арим Ќадер: роман с архитектурой

 арим Ќадер, ливанский архитектор, учившийс€ в —Ўј и работающий на родине, а также в других странах, написал и издал необычную книгу под названием УFor a Novel Architecture, ciné-roman* 2000-2020Ф. Ёто очень требовательное к миру и, вместе с тем – оптимистическое произведение об искусстве, которому мы можем довер€ть хот€ бы потому, что Ћиван – страна, не располагающа€ к прекраснодушию, как и нынешн€€ –осси€.  онечно, с точкой зрени€ Ќадера необ€зательно соглашатьс€, но еЄ полезно услышать, поэтому ‘орма публикует и авторский анонс, и отрывок из книги.

архитектор  арим Ќадер
‘ото: Marco Pinarelli


“Ёто произведение в форме киноромана* охватывает 20 лет архитектурной практики и исследований. 32 проекта, созданных Karim Nader Studio самосто€тельно и в коллаборации с Blankpage, Roula Assaf, а также Danny Khoury и другими, представлены в виде последовательности тематических соответствий, больше напоминающих сценарий, чем классическую архитектурную монографию. ѕереписанный дл€ этого издани€ текст соедин€ет все проекты в одном непрерывном повествовательном потоке.

ѕримерно половина проектов актуализирует успехи построенных и благополучно заселенных зданий, друга€ содержит потенциальное будущее или навсегда потер€нные неудачные попытки: вечна€ истори€ архитектурного приключени€, вызов его неопределенного пути, его временные удовольстви€ и повтор€ющиес€ чудеса, его невыполненные обещани€ и неожиданные успехи.

≈сли в этом документе мы часто используем слово Ђроманї, то это не дл€ того, чтобы приравн€ть искусство архитектуры к искусству литературы, а скорее дл€ того, чтобы насто€ть на значении посто€нного взгл€да на жизненный опыт архитектуры в пространстве и времени как ее основную ценность (как в романе) и требовании, чтобы любое искусство всегда было по-насто€щему новым”.

книга  арима Ќадера

»з книги  арима Ќадера

«нание против художника. ѕочему € против обучени€

“Ќасколько помню, € всегда хотел быть архитектором. »значально € хотел превратить свои строительные игры в профессию, позже € увидел, что они св€заны с философскими поисками, и в конечном итоге € увидел в них дверь в духовность.

я вырос в семье, где всегда присутствовало искусство в различных формах, и очень рано сделал своеобразное предположение, что каждый должен жить художественно, создава€ то, в чЄм талантлив.

“еперь € понимаю, что современное образование, будь то частное или государственное, высшее или низшее, из-за странной и безумной одержимости знани€ми и пам€тью систематически ограничивает творческие способности, производ€ 18-летних Ђзнающихї взрослых, у которых нет практической способности управл€ть собственной жизнью, эмоционально настолько слабых, что они не могут заметить свою творческую свободу, и если некоторые из них все еще избегают этого опасного клише, то потому, что у них был очень необычный детский контекст.

јрхитектура вызывает эмоции, и у каждого есть потенциал дл€ творческой жизни. ≈сли в творческой свободе будет отказано с детства, мы не сможем ни ценить красоту, ни создавать ее взамен. «десь речь идЄт о повседневной борьбе художника в мире, который хочет, чтобы все можно было просчитать.

—овременное школьное образование следует глубоко переосмыслить с новым акцентом на творчество и изобретательность, чтобы сместить акцент на правое полушарие мозга, где решени€ интуитивно пон€тны и полны, целостны и чисты, и, если нужно, анализируютс€ левым полушарием мозга в конце, уже после того, как они стали зримымии.

—ледует пересмотреть и университетское обучение. ћо€ повседневна€ борьба как педагога состоит в том, чтобы восстановить св€зь моих учеников с их свободой творить не с точки зрени€ знаний, а использу€ простую силу взгл€да, осознани€ того, что где-то существует, и естественного импульса, который заставл€ет проект захотеть по€витьс€ на свет в эту минуту.

„еловеческий разум вышел из-под контрол€. »з-за страха перед первозданным насто€щим мы посто€нно выносим суждени€, мнени€ о ситуаци€х, других и, ещЄ чаще – о самих себе, и эта Ђшумова€ гранатаї** из определений в конечном итоге полностью затмевает наше воспри€тие, как окно, видимое через экран из цветного стекла.”

*”кинороман” – литературный жанр, предполагающий текст, написанный постфактум по мотивам сн€того фильма. ѕо форме он значительно отличаетс€ от сценари€, приближа€сь к традиционному роману. ¬ данном случае, веро€тно, Ќадер хочет подчеркнуть вторичность вербализации по отношению к визионерству. Ёта иде€ €сно изложена в приведЄнном отрывке из книги. ¬месте с тем, поскольку  арим Ќадер создал все тексты, включа€ описани€ проектов, специально дл€ этого издани€, они фактически вписываютс€ в концепцию киноромана.

** в оригинале – идиома noisy pack, обозначающа€ известное всем получаемое из определЄнного сорта растений вещество с очень резким запахом, заглушающим все остальные. Ёто выражение в буквальном переводе (шумный пакетик) настолько непон€тно, что пришлось его заменить.

ќписание проекта Naqoura Public School, Ћиван (реконструкци€)

√осударственна€ школа Ќакура ***√осударственна€ школа Ќакура (Ћиван) снова приобщает детей от 3 до 15 лет к окружающей природе, нетронутой, несмотр€ на длительную израильскую оккупацию юга Ћивана. √оризонтальные линии на стенах в пастельных тонах по мере того, как дети растут, постепенно поднимаютс€, соедин€€сь с великолепием средиземноморской синевы, котора€ сквозит в прозрачности новой библиотеки, удваивающей внешкольное пространство. Ќа обновленном спортивном стадионе особое внимание удел€етс€ разнообразию физической активности, а в сельскохоз€йственной лаборатории на первом этаже дети знаком€тс€ с выращиванием местных видов. –асположенные наверху визуальные стихи, такие как облака в небе, улетающие птицы или фрагменты слов, поощр€ют развитие сюрреалистического воображени€ детей как поэтических творцов своего собственного мира. (стр. 26-31)
√од постройки 2015.

*** ‘ото школы (автор Marwan Harmouche) почерпнуто на сайте Karim Nader Studio, где есть другое, более архитектурное и менее поэтическое описание реализованного проекта реконструкции школьного здани€. —равнива€ тексты, легко пон€ть, почему Ќадер обозначил жанр своей монографии как кинороман.

разворот киноромана,  арим Ќадер

 нига For a Novel Architecture

автор: Karim Nader www.karimnader.com
издательство: LetteraVentidue (2020) www.letteraventidue.com
публикаци€: декабрь 2020 года
ISBN 978-88-6242-479-0
формат книги: 21 x 29 см, 244 страниц (176 страниц в цвете на белой бумаге + 5 чЄрно-белых вставок на бумаге цвета слоновой кости (13 x 19 см), 188 изображений (150 цветных)
€зык: английский
цена: £ 24,99 / И 29

јвтор:

ќставить комментарий

¬аш email никогда не будет опубликован. ќб€зательные пол€ помечены *

≈ще про novosti

≈ще про книга

≈ще про культура

поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта