Юрий Курбатов
фото автора
В зданиях культурного назначения Алвар Аалто видел наибольшие возможности для реализации своей концепции гуманной архитектуры. И его концепция была не лозунгом, а великой целью и стратегией творчества, в котором прослеживаются фундаментальные тенденции - гуманистические и, одновременно, тесно связанные с личным мироощущением архитектора и его личными "комментариями" к каждой из форм.
Библиотека в Отаниеми. Центральное пространство - зона абонемента и стеллажей свободного доступа освещается с помощью "ловушек" дневного света. |
Первая из них - преемственность. Зодчий утверждал, что старое никогда не исчезает навсегда и полностью. Оно постоянно возрождается заново. Как справедливо отметил английский историк архитектуры Кеннет Фремптон, в работах Аалто, особенно раннего периода, присутствует и связь со скандинавским дорицизмом (движение к внеисторической, изначально дорической простоте), и с финским национальным романтизмом. Таким образом, вопреки "вагнеризму" учителя Аалто - Нюстрема, он не порывает с традицией, и в его проектах присутствует гармоничное сочетание новизны и привычного. Причем уважение к искусству неотделимо от уважения к природе, из которого проистекает другая важнейшая тенденция - контекстуальность. Связь с местом, идущая от национального романтизма и народной анонимной архитектуры, приобрела в творчестве Аалто особенно интересную региональную трактовку.
Главный контекст построек в Финляндии - ее природа. И контакт с ней означает для архитектора соприкосновение не только с национальным пейзажем, но и с местными природно-географическими факторами: климатом и светом. Стремление найти оптимальный баланс между многообразием мира и прагматической стороной архитектурного процесса вылилось в представление о многоаспектности функции. Современную ему архитектуру и ее главное направление - функционализм - Аалто всегда резко критиковал за ограниченную трактовку рационализма.
Современная архитектура, - писал он, - рациональна только с технической точки зрения, и ее основной недостаток состоит в том, что рационализм не проник в архитектуру достаточно глубоко. Она должна быть функциональной прежде всего с человеческой точки зрения, а не с точки зрения техники. Аалто "за" ее использование, но "против" попыток приравнять технику к архитектуре: человеку не нужно становиться рабом машины, вместо этого он должен овладеть ее возможностями. Словом, архитектура - это сверхтехническая форма творчества, а многоаспектность функции - третья важнейшая тенденция в архитектурном наследии Алвара Аалто. Но самая полемичная и в то же время наиболее новаторская тенденция - четвертая, которую можно обозначить как многоаспектность формы. Архитектор выступает за форму, отвечающую многоаспектности функциональных процессов. В этом смысле его практические работы опережают или предвосхищают появление философии форм, отвечающих сложностям функциональных процессов, которая стала идеологической антитезой принципам функционализма.
Единство гуманной цели и гуманных средств для ее достижения включают творчество Аалто в русло культурно-исторического процесса, выводя его за рамки всех и всяческих догм. И библиотечные здания мастера - блистательный пример, подтверждающий этот тезис.
Городская библиотека в Выборге (1927-1935)
- фундаментальная основа выдающегося ряда библиотек. Уже в этой, ранней своей работе Аалто несколько расширяет заповеди строгого функционализма, чтобы полнее удовлетворить физические и психологические потребности человека. В этом смысле особенно примечательно стремление получить комфортную среду, используя многообразные свойства света и их интеграцию, - правда, на этом этапе больше с пространством, чем с формой в целом. С этой целью он разрабатывает систему бестеневого освещения с помощью воронкообразных фонарей верхнего света помещений читального зала и абонемента, изолированных от городского шума. Фонари не препятствуют проникновению солнечного света, а наполняют пространство лучами света отраженного, рассеянного.
Городская библиотека в Выборге. Комфортная среда, созданная с помощью воронкообразных фонарей верхнего света. |
В вечернее время бестеневое освещение обеспечивается источниками искусственного света, а функции рассеивателей выполняют стены. Архитектор также стремится использовать структурные и архитектурные свойства света, корректирующие восприятие пространства и управляющие зрительным процессом. Именно поэтому здесь можно проследить определенную связь неравномерности естественной освещенности (световую цепь: свет - мало света) с иерархической цепью самих пространств. Но форма здания обладает также строгой ортогональной структурой, что безусловно связано с прямыми ссылками на синтаксис Стокгольмской Публичной библиотеки архитектора Асплунда. В то же время световые устройства, несмотря на все их разнообразие, выступают по отношению к форме как композиционно автономные.
Результат блистательной эволюции идеи, заложенной в архитектуру Выборгской библиотеки, -
библиотека в Сейняйокки (1963-1965).
Библиотека в Сейняйокки. План. Результат развития идеи, заложенной в концепцию Выборгской библиотеки - создания комфортной световой среды. |
Желание получить комфортную световую среду и более свободную совершенную форму приводит к созданию фонарей -ловушек дневного света, являющихся неотъемлемой частью веерообразной формы читальных залов. Сами залы напоминают цветок, разворачивающийся к потокам света.
Фрагмент интерьера читального зала. |
Итальянский архитектор и теоретик Бруно Дзеви, наверное, осудил бы такое сравнение, ибо подобные метафоры, применяемые ранее к работам Райта, он считал биологическим заблуждением и ошибкой идеологов органической архитектуры. Но можно возразить, что подобное сравнение вовсе не умаляет достоинств этой формы, а скорее - позволяет понять ее значимость. Ведь при создании художественной формы очень важно, чтобы она была не только эстетичной и комфортной, но и внушала бы представление о способе достижения этих качеств.
Фрагменты внешних форм здания. |
Библиотека Политехнического института в Отаниеми (1964-1969)
- еще одно свидетельство потрясающего по своим результатам эволюционного процесса.
Библиотека Политехнического института в Отаниеми. Разрез по зданию. Система читальных залов обладает разнообразными устройствами верхнего и бокового света. |
Аалто применяет здесь фонари разного типа. Два из них - самые большие - представляют подлинные ловушки солнечного света.
Библиотека в Отаниеми. Фонарь верхнего дневного света, интегрированный с источниками искусственного света. |
Световые устройства, управляющие движением в коммуникационных пространствах |
Вместе с тем, они не воспринимаются как независимая от интерьера форма. Криволинейная плоскость этих фонарей, отражающая свет, становится, пo-существу, и потолком.
Фрагмент потолка с различными устройствами верхнего света. |
Следует отметить здесь также заметное акцентирование структурных свойств света: читальные залы, "каталог" и "абонемент" представляют систему единых пространств, а разная мера освещенности членит эти пространства на части. Это особенно бросается в глаза на стыке "каталога" и "абонемента".
Различная мера освещенности отдельных фрагментов единого пространства четко разделяет его на зоны. Свет становится формообразующим фактором. |
Библиотека в Отаниеми. Фрагмент интерьера. |
Библиотека в Отаниеми. Зона каталога, освещенная источниками верхнего и бокового света. |
Библиотека в Рованиеми (1965-1968)
- одна из лучших работ Аалто.
Библиотека в Рованиеми. Разрезы по зданию. Верхняя оболочка здания, образующая "ловушки" дневного света, - органичная часть формы здания. |
Двухъярусные залы с книжными полками здесь, также как и в Сейняйокки, подобно цветку веером раскрываются в сторону солнца.
Внешняя форма читальных залов с ловушками дневного света. |
Это выдающийся пример формообразующего воздействия света на форму. Теперь уже не фонарь, а форма здания в целом улавливает и распределяет свет. Форма становится световой. Интеграция света, пространства и формы достигают высочайшего уровня. Попробуйте убрать здесь проемы - асимметричный слепок пространств читальных залов будет казаться композиционно странным. Данное пространство и данная форма не могут существовать без данного света. Они едины.
Библиотека в Рованиеми. Фрагменты интерьера читального зала - "ловушка" дневного света, интегрированная с источниками искусственного света |
Членение сложного пространства на функциональные зоны с помощью различных источников света. |
Университетская библиотека в Орегоне, США (1965-1970)
- блистательная реализация тех же концептуальных идей на американском континенте. Трехъярусный веерообразный корпус читальных залов с системой верхнего бокового света и фонарей-ловушек обеспечивает высокий уровень светового и эстетического комфорта. Работы Аалто, в том числе и его библиотечные здания, как произведения высоко гуманного искусства архитектуры, неисчерпаемы с точки зрения познавания. В них объективное сочетается с субъективным, точное с неточным, рациональное с иррациональным. И каждое поколение, пользуясь с благодарностью этими зданиями, будет делать все новые и новые открытия, обогащая наш общий интеллектуальный, эмоциональный и художественный мир.