Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма


Глава 2

Среда зарождения явления «Баухауз»

Проектировщиков всегда воодушевляет идея влияния на общество, так как они создают материальную среду обитания. Баухауз был результатом воли и большого энтузиазма, несмотря на непростые экономические, политические и социальные явления
Культурная среда
В начале ХХ века происходит творческий прорыв – активный рост и развитие новых течений в искусстве. Некоторые из них стали реакцией на послевоенную обстановку хаоса и разрухи (Де Стиль, дадаизм), но Баухауз – явление изначально культурное. Школа была создана как генератор нового – с целью совершить не революцию, а вывести архитектуру и среду в целом на новый эволюционный уровень.
С 1900 по 1930 годы активны и развиваются такие течения, как:
– Движение «Искусств и ремесел» (до 1914 – Великобритания), Японизм (до 1941- Франция), Ар нуво (до 1910 – Европа), Модерн (до 1940 – Европа), Боз-арт (до 1920 – Франция), Югендстиль (до 1910 – Герания), Стиль миссии (до 1920 – США), Сецессион (до 1920 – Австрия, Вена), Wiener Werkstaette (1903 до 1932 – Австрия, Вена), Deutsche Werkbund (1907 до 1934 – Германия), Футуризм (1909 до 1944 – Италия), Ар деко (1910 до 1939- Франция, США), Чешский кубизм (1911 до 1915 – Прага), Вортицизм (1912 до 1915 – Великобритания), Дадаизм (1916 до 1923 – Цюрих, Швейцария), Де Стиль (De Stijl) (1917 до 1931 – Нидерланды), Баухауз (1919 до 1933 – Германия), Американский модерн (1920 до 1940 – США), Конструктивизм (1921 до 1932 – Советский Союз), Сюрреализм (1925 до 1930 – Франция-страна происхождения), Рационализм (1926 до 1945 – Италия). [3]
Самыми близкими по духу к движению Баухауз были Wiener Werkstaette, Де Стиль, конструктивизм и рационализм, а также модерн (рационалистическое направление), который по сути являлся источником всех ранее перечисленных. Архитектура модерна отвергала классическую ордерную традицию, акцентировала внимание на пластике фасада: использование железобетона, кованых металлических деталей, переливающихся стекла и майолики. Модерн делился на иррациональный (Антонио Гауди) и более рациональное его проявление (Анри ван де Вельде, П. Беренс – которые были близко знакомы Гропиусу).
После Первой мировой войны требовалось отстраивать города с разумными финансовыми вложениями, но с максимальными эстетическим и гуманистическим параметрами. Эту задачу могли решить только функциональные, рациональные течения, внимательно относившиеся к пространству, конструкции и пластике. Пропагандировалась эстетика функционализма (не сухой формализм), которая переросла в рационализм (Мис ван дер Роэ), возник новый архитектурный язык – ясный, строгий, состоящий из стекла и каркаса, металлических конструкций, плоскостей, четкой геометрии, создающей новый ритм времени.
Время Баухауза – это время повсеместной машинизации, унификации, индустриального бума, время инженерной реконструкции городов: архитектуре и искусству необходимо было не отставать от промышленности, нужно было прочно занять место необходимого элемента в общем механизме жизни. Индустрия должна быть связана воедино с искусством, а искусство должно выполнять организующую роль.
Гропиус писал в статье «Значение индустриальных архитектурных форм для образования стиля»: « …Движение – решающий мотив нашего времени. …Техническая и художественная форма снова срастаются в органическое единство, так новая развитая форма получает свою исходную точку в произведениях индустрии и техники» [4, стр.330]
Многие гениальные разработки проектировщиков были коммерциализированы, что, естественно, не пошло на пользу образу города.

Автор:
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9



уже 5 мнений на тему “Идеи и практика «Баухауза» и их влияние на градостроительство 20-30х годов 20 века”


  1. Pingback: Белая башня меняет формат - Лекции и семинары- архиблог Шу
  2. Pingback: Универсальный объем - Архитекторы пишут- архиблог Шу
  3. Pingback: В петербуржской Петрикирхе открылась выставка Handmade in Germany - Как живет дизайн (события)- архиблог Шу
  4. Pingback: «Искусство функции: немецкая школа архитектуры и дизайна» - Лекции и семинары- архиблог Ш?у
  5. Pingback: Дворец в подвале. Граффити 4.0 - Новый интерьер- архиблог Шу

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про Bauhaus

Еще про Баухауз

Еще про Германия

Еще про градостроительство

Еще про социология архитектуры

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта