Глава 5
Педагогика
Баухауз стал первой школой, отказавшейся от традиционных принципов художественного преподавания. Экспериментальные поиски в первое десятилетие проводились как Вальтером Гропиусом, так и приглашенными им преподавателями:
О. Шлеммером (сценограф, режиссер, преподаватель скульптуры),
М. Брандт (металлообработка),
Б. Таутом, П. Клее, И. Иттеном, Ф. Марком и В. Кандинским, Л. Файнингером (представители “Синего всадника”) и другими, не менее яркими личностями.
Гропиус, «Устойчивость идеи Баухауза»: «Баухауз положил начало борьбе с привычными до того академическими методами воспитания маленьких Рафаэлей и обучения архитектурному проектированию; мы стремились вернуть общенародной художественной деятельности творческие таланты, покинувшие ее в ущерб как своим личным, так и общенародным интересам. Мы сознательно поставили себе задачу, отказавшись от принципа разделения труда, стремиться к комплексной работе, при которой весь творческий процесс рассматривается как неразрывное целое» [4, стр. 330]
Все преподаваемые дисциплины были новаторскими, авторскими и должны были способствовать созданию тотального произведения искусства (архитектура+промышленность+искусство).
В первый год существования преподавание в Баухаузе находилось под влиянием Иттена – который создал два учебных курса – основанных на “интуитивном подходе” и “субъективном опыте и объективном распознавании”. Лионель Файнингер (1871-1956) и Герхард Маркс (1889-1981), Иттен руководили базовым годичным курсом школы, где студенты знакомились с основными принципами проектирования (дизайна) и с теорией цвета. Преподаватель в школе именовался мастером, студент – подмастерьем, наподобие средневековой гильдии. После базового курса студенты должны были выбрать для себя как минимум одну мастерскую из множества в рамках школы. Иттен – был противоречивой фигурой, из-за его участия в секции зороастризма (проповедование принципов гармонии, медитации и вегетарианства) и группового медитирования на занятиях со студентами, он был не понят Гропиусом, в связи с чем Иттен вынужден уже через 3 года покинуть школу. Вместе с ним закончился период экспрессионизма в Баухаузе. Другие преподаватели – Йозеф Альберс и Ласло Мохой-Надь придерживались более функционального подхода – они посещали со студентами фабрики и заводы, сделав это обязательной частью программы. Когда Мохой-Надь стал вести подготовительный курс – то в нем появились упражнения по композиционно-уравновешенным конструкциям из различных материалов:дерева, металла, проволоки и т.д. Основная задача подобных упражнений Иттена заключалась в изучении понятия контраста форм и фактур, у Могой-Надь – изучение композиционных свойств и устойчивости ассиметрических конструкций, создающих световые и пространственные эффекты.
Василий Кандинский присоединился к Баухаузу в 1922 году. Абстрактные работы Кандинского, по мнению Гропиуса, должны были спровоцировать творческие поиски студентов. Кандинский вел курс основ формообразования, цветоведения и аналитического рисунка, а также мастерскую по настенной живописи. Герхард Маркс и Лионель Файнингер вели смежные курсы по керамике и полиграфии.
Г. Мейер (1928-1930) – сделал школу более успешной в коммерческом плане. По Мейеру, форма должна подчиняться функциям и стоимости объекта, чтобы быть доступным рабочему классу. Мейер реорганизовал факультеты : факультеты архитектуры (“отделение строительства”), рекламы, деревянных и металлических изделий и текстиля. Как говорилось ранее – началась активная научная деятельность в школе, поэтому необходимы были такие дисциплины, как организация промышленности, психология, экономическая оптимизация строительства, методы точного расчета освещенности, инсоляции, теплопотерь и теплопоступлений и акустики. В Баухаузе начали преподавать Виттвер, Людвиг Хильберзаймер (генпланист), Алькар Рудельт (инженер), Альфред Арндт, Карл Фигер, Эдвард Хайберг, Март Стам
В 1930м году директором становится Мис ван дер Роэ. Он закрыл школу и вновь ее открыл с целью провести тотальную деполитизацию, создав новый устав и новый учебный план, где базовый курс уже не обязателен, а архитектура и ее изучение становится первоочередной задачей. Студенты должны были заново подать документы. Но в политике это не помогло: национал-социалисты вскоре захватили власть в Дессау и закрыли школу.
Тем не менее, именно педагогическая деятельность Мис ван дер Роэ обогатила школу концептуально, органично дополнила научный формализм Мейера свежей эстетикой. Мис ван дер Роэ: «…Нам не нравится слово “дизайн”. Оно означает все и ничего. Многие думают, что могут проектировать все, что угодно, от гребенки до железнодорожной станции, – и ничего хорошего у них не получается …Наше обучение направлено на то, чтобы натренировать глаз и руку. В первый год мы учим студентов точно и аккуратно чертить, на следующий год мы преподаем им технические предметы, а на третий год обучаем их планированию таких элементов, как кухни, ванные, спальни и уборные т.д.» ,«Если бы человек каждый день изобретал что-нибудь новое, мы бы никуда не ушли. Ничего не стоит придумать интересные формы, но требуется многое для того, чтобы их разработать». [4, стр. 376]
Еще про Bauhaus
Еще про Баухауз
Еще про Германия
Еще про градостроительство
- Контекстуальная олимпийская деревня в Париже
- Реновация набережной в Чайковском
- Деловая игра «Градостроительный вызов»
уже 5 мнений на тему “Идеи и практика «Баухауза» и их влияние на градостроительство 20-30х годов 20 века”