Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Карим Надер: роман с архитектурой

Карим Надер, ливанский архитектор, учившийся в США и работающий на родине, а также в других странах, написал и издал необычную книгу под названием “For a Novel Architecture, ciné-roman* 2000-2020”. Это очень требовательное к миру и, вместе с тем – оптимистическое произведение об искусстве, которому мы можем доверять хотя бы потому, что Ливан – страна, не располагающая к прекраснодушию, как и нынешняя Россия. Конечно, с точкой зрения Надера необязательно соглашаться, но её полезно услышать, поэтому Форма публикует и авторский анонс, и отрывок из книги.

архитектор Карим Надер
Фото: Marco Pinarelli


“Это произведение в форме киноромана* охватывает 20 лет архитектурной практики и исследований. 32 проекта, созданных Karim Nader Studio самостоятельно и в коллаборации с Blankpage, Roula Assaf, а также Danny Khoury и другими, представлены в виде последовательности тематических соответствий, больше напоминающих сценарий, чем классическую архитектурную монографию. Переписанный для этого издания текст соединяет все проекты в одном непрерывном повествовательном потоке.

Примерно половина проектов актуализирует успехи построенных и благополучно заселенных зданий, другая содержит потенциальное будущее или навсегда потерянные неудачные попытки: вечная история архитектурного приключения, вызов его неопределенного пути, его временные удовольствия и повторяющиеся чудеса, его невыполненные обещания и неожиданные успехи.

Если в этом документе мы часто используем слово «роман», то это не для того, чтобы приравнять искусство архитектуры к искусству литературы, а скорее для того, чтобы настоять на значении постоянного взгляда на жизненный опыт архитектуры в пространстве и времени как ее основную ценность (как в романе) и требовании, чтобы любое искусство всегда было по-настоящему новым”.

книга Карима Надера

Из книги Карима Надера

Знание против художника. Почему я против обучения

“Насколько помню, я всегда хотел быть архитектором. Изначально я хотел превратить свои строительные игры в профессию, позже я увидел, что они связаны с философскими поисками, и в конечном итоге я увидел в них дверь в духовность.

Я вырос в семье, где всегда присутствовало искусство в различных формах, и очень рано сделал своеобразное предположение, что каждый должен жить художественно, создавая то, в чём талантлив.

Теперь я понимаю, что современное образование, будь то частное или государственное, высшее или низшее, из-за странной и безумной одержимости знаниями и памятью систематически ограничивает творческие способности, производя 18-летних «знающих» взрослых, у которых нет практической способности управлять собственной жизнью, эмоционально настолько слабых, что они не могут заметить свою творческую свободу, и если некоторые из них все еще избегают этого опасного клише, то потому, что у них был очень необычный детский контекст.

Архитектура вызывает эмоции, и у каждого есть потенциал для творческой жизни. Если в творческой свободе будет отказано с детства, мы не сможем ни ценить красоту, ни создавать ее взамен. Здесь речь идёт о повседневной борьбе художника в мире, который хочет, чтобы все можно было просчитать.

Современное школьное образование следует глубоко переосмыслить с новым акцентом на творчество и изобретательность, чтобы сместить акцент на правое полушарие мозга, где решения интуитивно понятны и полны, целостны и чисты, и, если нужно, анализируются левым полушарием мозга в конце, уже после того, как они стали зримымии.

Следует пересмотреть и университетское обучение. Моя повседневная борьба как педагога состоит в том, чтобы восстановить связь моих учеников с их свободой творить не с точки зрения знаний, а используя простую силу взгляда, осознания того, что где-то существует, и естественного импульса, который заставляет проект захотеть появиться на свет в эту минуту.

Человеческий разум вышел из-под контроля. Из-за страха перед первозданным настоящим мы постоянно выносим суждения, мнения о ситуациях, других и, ещё чаще – о самих себе, и эта «шумовая граната»** из определений в конечном итоге полностью затмевает наше восприятие, как окно, видимое через экран из цветного стекла.”

*”кинороман” – литературный жанр, предполагающий текст, написанный постфактум по мотивам снятого фильма. По форме он значительно отличается от сценария, приближаясь к традиционному роману. В данном случае, вероятно, Надер хочет подчеркнуть вторичность вербализации по отношению к визионерству. Эта идея ясно изложена в приведённом отрывке из книги. Вместе с тем, поскольку Карим Надер создал все тексты, включая описания проектов, специально для этого издания, они фактически вписываются в концепцию киноромана.

** в оригинале – идиома noisy pack, обозначающая известное всем получаемое из определённого сорта растений вещество с очень резким запахом, заглушающим все остальные. Это выражение в буквальном переводе (шумный пакетик) настолько непонятно, что пришлось его заменить.

Описание проекта Naqoura Public School, Ливан (реконструкция)

Государственная школа Накура ***Государственная школа Накура (Ливан) снова приобщает детей от 3 до 15 лет к окружающей природе, нетронутой, несмотря на длительную израильскую оккупацию юга Ливана. Горизонтальные линии на стенах в пастельных тонах по мере того, как дети растут, постепенно поднимаются, соединяясь с великолепием средиземноморской синевы, которая сквозит в прозрачности новой библиотеки, удваивающей внешкольное пространство. На обновленном спортивном стадионе особое внимание уделяется разнообразию физической активности, а в сельскохозяйственной лаборатории на первом этаже дети знакомятся с выращиванием местных видов. Расположенные наверху визуальные стихи, такие как облака в небе, улетающие птицы или фрагменты слов, поощряют развитие сюрреалистического воображения детей как поэтических творцов своего собственного мира. (стр. 26-31)
Год постройки 2015.

*** Фото школы (автор Marwan Harmouche) почерпнуто на сайте Karim Nader Studio, где есть другое, более архитектурное и менее поэтическое описание реализованного проекта реконструкции школьного здания. Сравнивая тексты, легко понять, почему Надер обозначил жанр своей монографии как кинороман.

разворот киноромана, Карим Надер

Книга For a Novel Architecture

автор: Karim Nader www.karimnader.com
издательство: LetteraVentidue (2020) www.letteraventidue.com
публикация: декабрь 2020 года
ISBN 978-88-6242-479-0
формат книги: 21 x 29 см, 244 страниц (176 страниц в цвете на белой бумаге + 5 чёрно-белых вставок на бумаге цвета слоновой кости (13 x 19 см), 188 изображений (150 цветных)
язык: английский
цена: £ 24,99 / € 29

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про novosti

Еще про книга

Еще про культура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта