Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Архитектура Владивостока в контексте устойчивости

Устойчивый Владивосток – очередная утопия?

Не хотелось в этом тексте в очередной раз говорить о том, что неверно в градостроительной политике города, а прежде всего показать позитивные идеи и разработки Мастерской ресурсосберегающей архитектуры*, сохраняющие уникальную природу южного Приморья, содействующие восстановлению утраченных экосистем в городской среде. Те проекты, что создают задел для устойчивого развития города в будущем. Так и планировалось. Но в тексте о природоинтегрированной архитектуре в регионе тему сравнения устойчивой альтернативы с современной практикой застройки Владивостока сложно опустить.
сопки на острове Русский
Устойчивые сопки острова Русского – Русский мост и город пока на горизонте


сопки во Владивостоке
Сопки Орлиное гнездо и Буссе в центре Владивостока сегодня

Содержание

Забытый ресурс: город и солнце

Город и солнце – проекты и исследования

Леса фен-шуй: ландшафт города и его микроклимат

Теплый город – проекты и исследования

Вода и город: враги или друзья?

Реки и морское побережье в городе – проекты и исследования

Река есть то, что дал ей водосбор

Город-губка – проекты и исследования

Комфортная городская среда: все дело в дизайне лавочек?
Солнечное благоустройство – проекты и исследования

Итоги: экогород – Владивосток?

Устойчивые острова залива Петра Великого

Забытый ресурс: город и солнце

город и солнце
«Город и солнце» – Пешеходный бульвар жилого комплекса в бухте Диомид, видовой кадр, Мария Сурова

Концепция ресурсопотребляющего, противостоящего суровой дальневосточной природе города в полной мере воплощена во Владивостоке. Комфорт его горожан обеспечивают ТЭЦ и ГРЭС, работающие на якутском и сибирском угле, нефти, и сахалинском газе. Но юг Приморья – это самый южный регион страны (Туманган южнее Адлера и Сочи, как это ни странно). И, согласно всем законам природы солнца у нас не меньше, чем во Флоренции или Марселе. Только большая часть тепла от южного солнца приходится не на пляжный сезон, а на суровую зиму, когда город продувается студеными якутскими ветрами.

Но этот «недостаток» легко превращается в достоинство. Построенный частным заказчиком дом в пригороде Владивостока показал это наглядно. Используя только 20% солнечного тепла, архитектура экодома Solar-Sb обеспечивает 50% вклада в его отопление, и 3-х кратную экономию на электродогреве ( https://ardexpert.ru/article/6810 ). Я не оговорился – именно архитектура, а не солнечные тепловые инженерные системы. Эффект обеспечила простейшая модель пассивного солнечного дома – инсолируемый центральный атриум с термальным массивом и селективным витражом на юг, распределяющий тепло по другим помещениям дома. По другому солнечному проекту – супермаркету Парус – в частном порядке называют цифру 5-ти кратного снижения удельных расходов на отопление. Но, каков здесь чистый вклад развернутых на юг фонарей верхнего света и термальных массивов перекрытий второго яруса, без мониторинга системы отопления сказать сложно. (https://docplayer.ru/45574382-Passivnye-energosberegayushchie-tehnologii-v-arhitekture-supermarketa-parus.html ).

Солнечное тепло одинаково эффективно и в частной застройке, и в многоквартирном жилом доме, и в крупном общественном комплексе. Законы накопления и перераспределения солнечного тепла не зависят от функции зданий, но только от воли и профессионализма проектирующих эти здания архитекторов. Солнечный луч и ветер – векторные, направленные факторы климата, и именно их регулирование формой и геометрией открытых пространств и планировкой помещений во власти архитектора, формирование пространства – наш профессиональный хлеб.

Мне сложно сказать, мало это или много – 50% при 20% используемой мощности с точки зрения заказчика, при той же стоимости проектных услуг, и незначительном удорожании строительства за счет большей площади впитывающих тепло витражей. Солнечная архитектура миниливинга A-DROP, тепловоспринимающие поверхности которого «впитывают» до 80% солнечной энергии, по расчету дает автономию в 94%. Экодом Solar-5, лауреат международной премии «The Energy Globe World Award 2010» – в 81%. Пока эти цифры только на бумаге, но успешный опыт реализации солнечных зданий класса Energy+ в гораздо более северной по широте Германии показывает, что в южном Приморье такой подход тем более возможен. И по стоимости квадрата – в доме класса Energy+ в Европе до падения рубля она была не выше стоимости квадрата в жилых башнях эконом класса родного города.

Почему архитектурные солнечные технологии так и не востребованы во Владивостоке, несмотря на то, что дом Solar-Sb тестировали и отечественные, и японские эксперты? Я вижу две объективные экономические причины. Первая – экономика архитектурного творчества, когда легче и быстрее сделать картинку под заказчика, не утомляя себя проектированием потоков солнца и ветра – за те же деньги и время. Тем более, рисую дом не для себя, платить ЖКХ не мне, главное – был бы заказ. Вторая – сложившаяся ресурсозатратная экономика, когда логичнее подать газ для отопления кампуса ДВФУ с Сахалина, обеспечив занятость населения и налоги на развитие островной области. Здесь бы профессиональному сообществу вспомнить международную хартию 1996 года за солнечную энергию в архитектуре, и глобальные причины ее появления, но … (https://docplayer.net/21137820-European-charter-for-solar-energy-in-architecture-and-urban-planning.html)

Город и солнце – проекты и исследования

Экодом Solar-Sb
Экодом Solar-Sb – пассивный солнечный дом из соломенных панелей. Павел Казанцев (ДВФУ), Анна Ляшко (М-АРК, Владивосток) – солнечная архитектура, Мариус Тарвидас, Аудрис Круциус (Экококон, Литва) – конструкции и технология панелей. Поселок Новый, пригород Владивостока. Вклад пассивной солнечной системы в отопление дома 50%, трехкратная экономия на электроотоплении, используя только 20% поступающей солнечной энергии. Летнее конвективное охлаждение с использованием эффекта «солнечной трубы». Геометрий кровли выстроена под солнечные тепловые и фотоэлектрические системы (не установлены). Дипломант международной премии «The Energy Globe National Award».

Экомодуль Solar-5S
Экомодуль Solar-5S – туристический круглогодичный автономный миниливинг, развитие проекта экодом Solar-5. Архитекторы Павел Казанцев, Екатерина Мовчан (ДВФУ), конструктор Татьяна Слюсарева (Аргус-Арт). Автономность по отоплению 81%. Особенности архитектурной формы дома, обеспечивающие солнечное отопление и охлаждение помещений, защищены патентом РФ на изобретение.

Тепловые поступления
Тепловые поступления атриума экодома Solar-Sb зимой 2016 года

атриум супермаркета Парус
Атриум супермаркета Парус, Пр-т Столетия Владивостока, архитектор Павел Казанцев, конструктор Татьяна Слюсарева (Аргус-Арт). Селективные витражи над массивными бетонными перекрытиями, раскрытые на южный сектор горизонта, летняя вентиляция с использованием сквозняка под витражами фонарей. Пассивная солнечная архитектура снижает расходы на содержание торговых комплексов, динамика солнечного освещения атриумов активизирует покупательский спрос. Солнечная архитектура коммерчески выгодна.

Экомодуль A-DROP тепло Экомодуль A-DROP
Экомодуль A-DROP для туристических поселков на побережье южного Приморья, проект, Дарья Бурдина, Екатерина Фролова, Павел Казанцев (ДВФУ). Автономность по отоплению 94%, солнечное охлаждение, система сбора атмосферной влаги утреннего конденсата, туманов и косых дождей. Сбережение природы и комфорт для человека в любую погоду в районах массового рекреационного и экологического туризма.

Жилой комплекс в Куперовой пади план. Жилой комплекс в Куперовой пади
Жилой комплекс в Куперовой пади, Владивосток. Учебный курсовой проект Арины Хивренко, Александры Серегиной и Влады Левит. Ветрозащитная квартальная застройка, пропорции дворов, оптимальные для проникновения лучей низкого зимнего солнца. В сочетании с озеленением исключающие их продувание летним и зимним муссоном. Преподаватели Павел Казанцев, Ирина Пилипко-Осипович, Егор Ван-хо-бин и Валерий Савостенко, ДВФУ.

поквартальная застройка
Исследование оптимальных пропорций и конфигурации квартальной застройки для Владивостока по характеристикам ветрового и инсоляционного режима. Разработка Павла Казанцева, Яны Марус и Егора Ван-хо-бина по заказу КБ СТРЕЛКА.

автономные дома
Автономные солнечные коммуникационные дома Евгения Силина, горизонтальные каскадные небоскребы, парящие над восстановленным ландшафтом. Это не только пассивная солнечная архитектура, фотоэлектрические системы, вертикальное и горизонтальное озеленение, но и решение проблем движения пешеходов в ветер, гололед или летний зной по вертикали, от центральных улиц на верхние ярусы жилой застройки. Диссертация магистра, руководитель – Павел Казанцев. Фрагмент графики

солнечная школа в Дании
Солнечные общественные здания – пока эта тема так и не востребована в родном городе, выполняем конкурсные проекты. Начальная солнечная школа в Копенгагене, обучающая среда для устойчивого развития, конкурс на реальный проект. В Дании, тем более для детей, иначе как эко-устойчивое, просто нельзя. Арина Хивренко и Александра Серегина. Преподаватели Павел Казанцев, Ирина Пилипко-Осипович, Егор Ван-хо-бин и Валерий Савостенко, ДВФУ.

Библиотека с солнечным отоплением
Библиотека с солнечным отоплением и солнечным охлаждением. Фрагмент графики конкурсного проекта для Калифорнии, Софья Ткачева и Ирина Кузнецова, 3 курс бакалавриата. Преподаватели Павел Казанцев, Ирина Пилипко-Осипович, Егор Ван-хо-бин и Валерий Савостенко, ДВФУ.

солнечный экомодуль
Солнечный экомодуль для туристических маршрутов по территории Национальных парков, таких как Земля Леопарда – студенческая разработка Софьи Ткачевой и Ирины Кузнецовой для Технопарка ДВФУ. Преподаватели Павел Казанцев и Егор Ван-хо-бин, ДВФУ

смог над Владивостоком
Смог в безветренную погоду над городом, где солнечная архитектура – на бумаге. Автор фотографировал шапку смога с набережной ДВФУ несколько лет подряд, но потом просто оставил эту затею – так как картина в лучшую сторону не изменяется. Спасает, действительно, только ветер.

Леса фен-шуй: ландшафт города и его микроклимат

логово дракона
Логово Дракона – традиционное изображение и его раскрытие для нашего муссонного климата, графика Екатерины Мовчан и Павла Казанцева

В древнекитайской практике фен-шуй большое внимание уделялось наличию и сохранению лесов, покрывающих водоразделы ближайших к поселку сопок. Людей, пытавшихся срубить такой «лес фен-шуй» строго наказывали, а порой и казнили. И в этом был глубокий смысл: леса на сопках с севера укрывали поселок от студеных зимних ветров, с юго-востока – от сырых и холодных ветров начала лета. Лысые сопки гораздо хуже держат ветра, и не снижают влажность от мороси и туманов с моря.

Владивосток, в силу объективных исторических причин (строевой лес и топливо для застройки первопоселенцев, расчистка секторов обстрела фортов Владивостокской крепости), практически полностью утратил леса на вершинах и водоразделах сопок в границах основного пятна застройки. Крепость утратила свое былое оборонное значение, и, кажется, наступило самое время вернутся к озеленению городских вершин. Но сегодня городские сопки активно застраиваются жилыми башнями в 20-25 этажей ради шикарных панорам на море. При этом никого не интересует, что лес многоэтажек, такой как на горе Орлиное гнездо, или планируемый вдоль проспекта Красоты, вряд ли заменит леса фен-шуй.

Скорее наоборот – согласно всем законам аэродинамики такие беспорядочно растущие по вершинам сопок башни собирают и усиливают ветер, и направляют его потоки вниз, как раз на жителей элитных квартир, и на жителей застройки, расположенной ниже по склону. Более того, жители первых башен уже теряют и разрекламированные панорамные виды – застройщики в погоне за раскрученным брендом того же «Гнезда для орлов» ставят новые дома вплотную друг к другу …

Фен-шуй считает самым благоприятным местом для размещения жилья «логово Дракона» – амфитеатральную долину, раскрытую на юг, средоточие энергии «ци». Ландшафт южных склонов вытянутых в широтном направлении городских хребтов как раз и представляет собой такую систему амфитеатральных долин, раскрытых на Золотой рог и городские речки. Характерны они и для острова Русский. Но высотная застройка с подачи городских зодчих заняла и эти долины. Высота в 20 этажей уже сопоставима с высотой сопок, укрывавших долины от ветра, и ветровой комфорт долин уничтожен. А в тени высоток говорить и о солнечной застройке логова Дракона также бессмысленно …

Наверное, если мы профессионально говорим о комфорте жителей города, то этот комфорт не сводится к панорамным видам из окна и теплым радиаторам центрального отопления с ТЭЦ 2 (сахалинский газ!). Речь должна идти о непрерывном тепловом комфорте городских пространств – квартиры, холла, двора, пешеходного променада, набережной, улицы, площади … Здесь есть достаточно простое и эффективное решение – введение норматива на комфортную и допустимую скорость ветра в границах эксплуатируемых населением зон, от 2 до 4 м/с. Эти показатели не с потолка, они рассчитаны отечественными гигиенистами…

Смысл такой ветрозащиты очень прост, и раскрывается через тепловые ощущения человека. Например, при -15⁰ и ветре в 10 м/с (довольно обычная в январе для Владивостока погода), человек ощущает дискомфорт в -35⁰С. А при такой погоде надо закрывать младшие классы школ, и ограничивать прогулки более взрослого населения … Если принять во внимание, что беспорядочная высотная застройка сопок может усилить исходный ветер на 100%, а теплого солнца за башнями не видно, то и вовсе выходит, что население нашего южного города зимой должно сидеть по домам … Благо, дальневосточники – народ, привычный к капризам погоды.

А дело ведь только в ветре, и неграмотной работе с ним архитектора. Правильно организовав ветрозащиту – ее геометрия и есть область профессиональной работы архитектора, я вернусь к исходным -15⁰С, а если добавлю солнышко во дворе, то по тепловым ощущениям выйду на -5⁰С. И в этом нет никакой фантастики и инженерных отопительных систем – только работа с архитектурной формой, отделкой фасадов, ветрозащитным озеленением (вспомнили леса фен-шуй) и геопластикой склонов городских холмов …

Другая проблема, связанная с утратой зеленых массивов в застройке города – это утрата его зеленых легких. Последствия градостроительного освоения зеленых территорий для автомобильной столицы России (по числу авто на душу населения), с ее горными серпантинами более чем очевидны в тихую погоду, когда город укрывает черная шапка смога. Понятно, что здесь свою роль сыграл отказ от развития трамвайных маршрутов и сокращение существовавших. Но даже восстановив трамвай, зеленые легкие в полном объеме в город не вернуть, даже при помощи традиционных и широко известных всем систем вертикального озеленения и зеленых кровель. И здесь на помощь могут прийти зеленые системы на основе морских и пресноводных микроводорослей, разные виды которых выдерживают и тропическую жару, и сибирский холод, а по показателям поглощения смога и восполнению кислорода в городской атмосфере могут быть в 4 раза более эффективны, чем традиционные системы городского озеленения. Учитывая крупнейший в мире биобанк и исследования микроводорослей Национального Центра Морской Биологии ДВО РАН, Владивосток вполне может стать пионером внедрения архитектурных систем на основе фотобиореакторов в застройку и уличный дизайн города.

Теплый город – проекты и исследования

типология территорий
Солнечный архитектор, формируя комфорт, в первую очередь работает с векторными климатическими факторами – ветром и солнечной радиацией. Для нашего города критическое значение имеет их перераспределение мелкосопочным ландшафтом в летний и зимний период. Например, из-за затенения рельефом я не смогу использовать солнечное отопление зимой примерно на 20% городской территории, и еще 20% оно может быть только дополнительным источником. Здесь необходима интровертная архитектура – направленная на сбережение внутренних источников тепла (пример – русская изба с массивной печью в центре). Аналогично зимний или летний ветер, стихая в котловинах, не требует от архитектора думать над ветрозащитой. Наоборот, для душных погод я должен здесь обеспечить проветривание, выстраивая аллеи и дома вдоль потоков слабого ветра …
Картографирование территории города Владивостока по годовому ходу ветрового и инсоляционного режима выполнено Павлом Казанцевым, Яной Марус и Егором Ван-хо-бином. В основе работы, выполненной по заказу КБ СТРЕЛКА, методика, разработанная Павлом Казанцевым в аспирантуре кафедры ЖОС МАрхИ в 1991 году.

схема ветров и пр. солнечный эко район
«Методика логова Дракона» в оценке микроклимата ландшафтов и в проекте экологического жилого комплекса средней этажности, п-в Саперный, остров Русский, автор – Яна Марус, ВКР специалиста архитектуры. Руководители Павел Казанцев, Егор Ван-хо-Бин, ДВФУ.
Аналитика дипломного проекта достаточно ясно показывает, что действующая и методично реализуемая схема планировки полуострова совершенно не учитывает его ландшафты и их микроклимат. Что неизбежно приведет к деградации природных систем полуострова. А именно они и привлекают сегодня на полуостров жителей освоенной под застройку, расположенной к северу от полуострова континентальной части города. Южнее Русского – уже только малые острова и море …

восстановление природного силуэта
Сравнение силуэта городских ландшафтов – исходного топографического, утраченного «растительного силуэта» зеленых массивов, и современного, сформированного застройкой. Оценка для п-ва Шкота, Владивосток, выполнена Марией Лобачевой. При восстановлении характеристик лесных массивов, покрывавших п-ов, использована методика В.М.Урусова.
Растительный силуэт, а его в черте города формировали лиственные – 15-25 м, и хвойные породы (та же пихта цельнолистая высотой до 35-45 метров), значительно отличался от его топографического силуэта. И именно леса по вершинам сопок формировали мягкий микроклимат по берегам его закрытых бухт – Диомид, Улисс, Золотой Рог, Новик … Растительный силуэт не являлся вертикальным выносом топографических характеристик, его линия формировалась как результат взаимодействия ветра, солнца с топографией территории. Не является ли в этом случае его восстановленные высотные характеристики естественной границей высотности формируемой в городе застройки, подсказкой от природы при формировании комфортной городской среды? Тем более, что тогда ветрозащитные здания и зеленые ветрозащитные посадки сформируют единую систему? Фрагмент графики диссертации магистра, руководитель – Павел Казанцев, ДВФУ.

эко зонирование
Динамика сокращения зеленых массивов в основном пятне застройки континентальной части города за годы строительства «Большого Владивостока», оценка Яны Марус.
Графика схем выявляет кардинальное изменение планировочной структуры селитебной территории – с квартальной сетки, сомасштабной пешеходу, на горные автомобильные серпантины, никак с пешеходом не связанные …

зелёная кровля, Бакаева
зелёная кровля, Грицай
Зеленые кровли – обязательный прием восстановления утраченных растительных систем, уже ставший отличительной чертой экозданий. Дипломные проекты Натальи Бакаевой (Центр энергоэффективных технологий ДВФУ на острове Русский) и Оксаны Грицай (Центр экотуризма на мысе Красный утес, Амурский залив). Руководитель – Павел Казанцев, ДВФУ. Но даже полное озеленение фасадов и кровель часто не может восстановить нулевой баланс по СО2. В этом случае стоит обратиться к зеленым системам на основе фотобиореакторов.

фотобиореактор
Algaetecture – достаточно новое направление в мировой архитектуре, англоязычное название его – игра слов. Приемлемого русского перевода автору найти не удалось, да и в России этого направления архитектуры практически не существует, хотя отечественным исследованиям в области биологии микроводорослей уже более полусотни лет. В основе направления – способность морских и пресноводных микроводорослей, при той же биомассе выделять почти в 4 раза больше кислорода, связывая углекислый газ, чем их наземные собратья. При этом полученная биомасса может служить как удобрение, топливо, источник для производства пищи и лекарств.
Фрагмент ВКР Анастасии Смеловской – искусственные деревья на основе фотобиореакторов для территории Центра восстановления водной среды, район площади Луговой, Владивосток. Руководитель – Павел Казанцев.

устойчивая архитектурная среда
Исследовательская часть диссертации магистра архитектуры Марии Лобачевой «Формирование устойчивой архитектурной среды с использованием фотобиореакторов в условиях юга Приморья» (руководитель – Павел Казанцев), графика.
Благоприятная среда для развития микроводорослей – это в т.ч. комфортный температурный и инсоляционный режим. А ход температурного и инсоляционного режима уже связан с архитектурой – с ориентацией фасадов к солнечным лучам по азимуту – по сторонам горизонта, и по вертикали, с особенностями воздействия на микроводоросли не только прямой, но и отраженной, в том числе и от водного зеркала, солнечной радиации, изменения ее спектра при отражении или прохождении через витражные фасадные системы. А это уже напрямую выход на геометрию открытых и закрытых пространств, на особенности архитектурной формы, интегрирующей системы фотобиореакторов. В работе использованы результаты исследований специалистов Национального научного центра морской биологии им. Жирмундского ДВО РАН, ведущего мирового центра по исследованию биологии микроводорослей. Без активного содействия сотрудников научного центра наши фантазии на тему микроводорослей не вышли бы за рамки красивых картинок.

Владивосток: пруд и сопки зелёный каркас, карта
Зеленый каркас – это не только гарантия теплового комфорта, это гарантия сохранения городских пресноводных систем. История реликтового озера Торфянка – показательный пример отношения застройщика к водным системам родного города. Перед застройкой района Патрокл, водосбора озера Торфянка, еще в 80-е годы была проведена комплексная ландшафтно-экологическая экспертиза. И было признано, что возможно только очаговое размещение жилых групп, не затрагивающее леса в низинах и тальвегах, и по водоразделам сопок. Леса водоразделов собирали влагу туманов и дождей, и поддерживали систему ключей, питавших влагой озеро Торфянка. До 2010 планы застройки были отложены, а когда к ним вернулись, о результатах экологической экспертизы уже забыли. Лес в долине был вырублен целиком, территория пошла под сплошную застройку. А по тальвегам – естественным водотокам озера – проложили основные магистрали жилого района.

проект жилого комплекса
Конечно, приводимый в пример курсовой студенческий проект Марии Типтюковой, Руслана Полынского и Ольги Сысоевой несовершенен. Но очень хорошо видно, что учет природного каркаса территории позволил получить уже на уровне генерального плана красивое проектное решение. И позволил бы сохранить реликтовое озеро, существовавшее 5000 лет, а сейчас превращенное просто в сточный водоем для ливневки новостроя.
Совместный проект Мастерской ресурсосберегающей архитектуры и Комплексной мастерской Департамента Архитектуры и дизайна. Преподаватели: Павел Казанцев (идея разработки альтернативного проекта), Ирина Пилипко-Осипович, Егор Ван-хо-бин, Валерий Савостенко, Алексей Гаврилов, Татьяна Демидова, Алексей Дмитренок, Оксана Масловская

вертикальная зелёная структура
Развитие зеленых систем по вертикали: концепция эконебоскреба Кэна Янга в региональной трактовке – разбор изменения сортамента и конструкции зеленых систем с учетом высотных поясов горной растительности. Фрагменты графической части диссертации Максима Малыгина – формирование системы симбиотических пространств для человека и природы как основа вертикального зеленого города. Руководитель – Павел Казанцев.

Вода и город: враги или друзья?

бухта Золотой рог
Чайки выбрали не красивую набережную и причалы, вертикалью уходящие в воду, а оставшийся от строительства Золотого моста каменистый откос, полого уходящий в акваторию бухты. Даже в почти мертвой бухте Золотой рог на каменистой отмели есть чем поживиться.

Архитекторы и экологи во Владивостоке живут порознь. Простой пример – команда ученых-экологов ДВФУ разработала проект очистки бухты Золотой рог. Очень актуальный проект. Но даже очистив все стоки и дно бухты от техногенных загрязнений, мы не вернем ей имя «Бухта Трепанга». Чтобы бухта вновь ожила, необходимо работать с планировкой и застройкой ее водосборов, руслами впадающих в бухту рек, ландшафтом побережья и литоральной зоны. Необходима комплексная программа архитектурно-экологической реновации всего водосборного бассейна, прибрежных и подводных ландшафтов бухты Золотой рог. Но, в части архитектуры, в лучшем случае рассматривается только благоустройство набережных (мощение, не всегда – озеленение, обязательно лавочки и фонари), и их насыщение социально значимой инфраструктурой – без учета восстановления утраченных экосистем. И, опускается очевидный факт – даже чистая, но мертвая бухта (конечно, в сравнении с ее исходным биоразнообразием), не сможет вернуть комфорт в центральную часть города.

Речь здесь идет о самом изменении трактовки понятия комфорт в современном градостроительстве и архитектуре. Экологический урбанизм в своей трактовке комфортной городской среды исходит в первую очередь из понимания того, что человек – часть экосистемы, и невозможно создать нормальные условия для его жизнедеятельности, если сама природная экосистема деградирует. Согласно этому постулату, компоненты природных экосистем должны быть встроены в урбанизированную среду, а фактор интеграции природных систем является ключевым в формировании комфортной городской среды.
Входящие в черту города водно-болотные угодья (а, согласно классическому определению, это и морская акватория с ее побережьем) в этом случае рассматриваются как один из ключевых элементов восстановления природного каркаса приморского города, требующих первоочередной экологической реновации.

Тем более, что вынос за городскую черту сложившихся в XIX – начале ХХ вв. прибрежных промышленно-транспортных и портовых зон (как один из результатов постиндустриальной революции) открывает широкие возможности для архитектурно-экологической реновации побережья.
И это не только теория – достаточно посмотреть на примеры архитектурно-экологической реновации прибрежных морских и речных территорий и ландшафтов литорали, реализуемые в Сиэтле, Ванкувере, Минеаполисе, Нью-Йорке, Копенгагене.

С учетом большой протяженности городского побережья, и распределение береговой черты между различными субъектами экономической деятельности, архитектурно-экологическая реновация береговой черты Владивостока будет носить очаговый характер. Ключевыми точками такой архитектурно-экологической реновации городского побережья на начальной стадии должны стать промышленные зоны, расположенные в верховьях городских бухт – Золотого рога, Диомида и Улисса, в устьях городских речек.

С точки зрения формирования планировочной структуры города, эти территории являются местом пересечения композиционных и функциональных связей городской ткани, что обусловлено характеристиками городского ландшафта. А восстановление подтопляемых территорий, заводей и отмелей в устьях речек будет способствовать восстановлению систем биологической очистки речных стоков. В настоящее время предлагаемые к реновации промышленные зоны в кутовой части бухт Золотой рог (завод «Мазда-Соллерс») и Улисс (судостроительный завод «Восточная верфь») активно эксплуатируются. Тогда как территория бывшего 92 Судоремонтного завода заброшена, и именно поэтому она может стать первоочередным объектом архитектурно-экологической реновации побережья Владивостока.

Реки и морское побережье – проекты и исследования

деградация водных угодий
Деградация водно-болотных угодий города и направления их реновации на примере устья реки Объяснения и кутовой части бухты Золотой рог, аналитика Анастасии Смеловской, ВКР бакалавра архитектуры, фрагмент. Руководитель – Павел Казанцев.

принципы регенеративного проектирования оценка территории
Реновация речки Объяснения, как пример использования принципов регенеративного проектирования, экспериментальное предложение магистерской диссертации Яны Марус, руководитель Павел Казанцев, ДВФУ.
(Регенеративное проектирование – термин, введенный в оборот Джоном Лайлом и Питером Басби. Наверное, именно этот термин, так и не принятый в отечественной зеленой архитектуре, все-таки наиболее полно отражает современное представление о содержании творчества эко-архитектора).

благоустройство берега реки
Особенности экосистемы реки Объяснения тесно связаны с совершенно неэкологичным объектом – городской ТЭЦ 2. Сжигая сахалинский газ, ТЭЦ использует для охлаждения чистую морскую воду Уссурийского залива, сбрасывая ее в верховьях реки. В результате в речке сформировались два водотока – соленой морской воды в нижнем ярусе, и пресной – на поверхности. При этом в соленой воде сформировалась экосистема, характерная для морских мелководий. И, благодаря чистой воде, устрицы в верховьях речки вполне безопасны для употребления в пищу. Тогда как пресноводный поверхностный слой сильно загрязнен, особенно после дождей. Автор предложил замену углеводородных технологий ТЭЦ на тепловые солнечные, с сохранением охлаждения морской водой. Поверхностный пресный водоток отводился в новое русло, повторяющее извилистое русло доиндустриальной речки Объяснения. С подтапливаемыми поймами, отмелями и заливными лугами в нижнем течении, игравшими роль естественных биофильтров дождевых стоков.

водная структура
Устье реки Объяснения было полностью освоено городом уже в советский период. Первоначально здесь были доки и цеха судоремонтного Дальзавода, а позже – цеха автосборочного Мазда-Соллерс. Промзона не только уничтожила заливные луга и песчаные отмели в устье реки, благодаря которым бухта Золотой рог и называлась до прихода основателей города Бухтой трепанга. Завод запирает основные градостроительные оси – долины рек Объяснения и Буяковка, и выход селитебной территории, расположенной по склонам долин, к акватории бухты.
Из экологических новаций Центра восстановления водной среды Анастасии Смеловской – две разные системы очистки речных вод: для реки Объяснения воссоздаются утраченные естественные ландшафты устья и отмелей литоральной зоны. Река Буяковка, полностью ушедшая в коллекторы ливневки, выходит на поверхность территории центра в виде озер с системами фильтров на основе фотобиореакторов (искусственные деревья и газонные системы, озера с микроводорослями).

разрез искусственного холма
Здания – зеленые холмы – новые для устья реки форма ландшафта, введенная автором с целью повысить биоразнообразие территории и улучшить ее тепловой комфорт. Сегодня низина – место стока и застоя холодного воздуха и смога с прилегающих сопок. Неравномерный прогрев зеленых фасадов холмов формирует вертикальные токи воздуха, способствующие проветриванию в закрытой от сильных ветров долине. Ложбина на кровле здания парит над холодным воздухом, а озеро в ее центре обеспечивает прохладу летом и тепло в вечерние часы в межсезонье. На защите ВКР автору был задан вопрос: холмы – холмами, но где же увидеть архитектуру?

урбанистический ландшафт побережья
Побережье Владивостока после 160 лет градостроительного освоения. К сохранившимся естественным ландшафтам сегодня можно отнести не более 20% береговой линии, да и то с известной степенью условности.
Оценка Владислава Кутенкова, курсовой проект магистра 1 года обучения. Руководитель – Павел Казанцев.

линия побережья
Ключевые, первоочередные территории архитектурно-экологической реновации городского побережья – верховья городских бухт. Помимо проекта Анастасии Смеловской в устье реки Объяснения, это территории 92 судоремонтного завода в бухте Диомид, и завода Восточная верфь в буте Улисс. Схема изменения береговой черты центральной части города за период ее градостроительного освоения – отмели, формировавшие биоразнообразие литоральной зоны, отсыпаны для создания гравитационных причалов порта и судоремонтных заводов.
Графика Анастасии Смеловской

реновация завода Восточная верфь
Реновация территории завода Восточная верфь, ВКР бакалавра архитектуры, Софья Туценко. Руководители – Павел Казанцев и Егор Ван-хо-бин.
Общий вид графики, 10 кв.м.

вносимые изменения, реновация зелёные фасады и каркас
Пример комплексного подхода к архитектурно-экологической реновации промышленной территории. Автор рассматривал экосистемы бывшей речной долины, береговой черты и литоральной зоны бухты Улисс, как единое целое. Графика – восстановление зеленых систем, естественных водотоков и береговой черты с сохранением капитальных зданий и сооружений завода Восточная верфь.

опорный причал
Замена гравитационных причалов на опорные, с восстановлением ступеней – ярусов литоральной зоны, один из основных приемов восстановления утраченного биоразнообразия акватории портовых городов. Графика – Анастасия Смеловская

Река есть то, что ей дал водосбор

Рассматривая архитектурно-экологическую реновацию территории водосбора, мы прежде всего должны вспомнить о дружелюбных к водным ресурсам архитектуре и градостроительстве – концепциях «города-губки», или аналогичных концепциях LID, WSUD, SUDS. В понимании современного отечественного городского управленца, все проблемы с речной системой, наводнениями или недостачей воды связаны с ливневкой. Достаточно вовремя ее обновлять и чистить, не допускать в ливневку канализационных сбросов, и все будет в норме.

Но когда городская застройка вторгается в природную среду, водный баланс территории меняется в корне, и восстановить ту же экосистему речек можно только, придав утраченные качества природной среды урбанизированной территории. Согласно концепции города-губки, прежде всего – это восстановление пористости и проницаемости структур, взаимодействующих с влагой – как поверхности городских дворов, улиц и площадей, так и фасадов и кровель зданий. Именно так я восстанавливаю исходные свойства – сбора и испарения влаги (восстановление комфортного температурно-влажностного режима); – ее фильтрации и накопления (снижение загрязнения и восстановление водности речек в сухой сезон); – снижения поверхностного стока воды (снижая и устраняя вероятность наводнений в ливневый дождь ).

Если сравнить ярусную структуру лесного массива пригородных лесов и ярусную структуру современной городской застройки, мы увидим почти точное их совпадение. Подлесок и подстилка – это уровень благоустройства пешеходного яруса; покров (полог) – ярус квартальной застройки средней этажности; верхний ярус (наружный уровень) – отдельные хвойные и их группы, возвышающиеся над лиственным пологом, как те же жилые или офисные башни. И, как каждому ярусу лесного массива присуще свое, особенное взаимодействие с атмосферной влагой (туманы и морось с ветром, косые дожди, снег), так и для каждого яруса городской застройки должны быть применены свои, специфичные приемы сбора, хранения, передачи и использования атмосферной влаги.

Может быть, относительно отечественной архитектуры это звучит излишне футуристично, но, открыв действующее руководство по проектированию устойчивой к штормовым осадкам городской среды Веллингтона, мы видим дифференциацию способов и приемов регулирования осадков в архитектуре зданий, в т.ч. и по типам и этажности городской застройки.

Город-губка – проекты и исследования

принципы формирования городской среды
Принципы формирования городской среды в условиях восстановления речных экосистем г. Владивостока, диссертация магистра архитектуры, графическая часть.
Анастасия Смеловская, руководитель – Павел Казанцев

водосборные характеристики ландшафта
Природный каркас города и водосборная ткань, графика Яны Марус и Анастасии Смеловской. Водоразделы, тальвеги и речные долины, морское побережье – три основных элемента ландшафта города, формирующие его природный каркас. Освоение сложного рельефа вполне логично началось с более пологих территорий, и сегодня береговая черта и долины городских рек «заполнены» промышленно-транспортными зонами.
Характеристики гидрологического режима речной системы были связаны с ландшафтными особенностями водосборной ткани. Леса на северных затененных склонах сохраняли снег до весны, поддерживая весеннюю водность речной системы; леса на открытых летнему муссону склонах осаждали влагу морских туманов в начале лета, обеспечивая влагой речную систему до прихода тайфунов; вершины и водоразделы городских сопок работали на водосбор при низкой облачности (на схемах – картографирование городской территории по особенностям водосборных характеристик ландшафта). Современный Владивосток полностью утратил естественные характеристики пористости подстилающей поверхности и вертикальных ярусов растительности водосборной ткани, что привело к лавинообразному увеличению поверхностного стока, подтоплению городских низин в сезон дождей, и обмелению рек в сухой сезон.
Картографирование территории города по водосборным характеристикам ландшафтов (Анастасия Смеловская) выполнено на основе 3D моделирования годового хода ветрового и инсоляционного режима (Павел Казанцев, Яна Марус и Егор Ван-хо-бин)

ярусы: природа и город
Реновация территории водосбора ручья в центральной части города, по ул. Петра Великого, оценка территории: сопоставление ярусов природной и городской среды, оценка исходной топографии, растительности и распределения естественных водотоков долины в доурбанистический период; сравнение силуэтов утраченного лесного массива и современной застройки, современный водный и зеленый каркас территории.

гидрологический режим, восстановление
Основные предложения по восстановлению естественного гидрологического режима территории водосбора и побережья бухты Золотой рог в районе ул. Петра Великого: – дождевой сад, подтапливаемая площадь и террасы с зелеными кровлями на месте бывших прудов, засыпанных под парковку театра им. Горького (1);, – озера и подтапливаемые низины, дождевой сад и заливные луга на пустыре по ул. Корабельной набережной, как территория основного сбора и биологической фильтрации поверхностных дождевых стоков (2); – фасадные зеленые и искусственные системы сбора атмосферной влаги реконструируемой гостиницы Хайат (3); – зеленые системы, регулирующие водосбор в исторической застройке (4); – береговая линия по завершении реновации причальных сооружений (5)

дизайн ландшафта
Ответственный к водным ресурсам дизайн в исторической среде города – Мария Щекотихина, историческая застройка по ул.Пушкинской

восстановление водного каркаса
Реновация побережья и литоральной зоны бухты Золотой рог в районе ул. Петра Великого, схема предлагаемых Анастасией Смеловской решений.

экологический жилой комплекс
Полифункциональный экологический жилой комплекс в бухте Диомид, ВКР бакалавра, Мария Сурова. Руководители – Павел Казанцев, Ирина Пилипко-Осипович, ДВФУ

3 каркаса дизайна
Основной элемент ответственного к водным ресурсам дизайна – пешеходный бульвар на средних отметках склона. Пористое покрытие встроенных газонов, подтапливаемые амфитеатры и площадки для отдыха, в сочетании с кассетной конструкцией хранения влаги на отметке ниже глубины промерзания позволяет бульвару восстановить характеристики утраченного почти 100 лет назад лесного массива – собирать, хранить и постепенно отдавать влагу штормовых осадков протекающему в низине ручью.

Видовые кадры, Мария Сурова
Видовые кадры, Мария Сурова

схема фасадов
Системы сбора атмосферной влаги известны с древних времен, и не утратили своей актуальности в наше время. Две наиболее распространенные сегодня системы – сетчатые конструкции для сбора влаги туманов в перуанских Андах (влажная адвекция), и сбора ночного конденсата (вертикальные токи охлаждаемого ночью воздуха), предложенные для стран Африканского рога. Системы, разрабатываемые для Приморья, должны работать в трех режимах, сочетая особенности сбора влаги первых двух, и добавляя режим сбора капель косого дождя, прошивающих любые сетки при штормовом ветре. Эксперименты с сетчатыми водосборными системами на сопке Буссе, Владивосток, и разработанная по результатам экспериментов водосборная фасадная система, учитывающая особенности приморской погоды. Дарья Бурдина и Екатерина Фролова,ДВФУ.

схема подтопления
Завершая тему воды, стоит вспомнить глобальные изменения климата и связанный с этим прогноз подъема уровня мирового океана. ВКР специалиста Александры Коломоец – Морские защитные сооружения Владивостока, – вентилируемая дамба (инженерный аналог – вентилируемая дамба Сан-Франциско), защищающая центр города и набережные городских бухт от грядущего подтопления (https://vladnews.ru/ev/vl/3762/104856/fasadom_bosfor). Наверное, Владивосток один из немногих, если не единственный крупный портовый город в мире, где вопрос возможного подъема уровня моря архитекторами – профессионалами не рассматривается вообще.

Комфортная городская среда: все дело в дизайне лавочек?

Недавно родной город прогремел на всю страну гранитными лавочками на центральной площади. Городские активисты возложили на лавочки венки, и лавочки довольно быстро с центральной площади пропали. Но компания расстановки дизайнерских лавочек по улицам и скверам города в рамках программы «комфортная городская среда» в разгаре. Общественность обсуждает их достоинства и недостатки, устраивает пикеты, но будет ли комфортно на этих лавочках отдыхать – независимо от креатива той или иной дизайнерской конторы – остается за рамками обсуждения даже самых известных блогеров и журналистов. Хотя совершенно очевидно, что любая, самая креативная лавочка, если ее продувает ветер, перегревает солнце и поливает косой дождь, останется пустой. (Справка – средняя скорость ветра за год на набережных и городских сопках 6,1-8,4 м/с – комфортная для отдыха 2 м/с, влажные душные погоды летом в сочетании с солнечным перегревом наблюдаются до 43 дней, дней с дождем за теплый сезон – 67)

Комфорт городской среды – это не только плитка и бордюры, пандусы для маломобильных, лавочки и фонари. Прежде всего – это тепловой комфорт человека в зимнюю стужу, жаркий летний день и дождь. Это азбука проектирования общественных пространств, и технологии формирования биоклиматического комфорта давно уже не являются секретом. Достаточно посмотреть открытые пешеходные пространства городов даже нашей, умеренной климатической зоны. Дождевые и солнцезащитные навесы, ветрозащитное и затеняющее озеленение, выбор материалов отделки фасадов и покрытий пешеходных моллов – вот лишь неполный перечень приемов климатически обусловленного благоустройства общественных пространств (картинки – авторская графика).

Под Владивостоком можно увидеть ветрозащитную лесную полосу – наверное, единственный в южном Приморье пример сознательного регулирования факторов внешней среды открытых пространств. Классическая ветрозащитная конструкция, но применили ее не для защиты пешеходов, а для защиты железнодорожных путей от снегопереноса. Эта полоса существует лет уже как 50 или более, железнодорожники Вольно-Надеждинска поддерживают ее в должном порядке, и особой сложности эти технологии, как видно по результату, не представляют. Почему городское озеленение Владивостока формируют только исходя из декоративных соображений, совершенно непонятно.

Солнечное благоустройство – проекты и исследования

графика - моллы
Архитектура пешеходных пространств, адаптированная к умеренным климатическим условиям, с дождливой погодой и летним перегревом: Оттава, Суиндон, Веллингтон, Марсель. Графика Павла Казанцева

векторы формирования комфортной среды
Основные приемы формирования комфортной среды пешеходных пространств широко известны, и совершенно не являются закрытой информацией для архитекторов-профессионалов. Графика Павла Казанцева

атриумы и пассажи
Исследование магистра Алены Ким – Атриумы и пассажи, как способ формирования комфотрных пешеходных пространств. Пространственные характеристики внутриквартальных пустот застройки исторической части Владивостока соотнесены с рекомендуемыми пространственными характеристиками открытых, комбинированных и крытых пешеходных молов (термины по Надин Беддингтон), для каждого из трех типов пространств предложены варианты формирования комфортной пешеходной среды в условиях муссонного климата региона. Руководитель – Павел Казанцев

придомовая территория навес над площадкой
Пример локальной коррекции ветрового и инсоляционного режима придомовых территорий и детских садов: солнечная игровая площадка – ракушка, раскрытая на солнце и защищенная от северного ветра, с элементами ажурной ветрозащиты от летнего южного. Варианты, предложенные студентами третьего курса в рамках практического задания по «Основам экоархитектуры». Банк проектных идей содержит работы за 25 лет, пару раз их рассматривали ответственные структуры городского управления. Задание на проектирование простейшей по функции биоклиматической формы – первая ступень понимания азов проектирования солнечного дома в условиях региона

гаражи Владивостока
Гараж больше, чем просто гараж. Гаражные кооперативы советского периода стали не только местом хранения автомобилей, но и территорией социальной активности преимущественно мужского населения. Во Владивостоке, благодаря гористому мелкорасчлененному рельефу, гаражные поселки выросли не по периметру застройки, а в самых неожиданных местах в центре микрорайонов 70-80 годов, рассекая селитебную территорию и пути движения пешеходов. На фоне нынешних зеленых тенденций отказ от личного автомобиля, или перевод его хранения в многоуровневые подземные паркинги, может освободить значительные резервы территории в спальных районах. Автор ВКР бакалавра архитектуры Влад Шаповалов рассматривает эти резервы как основу для формирования пространственных структур возрождения низовой социальной и деловой активности населения. Городок мастеров, ремесленников, образование и отдых, зал собраний и культурных событий – новое содержание горного городка. Руководители ВКР – Павел Казанцев, Ирина Пилипко-Осипович и Егор Ван-хо-бин.

пространственный модуль
В основе общественной застройки – пространственный модуль, геометрия которого определялась не только разнообразными функциями городка мастеров, но и итогами «климатического» моделирования. Графика преддипломных эскизов Влада Шаповалова

реновация, улица Пушкинская
Реновация исторической застройки в границах улиц Пушкинской и Вс. Сибирцева, ВКР бакалавра архитектуры Марии Щекотихиной. Руководители – Павел Казанцев и Ирина Пилипко-Осипович. У Владивостока очень незначительный в территориальном и временном измерении культурный слой. Вся историческая застройка компактно расположена в центре города, и в силу его особой привлекательности для деловых структур, уже практически уничтожена точечным внедрением высоток, включая 50-этажный небоскреб в двух шагах от дома-музея В.К. Арсеньева. Историко-культурной среды как цельного пространственного образования, в городе уже нет. И тем более удивительно, что рассматриваемая дипломником территория счастливо избежала участи соседей. Хотя и здесь, в центре квартала, скоро может появиться опора канатной дороги.

реновация центра Владивостока
Параметры внутренних двориков, открытых солнцу; застройка в 3-4 этажа, утопающая в зелени; пешеходные переходы на разных отметках склона, соединенные серпантинами для прогулок, или лестничными маршами – для тех, кто хочет сократить маршрут; открытые на юг, на бухту террасы рельефа и небольшие скверы – стихийно или сознательно использованные в дореволюционной застройке приемы учета и регулирования климата Владивостока.

вид со стороны Юго-Запада
сечение по центру квартала
Общий вид с юго-запада и сечение по центру квартала

Итоги: экогород – Владивосток?

улица Борисенко
Ул. Борисенко в трактовке Яны Марус – современный городской электротранспорт, «пористые» трамвайные пути и дренажные газоны (улицу постоянно топит с окружающих ее сопок), велодорожки и озеленение вместо парковок в два ряда на обочинах улиц, пешеходный променад вдоль мелких магазинчиков в первых этажах выходящих на улицу сталинских малоэтажек – наверное, пока недостижимая для Владивостока мечта

Я бы пока оставил вопрос в заголовке. Вернуть природу в городскую среду континентальной части Владивостока в рамках действующего генерального плана, при нынешних ориентирах инвесторов, стереотипах мышления и предпочтениях зодчих, темпах сноса зеленых насаждений и освоения зеленого пояса городской территории, уже практически невозможно. Но остается еще остров Русский, и острова архипелага императрицы Евгении. Жемчужное ожерелье города, с почти еще нетронутой градостроительными новациями, природой (проекты пока в основном на бумаге).

Понятно, что в той или иной степени острова будут осваиваться. Это практически неизбежно. И что стихийный рекреационный туризм уже наносит их экосистемам непоправимый ущерб. Но, точка невозврата на островах еще не пройдена. Поэтому обязательно необходимо при предстоящем освоении, провести четкую дифференциацию островных ландшафтов по степени возможного освоения, выделить зоны безусловного сохранения природного каркаса островов, территорий сохранения биологического разнообразия суши и прилегающей акватории.

Если по результатом оценки будет допущено точечное освоение ландшафтов под размещение жилых, общественных или рекреационных комплексов, они должны проектироваться в соответствии с мировыми зелеными стандартами LBC, LEED, BREEAM, концепциями солнечной архитектуры и принципами «города-губки». Всего этого в разрабатываемых проектах для островов – в проекте второй очереди кампуса ДВФУ, проектах жилых кварталов на острове Елена и полуострове Саперный, пока нет. Но профессиональному сообществу – автор обращается прежде всего к дальневосточным архитекторам и архитекторам центральной России, Москвы, проектирующим для Дальнего Востока и родного города – это еще не поздно изменить. Например, взяв за образец действия международного сообщества архитекторов: https://ardexpert.ru/article/18907

бухта, Владивосток

Устойчивые острова залива Петра Великого

принципы реновации островов
Принципы реновации островных территорий залива Петра Великого, диссертация магистра архитектуры, графическая часть, Дарья Бурдина. Руководитель – Павел Казанцев, ДВФУ. http://e-notabene.ru/urb/article_32847.html

типы островных территорий
Все новое – хорошо забытое старое. Ранний период освоения островов Попова, Рейнеке и Путятина (конец XIX- начало XX вв.) можно отнести к периоду устойчивого природопользования островных территорий. В силу ограниченности средств преобразования природной среды, и автономности островных территорий предпринимателям того времени приходилось учитывать особенности местных экосистем и объемы природных ресурсов, сохранять экологический баланс территории для обеспечения экономической состоятельности хозяйств. И такой подход был вполне состоятельным – общий доход с хозяйства острова Путятин составлял 0,5 млн. руб. в год, что в пересчете на современные цены составляет более 15 млн. долларов в год, а количество рабочих мест доходило до 800 (сегодня – около 70, самозанятое население просто переориентировалось на мелкий промысел марикультуры, часто незаконный, и на обслуживание диких туристов).
Предлагаемые модели устойчивого развития: – I. «Модель полноценного хозяйственно-рекреационного освоения с восстановлением утраченного экологического каркаса» – острова Попова и Путятин; – II. «Модель автономного развития с восстановлением утраченного экологического каркаса» – остров Рейнеке; – III. «Модель сберегающего освоения» – острова Аскольд и Рикорда

лакуны на островах пассивные экодома
Реновация поселка Рыбокомбинат на Острове Попова, экспериментальный проект в рамках исследования. Туристическая улица: привлекательная и комфортная, в т.ч. и в межсезонье, среда, обеспечивающая работой аборигенов поселка после банкротства рыбокомбината

восстановление заброшенных зданий
Заброшенные фортификационные и навигационные сооружения островов: маяк – музей каботажного мореплавания и пиратства (в заливе практиковали хунхузы, и довольно успешно, их клады ищут до сих пор) и казарма – гостиница для туристов; цех рыбокомбината – новый культурный центр поселка; сохранившиеся бетонные емкости для засолки рыбы – ферма по выращиванию марикультуры на основе технологии фотобиореакторов; малоэтажный автономный солнечный дом с расширенным набором хозяйственных помещений и мастерских (туристическая улица); автономная жилая ячейка – модуль для формирования сезонных турбаз.
Далеко не полный перечень проектных проработок, выполненных автором диссертации, которые могут уже сегодня изменить жизнь населения островов к лучшему, без ущерба для окружающей среды.

студенты мастерской ресурсосберегающей архитектуры

*Публикуемые проекты выполнены студентами учебной Мастерской ресурсосберегающей архитектуры Департамента Архитектуры и Дизайна Политехнической школы Дальневосточного федерального университета, Владивосток в 2015-2019 гг., а также преподавателями мастерской в сотрудничестве с проектными фирмами города. Графика и фото студентов и автора статьи. О 25-летии мастерской кратко в журнале «Sun & Wind energy» https://yadi.sk/d/Fk44Vn5etduBVQ

Павел Казанцев,
Профессор архитектуры,
Член правления Приморской краевой организации Союза архитекторов РФ,
Российского совета по зеленой архитектуре и строительству НП СПЗС,
Международного общества солнечной энергии ISES,
Профессор департамента Архитектуры и дизайна ДВФУ
Владивосток

Автор:



всего 1 мнение на тему “Архитектура Владивостока в контексте устойчивости”


  1. Евгений says:

    Спасибо за ёмкий и убедительный материал, иллюстрирующий творческий потенциал архитекторов Приморья, их руководителей и организаторов.
    Утопичность представленных проектов актуализируется в условиях современного хозяйствования, а в условиях ответственной и грамотной градостроительной политики, они являются «дорожной картой» принимаемых решений и действий.
    Проблема спасения среды повсеместна. Реанимация водных систем центральной России и Подмосковья критически актуальна.
    Как бы не опоздать!

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про цивилизация

Еще про экологическая архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта