Универсальный объем
автор статьи – архитектор Евгений Чемеркин
Создание универсального объёма в архитектуре – это выполнение заказа производителя, стремящегося к постоянной продаже своего продукта.
Универсальный продукт архитектуры более приспособлен для гибкой функциональной и технологической трансформации в условиях смены запросов рынка и совершенствования производственного процесса.
Гибкость, возможность преобразований – такие задачи не стояли перед старыми мастерами. Только функционализм сумел досконально классифицировать, структурировать элементы архитектурного пространства. Обозначить их место и потребности, выраженные в эстетических и физических категориях.
макет Баухауза, Гропиус
Весь процесс архитектурного проектирования есть постижение языка задачи.
Каждая задача по созданию архитектурного объекта, имеет свой язык, и архитектурное освоение его есть сложная задача, решаемая порой спонтанно – талантом зодчего.
Язык может быть сложным, с большим количеством «гласных форм», как в барокко. Или нежным, с северорусскими мелодиями в архитектуре православных храмов. А также жёстким, в «согласных обломах» деконструктивизма.
Язык универсального объёма прост. Это скорей не язык, монотонное приглашение. Приглашение использовать этот тональный звук, как канву, для украшения его.
И как скучно и тоскливо человеку в универсальном объёме – не то, что в здании классической или древней архитектуры, где существуют эстетико-временные координаты, где человек становится потребителем этого пространства. В нём он ощущает себя либо древнеримским рабом, либо средневековым рыцарем, либо, отстраняясь от окружающего «предмета», – современным человеком. И ему есть от чего отстраняться, ведь это не универсальное пространство, где для координирования себя во времени приходится развешивать картины и расставлять мебель, порой антикварную.
Универсальное пространство примет всё.
Иезуит кирхе в Вене
Архитектурные формы во все времена сочетались с элементами мебели, декора в интерьере, а также стилем одежды её обитателей. Она, созданная энергичным наброском на бумаге или на доске, была материализованной плотью поэтической души мастера. Эта гармония, неразрушаемая столетиями, нарушена в универсальном, анонимном объёме.
Нравственность такой архитектуры, её эстетики, это нравственность беспредметных композиций художников-абстракционистов.
В его пространстве возможны сочетания любых стилей, как в поп-артовском коллаже. И эти сочетания приобретают особенную остроту. Смысл любого из них очищается от второстепенных связей с общим материнским текстом и рассматривается как квинтэссенция родного стиля. Эдакий, постоянно сменяющийся, триумф эклектики. Универсальный стиль универсального объёма проходит как благодатный фон для неё.
К тому же, создавая универсальный объём с его анонимными фасадами, мы уходим на уровень «фоновой» архитектуры. Всё вокруг приобретает большую значимость, чем она. И машины, и люди, и природа. Архитектура теряет свой статус равноценного игрока в окружающем пространстве. Она становится фоном для него.
Если на уровне объекта, вписанного в окружение, архитектура имеет самостоятельный ключ интеграции, то при универсальности её она уступает это место скульптуре, поставленной перед её фасадом. Поэтому для универсального объёма найти место в городской ткани очень затруднительно, если считать, что пространство есть стилевременная категория.
Еще про стиль
- «Меньше значит больше»: резиденция архитектора
- Вилла с куполом
- Дом на Эльбе: свет для рустикального интерьера