Проект 10 школ для Бейрута
Ужасный взрыв в порту Бейрута уничтожил не только жилые дома: он повредил или разрушил множество общественных зданий, включая школы. Швейцарское агентство Развития и кооперации (Agency for Development and Cooperation) обратилось к архитектору Кариму Надеру (Karim Nader) с предложением возглавить процесс восстановления общественных школ в западном Бейруте, который курирует Министерство начального и высшего образования Ливана.
Класс в школе №60 после реставрации, фото Dia Mrad
Студия Карима Надера совместно с архитектором Иваной Несторович (Ivana Nestorovic) взяли на себя детальную оценку причиненного ущерба, а также выявили другие структурные и функциональные недостатки каждого здания. Кроме того, архитекторы отвечали за тендеры: они готовили тендерную документацию, выбирали и оценивали подходящих подрядчиков и осуществляли надзор за работами на этапе реализации проекта.
Школы были разделены на две группы: расположенные в исторических зданиях, некоторые из которых были построены в конце 19 века, и занимающие здания, построенные в конце 1950-х годов прошлого века и позже.
Школа с детским садом в Бурдж Аби Хайдар, черепичная кровля до реставрации, фото Иваны Несторович
Школа с детским садом в Бурдж Аби Хайдар, черепичная кровля после реставрации, фото Dia Mrad
Каждая “историческая” школа представляет собой скромное отражение эпохи, когда она была построена. Чтобы сохранить их характерную архитектуру, работы, которые проводились в исторических зданиях, в основном свелись к реставрации определенных архитектурных элементов, таких как окна с тройными арками, деревянные декоративные элементы (в основном – над перегородками, отделяющими комнаты от центральных зон), массивные деревянные двери, стены с известковой штукатуркой. Кроме того, надо было расчистить деревянные потолки, а также отремонтировать и переложить красную черепичную кровлю.
Школа с детским садом в Бурдж Аби Хайдар, арочные оконные проёмы до реставрации, фото Иваны Несторович
Школа с детским садом в Бурдж Аби Хайдар, арочные окна после реставрации, фото Dia Mrad
Самым ярким примером подобной работы, безусловно, является детский сад в Бурдж Аби Хайдар.
Терраса школы №16 в Зокак-эль-Блат до реконструкции, фото Иваны Несторович. Слева внизу: вид с крыши на спортплощадку после реконструкции, фото Dia Mrad
Некоторые школы, занимающие относительно современные здания, дали нам возможность реализовать программные улучшения. Например, в школе в Зокак-эль-Блат, здание которой принадлежит одной из старейших семей Бейрута, студия получила возможность превратить неиспользуемую крышу в многофункциональное пространство, а также после ремонта объединить два помещения, чтобы организовать комнату декоративно-прикладного искусства, что даст школе возможность расширять свою учебную программу и вовлекать студентов в творческую деятельность. Терраса, расположенная на крыше, была подготовлена для размещения оранжереи, которая будет реализована на следующей стадии проекта.
Помещение в школе №16 в Зокак-эль-Блат до реконструкции, фото Иваны Несторович.
Холл в школе №16 в Зокак-эль-Блат после реконструкции, фото Dia Mrad
Наряду с другими ремонтными работами были выполнены различные мероприятия по повышению энергоэффективности оболочек зданий. Оконные переплёты из стали или алюминия заменили на рамы с двойным остеклением, на плоские крыши повторно нанесли двухслойную гидроизоляцию и заменили асбестовые навесы. Асбестовые панели были обработаны и инкапсулированы. Кроме того, пришлось выявить и ликвидировать утечки воды в пострадавших районах – и это не полный перечень того, что понадобилось сделать.
В ходе первого этапа стало ясно, что, во избежание дальнейшего разрушения зданий, особенно – имеющих историческое значение, необходимы дополнительные действия. Архитекторам также пришло в голову, что есть необходимость в улучшении пространств и программных корректировках. Некоторые из новых направлений, такие как городское садоводство и художественная роспись стен, будут реализованы после семинаров в рамках подхода, который вовлекает студентов в дизайн, исполнение, а также обслуживание и сохранение вновь добавленных компонентов.
Список школ в Бейруте, отреставрированных или реконструированных в ходе проекта
- Beirut Alaliya Girls Intermediate (CERD 12), Basta, Beirut
- Zoqaq Al Blat Mixed (CERD 16), Zoqaq Al Blat, Beirut
- Burj Abi Haidar Mixed Public Kindergarten (CERD 20), Basta, Beirut
- Fakhreddine El Maani Secondary Public School for Girls (CERD 24), El Mazraah, Beirut
- Ras El Nabeh Second Public School for Girls (CERD 44), Ras El Nabeh, Beirut
- Dr. Iman Kabbara Chaarany Secondary Pub- lic school (CERD 60), Mousseitbeth, Beirut
- Rafka Taji Kindergarten (previously Raml El Zaydanieh) (CERD 61), Mousseitbeth, Beirut
- Ras El Nabeh Second Mixed (CERD 1406), Basta, Beirut
- Al Allama Abdullah Al Alayli Secondary (CERD 1477) + MEHE Regional Office, Al Ma- laab, Beirut
- Mohammed Shamel Mixed Elementary Public School (CERD 1532), Al Malaab
Еще про Ливан
- Офисы на линии разделения Бейрута
- Стеклянный дом архитектора Карима Надера
- Завершено строительство здания Jeddah Rose
Еще про социология архитектуры
- Прекрасная тюрьма будущего
- Дискуссия на тему «Критерии хорошего образовательного объекта».
- Итоги воркшопов на выставке «Ре-Формация социального»