Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Общественное пространство в современном городе – Labics

Первая глава исследования «Архитектура общественного пространства», по существу, представляет собой вступление, которое содержит вполне известные некоторым факты и тезисы. Однако она затрагивает животрепещущие аспекты развития города, а также необходима для понимания ещё нескольких глав, публикация которых не за горами.

Maria Claudia Clemente, Francesco Isidori (Labics) - фото © Marco Cappelletti, собственность Labics
Maria Claudia Clemente, Francesco Isidori (Labics) – фото © Marco Cappelletti, собственность Labics


По подсчетам Отдела народонаселения ООН, в 1950 году на каждые 100 жителей нашей планеты только 29 проживали в городских районах. В 1990 году эта квота выросла до 45%, в то время как городское население увеличилось более чем в три раза, достигнув уровня 2,4 миллиарда человек. В настоящее время в городских районах проживает около 3,5 миллиардов человек, и примерно к 2030 году, когда население мира должно достичь 8 миллиардов, согласно оценкам, в городах будет проживать 5 миллиардов человек, или 62% мирового населения. Этот невероятный демографический импульс вызвал безудержный и чрезвычайно быстрый рост во многих городах. Достаточно учесть тот факт, что сегодня (2021 г.) в 33 городах мира уже проживает более 10 миллионов жителей.

Феномен исключительного роста городов с учетом различий историко-культурного характера и экономического контекста развития, неизбежно приводит к необходимости изменить нашу точку зрения на то, как мы можем наблюдать за городом и интерпретировать его, или на способы, с помощью которых мы можем изучать его эволюционную динамику. Это настоящий сдвиг парадигмы 1, основанной на уважении к инструментам (на данный момент явно устаревшим), которые использовались в прошлом для понимания урбанистических явлений и управления ростом городов.

Тот факт, что большие размеры могут привести к новому пониманию архитектуры и города, был ясен уже с первых лет 20-го века и стал еще яснее в период послевоенного восстановления, когда логика огромного количества 2 стала очевидной.

Не вдаваясь слишком глубоко в культурные последствия, которые может принести этот сдвиг парадигмы (рассуждения, выходящие за рамки целей данного исследования), в этом контексте мы просто заметим, что проблема больших размеров или чрезвычайного расширения городов в его последней, экспоненциальной фазе, имела побочный эффект в виде повсеместной потери качества городского пространства, рассматриваемого как коллективное пространство: навязчивого повторения зданий явно недостаточно для создания города.

Если мы объединим феномен урбанизации с параллельным процессом снижения роли общественных игроков в росте и трансформации города, результатом станет прогрессирующая потеря качества общественного пространства и маргинализация сообщества как основного партнера урбанистических действий.

Всё это может показаться неизбежным, но это не так: логика, которая руководила ростом городов на протяжении последних пятидесяти лет, не неизбежна в принципе, но является результатом обеднения коллективного осознания тем, представляющих общий интерес, сопровождаемого ослаблением государственного ответа на эти темы.

Некоторые видят в этом явлении четкий политический проект, основанный на мировоззрении свободного рынка и его модели развития; проект, который, честно говоря, временами цинично эксплуатировался архитекторами 3.

Конечно, эта модель, сегодня кажущаяся единственно возможной, представляет собой систему, которая, настаивая на минимальном количестве ограничений, приводит к городской политике невмешательства и неизбежно ведет к уменьшению роли государственных акторов в контроле над городом «сверху» и потере значимости городского проектирования и планирования как инструмента управления территорией.

Результат виден всем: целые городские агломерации нового строительства, в которых наблюдается явное отсутствие интереса к строительству res publica в различных формах и проявлениях, главным недостатком которых, несомненно, является отсутствие публичного пространства, воспринимаемого не только как пустое пространство, но и, прежде всего, как место коллективной идентичности, наделенное особыми качествами.

Парадоксально, но именно в исторический момент господства жизни в городе над деревней, когда поэтому требуется максимальное внимание и участие со стороны обозначенных субъектов — проектировщиков, управленцев, интеллектуалов — проектирование города постепенно утратило свое значение, а «превосходное человеческое изобретение» 4 постепенно приватизируется 5.

В этом процессе главным проигравшим является общественное пространство, которое все больше распадается на две разные, одинаково неадекватные формы: с одной стороны, оставшуюся анонимную “пустошь”, которая как раз в силу своего некачественности становится общедоступной; с другой стороны – пространство торговли: торговые центры, магазины, частные заведения, которые искусственно воспроизводят идею-симулякр итальянской площади.

Примечания

1 Одним из ведущих исследователей смены парадигмы современного города за последние 30 лет, несомненно, является Рем Колхас, написавший различные тексты, посвященные этому феномену, которые стоит здесь упомянуть:

  • Rem Koolhaas, Delirious New York. A Retroactive Manifesto for Manhattan, Monicelli Press 1997;
  • Rem Koolhaas, Junkspace. Per un ripensamento radicale dello spazio urbano, a cura di G.Mastrigli, Macerata, Quodlibet 2006;
  • Rem Koolhaas, Singapore Songlines. Portrait of a Potemkin Metropolis or Theirty Years of Tabula Rasa, 1995;
  • Chuihua Judy Chung, Jeffrey Inaba, Rem Koolhaas и Sze Tsung Leong, Harvard Design School Project on the City. 1 Great Leap Forward, Taschen, Koln, 2001;
  • и Rem Koolhas, Testi sulla (non più) città, a cura e con un saggio introduttivo di Manuel Orazi, Quodlibet 2021;

2 Тема большого числа повторялась в течение послевоенного восстановления; в 1964 году Альдо ван Эйк вместе со своими коллегами из Команды X назвал это «l’habitat pour le plus grand nombre». “Большое число” также использовалось Джанкарло Де Карло в качестве названия 14-й Миланской Триеннале в 1968 году

3 Piervittorio Aureli (под редакцией), The city as a project, PrefaceRuby Press, 2013, Berlin, стр. 15.

4 Как писал Леви-Стросс: «Город можно даже оценить выше, поскольку он находится на стыке природы и искусственности. Город — это скопление животных, чья биологическая история заключена в его границах, и тем не менее каждое сознательное и рациональное действие со стороны этих существ помогает сформировать окончательный характер города. По своей форме, как и по способу своего рождения, город одновременно содержит в себе элементы биологического воспроизводства, организации, эволюции и эстетическое творчество. Это одновременно природный объект и вещь, которую нужно культивировать; нечто индивидуальное и групповое; нечто живое и пригрезившееся. Это превосходное человеческое изобретение». Из книги Claude Levi-Strauss, Tristes Tropiques, Paris: Librairie Plon, 1955.

5 Rem Koolhaas, Testi sulla (non più) città, a cura e con un saggio introduttivo di Manuel Orazi, Quodlibet, 2021, стр. 194.

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про градостроительство

Еще про мнение

Еще про социология архитектуры

Еще про теория архитектуры

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта