”орма - портал для архитекторов и дизайнеров

Время органической архитектуры (продолжение)

Вернуться к началу статьи Органическая архитектура

Посмотреть сайты, посвященные Барту Принсу, Алвару Аалто и Ле Корбюзье в Архипаноптикуме

Текст: Юрий Курбатов, академик, доктор наук, профессор НИИТАГ

Один из самых ярких продолжателей идей Фрэнка Ллойда Райта в наше время — архитектор Барт Принс. Его постройки, также как у Райта, вырастая из ландшафта и его материалов, являются их органичным продолжением.

Резиденция Генри Уайтинга, неподалеку от Солнечной Долины, Айдахо. 1989-1991

Органическая архитектура: архитектор Барт Принс, загородный дом Генри Уайтинга 
Особым изяществом отличается Усадьба Генри Уайтинга в “дачном” районе штата Айдахо — Солнечной долине (США). Блистательному успеху способствовало, безусловно, полное совпадение взглядов заказчика и проектировщика. Уайтинг— ландшафтный архитектор, считающий Ф. Л. Райта своим духовным отцом. Уайтинг выбрал своеобразный сухой и открытый участок, фоном которого служат высокие холмы — отроги Сотус Маунтинз (горы — “Зубья пилы”). Он же разработал задание на проектирование, а Б. Принс реализовал его. В плане здание имеет очень простую и ясную конфигурацию, отрицающую Эвклидову геометрию. Основой формообразования здесь служат две “8”"образные стены, частично охватывающие друг друга и связанные продольной осью общего рекреационного пространства. “S”"образные стены удачно делят здание на три группы помещений. Северная группа — приватные помещения владельца усадьбы. Южная группа — комплекс гостевых помещений. Центр занят рекреационными и парадными помещениями для всех. Каждая пространственная ячейка перекрыта изогнутыми шедовыми кровлями на изогнутых деревоклееных фермах. Центральная группа помещений охвачена кровлями с двух сторон — с востока и запада. Пространственный разрыв между ними использован для организации верхнего света. К помещениям владельцев и гостей ведут криволинейные проходы, выступающие из наружных стен. Стены цокольного этажа, где размещены стоянки для машин, а также стены, охватывающие подъезды и подходы к усадьбе, имеют хорошо найденные криволинейные очертания, включающие здание в природный контекст.

Резиденция Стива Скилкена. Колумбус, штат Огайо, США, 1996-1999. 1989-1991

 
  

Органическая архитектура: архитектор Барт Принс, дом американского бизнесмена Стива Скилкена

Одна из самых последних работ Б. Принса — дом американского бизнесмена Стива Скилкена. Основой формообразования служат окружности. Самая большая из них разрезана пополам. Здесь находятся основные помещения дома. Две другие окружности меньшего размера образуют рекреационные помещения. Материальным и пластическим организатором пространственной среды служат своеобразные грибовидные конструкции, выполненные в дереве. Ажурная опора каждой из них фиксирует центр “своей”окружности. Каждая опора несет площадку второго уровня дома. Природная среда введена в дом — это длинный бассейн, пересекающий первый уровень здания. Бассейн охвачен пальмами и банановыми деревьями. Рядом с домом был перекрыт ручей и устроен декоративный водоем. Карьер, где добывали камень, также был заполнен водой. На мой взгляд, это явные ссылки на дом Кауфмана “У водопада” архитектора Ф. Райта. Однако не все здания Б. Принса обладают безупречной эстетикой. Там, где прослеживаются прямые ссылки на биологические формы, они теряют пластическую самобытность.
В Сестрорецке под Петербургом в 2001 году появился частный дом, возведенный по проекту архитектора Бориса Левинзона. Формы здания — явная интерпретация природных форм. Позже, в 2003 году на территории ЛЕНЭКСПО был сооружен уже выставочный экземпляр загородного дома (проектирование и строительство — ООО “Бионикастрой”, автор проекта — Борис Левинзон, рабочее проектирование — архитектор Андрей Босов, конструкторы —Нина Лисецкая, Дмитрий Кресов). Эти загородные дома вызывают крайне противоположные точки зрения — от восторга до полного неприятия. Такое отношение понятно. В архитектуре Советского Союза не было органической архитектуры, а бионика развивалась в основном на проектно-теоретическом уровне. И в то же время дома Бориса Левинзона не являются полной новацией. Они имеют свою предысторию и свои истоки в международной практике органической архитектуры. Понимание этих истоков, безусловно, будет способствовать правильной и объективной оценке российской ветви этого направления. Пока, на мой взгляд, частные дома Бориса Левинзона по своей эстетике уступают домам Барта Принса. Но настойчивая и целеустремленная работа в этом направлении может, безусловно, привести к рождению полноценной отечественной ветви органической архитектуры.

Вернуться к началу статьи Органическая архитектура

НАПРАВЛЕНИЯ

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
пожалуйста, зарегистрируйтесь

Ваш E-mail:

Я живу в Cанкт-Петербурге





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





архитектор Сантьяго Калатрава

вокзал в ЛьежеНовый вокзал в Льеже, Бельгия, 2009

небоскреб Turning TorsoНебоскреб Turning Torso в Швеции .

здание все-place здание все-place - галерея, проходящая сквозь один из кварталов деловой части Торонто (Канада).

иконка рубрики стили и направления

new! ленинградский
ар деко архитекторов Левинсона и Фомина.

new! Сантьяго Калатрава. Вокзал в Льеже.

Ричард Роджерс. Хай-тек и экология среды

Сантьяго Калатрава.Небоскреб в Швеции

Антонио Гауди. Дом Батло

Тойо Ито. Виртуальная архитектура
и Медиатека в Сендай

Бертольд Любеткин великий модернист

Ле Корбюзье. Монастырь

Йошио Танигучи. Музеи

Новейшая Пинакотека:
архитектурная риторика времен интернета


В гостях у Мельникова

Общественные пространства Канады

Из стекла

Парк как объект синтеза

Библиотечное пространство — эволюция формы

Композитор архитектурных форм

Архитектурная форма: в поисках свободы

Свет, пространство и форма в библиотеках Алвара Аалто

Музейная архитектура Японии прекрасная раковина без жемчужины

Леон Крие
(специальное интервью)


Деревянный модернизм
и деревянный ренесанс


Древесина в
современном контексте


Роберт Адам: неоклассика против модернистского истэблишмента

гуманная архитектура Криса Уилкинсона



ФормаАрхиблогКонкурсыГалереяКаталогСвязь с намиОбъявления