6. Vadim says:

    А если сурьёзно, то ещё раз напоминаю, Милостивые Государи! УЖЕ РЕАЛИЗОВАН ПРОЕКТ ЖИЛЬЯ С 0-м энергопотреблением на отопление Н-У-Л-Е-В-Ы-М!

  7. Vadim says:

    P.S. и он (дом с 0-м энергопотреблением) не похож на бункер. Совсем не похож!

  8. Александр says:

    А при чём тут дом с нулевым энергопотреблением? Таких домов реализовано в мире много. Все дома в будущем будут с нулевым энергопотреблением. Но проблемы экологического баланса это не решит. В первую очередь не решены градостроительные проблемы, проблемы траспорта, производства и восстановления природной среды(лесов , полей и т. д).

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про architekturnie-novosti

Еще про градостроительство

Еще про Игорь Середюк

Еще про культура

Еще про теория архитектуры

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта