Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Новый городской пейзаж Милана: стратегия превращения дорог в городские сады

Тактическая урбанистика добралась и до Милана, где архитекторы и градостроители превращают дороги в сады, чтобы, соблюдая ограничения, которые накладывает пандемия ковида, простимулировать восстановление и развитие города. Пример из практики – Valet, проект переосмысления общественного пространства.

парклеты на перекрёстке, Милан
На всех эскизах и рендерах – проект Valet для улицы Melzo в центре Милана


История городов – это рассказ о постоянном процессе адаптации, модификации и эволюции. Часто – из-за значимых историческими событиями, таких как миграции, войны, эпидемии и изменение климата. Пандемия Covid-19 также повлияет на городскую систему, сосредоточив внимание урбанистов на преобразовании общественных пространств и введя временные меры для управления социальным дистанцированием, но, прежде всего, она побуждает к размышлениям о том, как запустить процессы экономического и социального возрождения. Ключом к развитию будут микрорайоны после вмешательства, которое сделает их более пригодными для жизни, дружественными для людей, безопасными, доступными и экономически динамичными.

Это контекст, который породил Valet: стратегию развития города, в центре которой дороги. Рожденный по замыслу миланской архитектурной студии Vudafieri-Saverino Partners, проект был разработан командой, в которой участвовали два других миланских архитектурных бюро: PRR Architetti и Lorenzo Noè.

Манифест Valet: дорогоцентричный город

улица Melzo с парклетами

Когда люди думают о городах, они часто имеют в виду совокупность зданий, памятников, инфраструктуры и дорог. На самом деле происхождение каждого из этих элементов связано с присутствием людей. То, как люди перемещаются по городу, наслаждаются его пространством и встречаются друг с другом, определяет то, как он функционирует, и, следовательно – качество жизни его жителей. Города в большей степени, чем зданиями, характеризуются общественными пространствами, которые остаются между зданиями: местами, где люди тусуются, встречаются, общаются, где ведется экономическая деятельность и где предоставляются услуги. Дороги создают основу для городской жизни, и в среднем на них приходится 25% городской площади.

Работа над формой и функцией городских дорог, качеством их отделки, взаимоотношениями между различными категориями, которые их используют – пешеходами, велосипедистами, автомобилистами, коммерческими службами и т. д. – означает работу над самой важной инфраструктурой, которая способна изменить само лицо города, улучшить качество жизни жителей и экономическую жизнеспособность предприятий, стоящих на обочине этих дорог. В исторический период, когда доминирует урбанистическая концентрация, когда урбанизация населения стала одной из величайших проблем века, работа над тем, как спроектированы и задуманы улицы, является ключевым вопросом для будущего планеты.

Valet: преимущества и положительные внешние эффекты системы

  1. Продвигается “медленное перемещение”
  2. Снижение уровня пробок: потоки машин двигаются медленнее, но становятся более текучими; средняя скорость увеличивается
  3. Снижение числа дорожных аварий
  4. Стимулируются оживление и диверсификация торговли
  5. Привлекается больше туристов и посетителей
  6. Растёт стоимость аренды и покупки недвижимости
  7. Поощряется рост взаимодействий в рамках социальной интеграции
  8. Ощущается более высокий уровень безопасности
  9. Временное расширение зон общественного питания с социальным дистанцированием
  10. Увеличение количества зелени снижает солнечную радиацию, уменьшая пиковые температуры летом
  11. Снижение трафика и присутствие зелени улучшают распределение шума между улицей и жилой территорией
  12. Существенное, структурированное и постоянное включение зеленых насаждений значительно изменяет восприятие качества городских пространств, превращая «никакие места» в социально ориентированные общественные пространства.

Парклеты

парклет на улице Melzo

Valet – это система парклетов, которая создает новые открытые пространства для магазинов и террасы для ресторанов, превращая дороги в пригодные для жизни пространства, зеленые и дружелюбные. Ключевым моментом является сборная модульная система.

Парклет – это пример тактического урбанизма: инновационный способ городского планирования, основанный на вмешательствах, направленных на создание новых общественных пространств. Эти меры позволяют поэкспериментировать с различными вариантами использования городских пространств и реализовать долгосрочные стратегии по повышению жизнеспособности района.

Парклет – продолжение тротуара, предлагающее больше разнообразия и сервисов для жителей и прохожих. Это продолжение пешеходной зоны, место, где можно остановиться, посидеть и отдохнуть прямо посреди бурной городской жизни.

Цель и средства

эскиз парклета и схема улицы

Цель состоит в том, чтобы создать сложный и открытый городской пейзаж, в котором элементы взаимодействуют друг с другом, а прохожие, которые передвигаются пешком, на велосипеде или на машине, чувствуют, что они находятся в заманчивой среде.

Растения

По сценарию зелень находится и на первом плане, и в центре парклета: кусты обозначают его границы и защищают, в то время как деревья привлекают публику и затеняют территорию. Виды растений для посадки будут выбраны так, чтобы ослабить акустическую связь между дорогой и жильём и, одновременно, обеспечить тень, снижая летом пиковые температуры.

Бетонные модули

В поисках материала проектировщики обратились за помощью к компании Italcementi, и её Центр исследований и инноваций разработал высокотехнологичные элементы из легкого бетона. Они предназначены специально для мощения в городе и ориентированы на экологичность: дренажные, из переработанных материалов, а также фотокаталитические, чтобы уменьшить загрязнение. Эстетика элементов строится на чистых цветах. В совокупности свойства материала помогают бороться с высокими температурами и снижают, особенно летом, эффект «теплового острова», который приводит к перегреву городского центра.

Элементы из бетона превращают проезжую часть или другие поверхности в тротуары, которые находятся на уровне пешеходной зоны. Это система, предназначенная для сокращения времени и затрат на строительство: легкая, но очень прочная, модульная и простая в производстве. Её можно адаптировать к любому решению и установить на любой дороге без каких-либо подготовительных работ.

Модули были спроектированы как материнские платы, на которых можно разместить зелень и другие элементы, преобразующие уличную обстановку: кусты и деревья, навесы и солнцезащитные шторы, мебель и освещение.

Служба парковки использует только часть парковочных мест, сужая проезжую часть, чтобы снизить скорость автомобилей, и превращая дорогу в «совместимую зону смешанного движения». Реконструкция дороги – это воздействие на качество жизни людей, прибыльность коммерческой деятельности и эстетическое влияние городского ландшафта.

Пример: улица Мельцо в Милане

мастер-план улицы Melzo
Первой площадкой для городского применения Valet станет улица Мельцо. Расположенная в районе Порта Венеция, она может служить идеальной иллюстрацией преобразующей силы проекта. Партнеры Vudafieri-Saverino, PRR Architetti и Lorenzo Noè работали с гражданами, дилерами и местными властями, чтобы разработать реальное предложение по реконструкции и решить проблему экономического и социального восстановления.

Вмешательство предполагает преобразование всей дороги в зону с ограничением скорости 30 км / ч.

Преобразуя новые правила социального дистанцирования в новые возможности, проект поощряет социализацию: люди снова овладевают общественными пространствами, улицы становятся садами, а переходы становятся площадями. Valet позволяет превратить целые кварталы в дружелюбные и безопасные зеленые зоны, обладающие улучшенной тепловой и акустической средой

Автор:



уже 4 мнения на тему “Новый городской пейзаж Милана: стратегия превращения дорог в городские сады”


  1. Александр says:

    Эта статья как глоток воздуха в наших бетонно- машинных джунглях.

    • Natalia Shustrova says:

      Спасибо за отклик, Александр, меня этот проект заставил позавидовать белой завистью)

  2. flow says:

    Какая прелесть: ребенок, выбегающий из-за живописных кустов под колеса 30км/ч. Зачем называть это “дорога”? Пешеходная зона.

    • Natalia Shustrova says:

      Авторы называют это дорогой, потому что это дорога, которая стала пешеходной зоной.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про editor

Еще про бетон

Еще про градостроительство

Еще про проект

Еще про экологическая архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта