Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма


Глава 4

Идеи «Баухауза»

Художественные и архитектурные идеи

Вальтера Гропиуса в начале его карьеры можно считать представителем стиля Модерн , его постройка «Обувная фабрика Фагуса» совместно с его работодателем Адольфом Мейером – становится одним из основных примеров модерна. Главной идеей Баухауза было сочетание искусства и машинного производства, теории и практики, студенты были обязаны в течении последних семестров проходить практику в мастерских и на заводах (см. Приложение, пункт 3)
Концепция Баухауза трансформировалась в каждый временной этап в зависимости от директора и некоторых ярких преподавателей. Общая функциональная концепция (даже обязанность) состояла в проектировании доступных красивых и удобных (функциональных) предметов широким массам. Эстетическая концепция: строгость, простота и удобство.
Основными идеями можно назвать идею сборного здания, введение научного анализа в проектирование, соединение практического опыта и обучения, приобщение студентов к реальной жизненной ситуации – например, плановая продажа изделий студентов, художественный, абстрактный подход к задачам – акцент на конструкции, фактуре, эстетике. Эти идеи являются результатом времени, эпохи и творческого гения представителей Баухауза.
Вальтер Гропиус был вдохновлен идеей модерна – использование машин, минимум декора, функциональность, сокращение разрыва между промышленностью и дизайном, утилитарность – основные идеи Баухауза на начальном этапе развития , воплощенные как в предметном дизайне, так и в градостроительстве. Его стиль нельзя называть функционализмом или рационализмом – это абстрактные явления, к которым архитектор того времени может быть частично отнесен. Гропиус в «Границах архитектуры»: «Идея рационализма, которые многие считают основной характеристикой новой архитектуры, играет всего лишь очистительную роль. Другой аспект – удовлетворение потребностей человеческого духа – столь же важен, как и материальный. Оба они обретают свое место лишь в том союзе, который есть сама жизнь» [4, стр. 337].
«Поскольку эволюция в архитектуре всегда проходила волнообразно, в реакциях протеста против предыдущих тенденций, то вполне естесственно, что за первыми проявлениями обретенной свободы в формообразовании последовало богатство и разнообразие в замыслах, в деталировке, в соотношениях объемов и в применении новой техники.(…). Ритм каркасов,кривые оболочки, выступы и заглубления отдельных частей здания…».
[4, стр. 348]
Идеи этого периода Баухауза состоят именно в конструктивно-функциональном плане, так как необходимо было приобщиться к индустриальному производствум архитектуры: “Важнейшими результатами в области всех этих открытий в области строительства можно считать следующие:
– рост гибкости и подвижности,
– возникновение новых пространственных связей между внутренним и внешним пространством;
– смелость, легкость, малая «привязанность к земле» строительных форм» [4, стр. 345]
Когда Ганс Мейер стал директором, многое изменилось.
Ганс Мейер из статьи «Строить» (опубликована в журнале Bauhaus – 1928, №4 и была его программной декларацией): «Как же создаётся проект планировки города? Или плана жилого дома? Что это – сочинение или функция? Искусство или жизнь??? Зодчество – процесс биологический.(…) На принципах экономичности мы из этих элементов (железобетон, гудрон, дерево-металл…) организуем конструктивное единство.» [4, стр.359 ]
В это время в Баухаузе вводятся новые, «неархитектурные» дисциплины, появляется понятие анализа, которое предшествует проекту. При Гансе Мейре применяется явление тотального анализа в архитектуре (при обучении): колористический, визуальный и акустический, геологический, инсоляционный, социальный и т.д.
«Архитектура как «самовыражение художника” не имеет права на существование», «Интернационализм является преимуществом нашей эпохи.(…) Мы исследуем повседневный ход жизни каждого проживающего в доме и составляем функциональные диаграммы для отца, матери, ребенка (…). мы изучаем взаимосвязи дома и его жильцов с внешним миром (…). мы определяем годовые изменения угла падения солнечных лучей в зависимости от широты, на которой расположен земельный участок. (…)» [4, стр. 360] ,
«Новый полносборный жилой дом является продуктом промышленного производства и в связи с этим является произведением коллектива специалистов: экономиста, статистика, гигиениста, климатолога, организатора производства (…) … а где же архитектор?.. был раньше художником и становится теперь специалистом-организатором!»
[4, стр. 361]
То есть появилась отчетливая исследовательская, научная направленность Баухауза, призванная предвосхищать практику.
А когда директором стал Мис ван дер Роэ, был обозначен главный аспект – архитектура.
В “Рабочих тезисах» он писал: «… Все эстетические спекуляции, все доктрины, любой формализм – мы отвергаем, архитектура – воля времени, воплощенная в пространство. Живая, развивающаяся, новая». [4, стр. 371].
То есть метод функционализма как формализм отвергался, Мис ван дер Роэ говорил об универсальности приемов классицизма и считал, что возможно создать такие структуры, куда можно вместить любую функцию. Эстетическая концепция, которой придерживался Мис ван дер Роэ – идеалистическая философия неотомизма – где истоки прекрасного состоят в целостности, внутренней уравновешенности формы, математической чистоте ее пропорций. Здания должны быть светлыми, “лучезарными” – отсюда использование больших поверхностей стекла в ограждающих конструкциях. «Меньше – значит больше» – любимый афоризм Мис ван дер Роэ – детали сведены к минимуму.
«О форме в архитектуре” : «Я не против формы, но против лишь формы как самоцели…» [4, стр. 372]
В Баухаузе появилась новая эстетическая концепция использования больших плоскостей.

Художественные эксперименты дали определенные творческие открытия и изобретения: в фотографии (фотография с различной экспозицией и выдержкой), технике коллажа, полиграфии (шрифтовые конструкции и свободное использование изображений) – применялись различные прессы, печатные машины, химические препараты, инструменты в мастерских для получения интересных эффектов. Каждая тема – например «Контраст тел» – предполагала индивидуальные эксперименты с формами и материалами.
пространственная композиция из проволоки композиция с кругами
фотографии работ студентов Баухауза,
объемно-пространственные композиции, 20-е годы прошлого века
картон, бумага, проволока

композиция из бумаги

Для архитекторов было важным изучение конструкций, поверхностей, складок – создавались макеты и модели из различных материалов на тему складок, перфораций, каркасов. Излюбленной темой было «минимальное пространство» – что актуально было для обеспечения комфортным жильем большой численности рабочих. Минимальное пространство (рабочее, кухня и т.д.) должно было быть эргономичным, эстетически и композиционно проработанным. Для этого пространство упаковывалось в куб-модуль, с помощью которого можно было определять пропорции и размеры отдельных фрагментов ячейки.
Герберт Байер - изометрия рабочего пространства, 1923
Герберт Байер – изометрия рабочего пространства, 1923

Автор:
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9



уже 5 мнений на тему “Идеи и практика «Баухауза» и их влияние на градостроительство 20-30х годов 20 века”


  1. Pingback: Белая башня меняет формат - Лекции и семинары- архиблог Шу
  2. Pingback: Универсальный объем - Архитекторы пишут- архиблог Шу
  3. Pingback: В петербуржской Петрикирхе открылась выставка Handmade in Germany - Как живет дизайн (события)- архиблог Шу
  4. Pingback: «Искусство функции: немецкая школа архитектуры и дизайна» - Лекции и семинары- архиблог Ш?у
  5. Pingback: Дворец в подвале. Граффити 4.0 - Новый интерьер- архиблог Шу

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про Bauhaus

Еще про Баухауз

Еще про Германия

Еще про градостроительство

Еще про социология архитектуры

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта