Ѕлиже к Ћиссабону – манифест архитектурного триеннале

“риеннале в Ћиссабоне, как нетрудно догадатьс€, проходит раз в три года, поэтому, хот€ в 2013 мы увидим его всего-навсего в третий раз, со времени премьеры мир здорово изменилс€. „то хорошо дл€ выставки, скорее напоминающей книгу, чем зеркало. ѕортугали€ – экономический аутсайдер, Ћиссабону не по плечу конкурировать с ¬енецией и водить хороводы вокруг архитектурных звезд. Ќо у аутсайдеров есть не менее ценный ресурс – свобода, и в отрыве от мирового истэблишмента они вольны говорить о чем хот€т и как хот€т. „то и произойдет в сент€бре, а пока кураторы будущих выставок манифестируют свои намерени€, не опаса€сь оттолкнуть тех, кто не раздел€ет их взгл€дов: провокаци€ – неплохой способ заставить их вступить в открытую и откровенную полемику, без которой все дороги ведут в болото.

кураторы экспозиции триеннале Ѕеатрис √алили (Beatrice Galilee) ∆озе Ёспарза (José Esparza), ћариана ѕестана (Mariana Pestana)и Ћиам янг (Liam Young)
кураторы: ∆озе Ёспарза (José Esparza), Ѕеатрис √алили (Beatrice Galilee), Ћиам янг (Liam Young) и ћариана ѕестана (Mariana Pestana). ‘ото © Lynton Pepper

 ураторский манифест Beatrice Galilee (главный куратор)

„тобы поместить манифест, приглашающий архитекторов осмыслить жизнь вне зданий, в подход€щий контекст, есть смысл сначала описать мое любимое архитектурное произведение. Ёто маленька€ часовн€ в поле на юге √ермании, где мастерство, замысел и пространство срабатывают так замечательно, трогательно и одухотвор€юще, что воспоминани€ о том, как ты молча сто€ла, окруженна€ совершенством, остаютс€ навсегда.

ќднако, несмотр€ на высочайшее†качество, така€ архитектура, услови€, в которых она по€вилась, и методы работы ее создателей страшно далеки от того, что, по моему убеждению, сегодн€ продуцирует уместный, ответственный и необходимый диалог о мировой архитектурной практике. ћастерство и красота построенного хорошо известны, прославлены и увенчаны наградами. Ќо, говор€ современным €зыком, это касаетс€ всего-навсего 1%, а осенью 2013 в течение трех мес€цев нас будут интересовать оставшиес€ 99%.

—туденты свободно погружаютс€ в социологию и географию, они изучают свою профессию с помощью перфоманса и в контексте искусства, их поощр€ют, проектиру€ новые здани€, играть, творить и экспериментировать с технологи€ми. Ѕез этого архитектура непрозрачна и материальна.  ирпич и раствор.
¬от она, трещина между двум€ дискурсами, которую мы хотим заделать. Ќа третьем архитектурном триеннале многообразие пространственной практики будет представлено как многомерна€ и активна€ иде€. √ород – общегражданска€ сцена, место встречи денег, власти, коммерции и культуры, станет местом, где встрет€тс€ идеи.

“ак называема€ Ђтреть€ индустриальна€ революци€ї: цифровое производство, нова€ продукци€ и способы ее изготовлени€, новые технологии и, одновременно – народное финансирование, а также – движение “открытые источники” перевели идею индуктивного подхода к производству из неофициальной, идеалистической и нишевой практики во все более уместную и удачно используемую стратегию дл€ самофинансируемых проектов.

—етевое общество нуждаетс€ в новых, интеллектуальных решени€х общественного пространства. јрхитекторы, сталкива€сь с местной спецификой, вроде доступа к школьному образованию и медицине или особенност€ми жилого домостроени€, выход€т за рамки своей профессии, сотруднича€ с другими специалистами и получа€ доступ к нужным данным со всего света. »спользу€ существующие структуры и взаимодейству€ с политиками, социологами, программистами и девелоперами, проектировщики не только предлагают новые пространственные решени€, они продумывают тактику и стратегию, а также прогнозируют поведенческие аспекты проектов.

 онцепци€ архитектурной выставки тоже эволюционирует на свой лад. Ѕиеннале и триеннале множатс€ по мере того, как города станов€тс€ более управл€емыми, а границы – прозрачными.
ѕредставить комплекс идей, использу€ продолжительность и мощь триеннале, чтобы создать значимое содержание выставки – по-насто€щему грандиозна€ задача.

¬ сент€бре в Ћиссабоне 4 кураторских проекта – “Ѕудущее совершенное” (Future Perfect), “–еальность и другие выдумки” (The Real and other Fictions), “¬ли€ние института” (The Institute Effect), и “Ќовые общества” (New Publics), проэкзаменуют отдельные и четко очерченные направлени€ архитектурной практики. ѕрограмма на всем пути, от лаборатории будущего до политического лоббировани€, направлена на то, чтобы представить диаметрально противоположный опыт и интерпретации объемно-пространственной практики.

ѕрограмма мини-грантов “ќблом кризиса” (The Crisis Buster) – наша альтернатива открытым международным конкурсам. ѕриглаша€ преставить предложени€ дл€ осознанного гражданского вмешательства, мы можем поддержать, в том числе инвестици€ми, антрепренеров и вдохновить архитекторов на размышление о том, как можно изменить местную среду за небольшие деньги. ѕредложени€, разработанные специально дл€ Ћиссабона, получат гранты от 500 до 2500 евро.

¬озможность опубликовать в цифровом формате одобренные кураторами детальные исследовани€, эссе и концепции до открыти€ реальных экспозиций, позволит нам преодолеть границы, распростран€€ идеи далеко за пределы Ћиссабона. ÷ель “Ѕлиже, ближе” (Closer, Closer) – спрашивать, стимулировать и провоцировать. ј также -предоставить платформу, позвол€ющую вытащить на первый план и обсудить альтернативную историю пространственной практики. ћы хотим под увеличительным стеклом рассмотреть все грани, составл€ющие, конфликты и неврозы архитектуры. ћы приближаемс€ к новому пониманию города и архитектуры, мастерство и качество которой сложнее прочувствовать. Ќам хотелось бы, чтобы вы тоже к ней приблизились.

ƒвижение за открытые источники (open source movement) – формализовавшеес€ в конце 90 годов общественное движение, объедин€ющее сторонников свободного распространени€ и использовани€ программного обеспечени€, в числе которых есть и коммерческие, и некомерческие организации, а также частные лица.

»ндуктивный подход (bottom-up approach) – метод проектировани€, при котором обща€ структура возникает как результат объединени€ более частных (снизу вверх). »нтуитивно использовалс€ отдельными проектировщиками, начинавшими проектирование дома с интерьера еще в 30-х годах прошлого века. —ейчас довольно широко используетс€ в градостроительстве, особенно – включающем реконструкцию отдельных сооружений или структур.

јвтор:


всего 1 комментарий к публикации “Ѕлиже к Ћиссабону – манифест архитектурного триеннале”

  1. 1

    ≈. „емЄркин высказалс€(лась)так:


    ќставь √ќ–ќƒ. ”спокой его. —оздай универсальные коммуникации. ”йди с зелЄными технологи€ми в периферию. Ќа оставшиес€ деньги сохрани √ќ–ќƒ дл€ театра и перфоманса.

ќставить комментарий


≈ще про выставка

≈ще про кураторский манифест

≈ще про ѕортугали€

≈ще про социологи€ архитектуры

≈ще про теори€ архитектуры


поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта