Ближе к Лиссабону – манифест архитектурного триеннале
Триеннале в Лиссабоне, как нетрудно догадаться, проходит раз в три года, поэтому, хотя в 2013 мы увидим его всего-навсего в третий раз, со времени премьеры мир здорово изменился. Что хорошо для выставки, скорее напоминающей книгу, чем зеркало. Португалия – экономический аутсайдер, Лиссабону не по плечу конкурировать с Венецией и водить хороводы вокруг архитектурных звезд. Но у аутсайдеров есть не менее ценный ресурс – свобода, и в отрыве от мирового истэблишмента они вольны говорить о чем хотят и как хотят. Что и произойдет в сентябре, а пока кураторы будущих выставок манифестируют свои намерения, не опасаясь оттолкнуть тех, кто не разделяет их взглядов: провокация – неплохой способ заставить их вступить в открытую и откровенную полемику, без которой все дороги ведут в болото.
кураторы: Жозе Эспарза (José Esparza), Беатрис Галили (Beatrice Galilee), Лиам Янг (Liam Young) и Мариана Пестана (Mariana Pestana). Фото © Lynton Pepper
Кураторский манифест Beatrice Galilee (главный куратор)
Чтобы поместить манифест, приглашающий архитекторов осмыслить жизнь вне зданий, в подходящий контекст, есть смысл сначала описать мое любимое архитектурное произведение. Это маленькая часовня в поле на юге Германии, где мастерство, замысел и пространство срабатывают так замечательно, трогательно и одухотворяюще, что воспоминания о том, как ты молча стояла, окруженная совершенством, остаются навсегда.
Однако, несмотря на высочайшее качество, такая архитектура, условия, в которых она появилась, и методы работы ее создателей страшно далеки от того, что, по моему убеждению, сегодня продуцирует уместный, ответственный и необходимый диалог о мировой архитектурной практике. Мастерство и красота построенного хорошо известны, прославлены и увенчаны наградами. Но, говоря современным языком, это касается всего-навсего 1%, а осенью 2013 в течение трех месяцев нас будут интересовать оставшиеся 99%.
Студенты свободно погружаются в социологию и географию, они изучают свою профессию с помощью перфоманса и в контексте искусства, их поощряют, проектируя новые здания, играть, творить и экспериментировать с технологиями. Без этого архитектура непрозрачна и материальна. Кирпич и раствор.
Вот она, трещина между двумя дискурсами, которую мы хотим заделать. На третьем архитектурном триеннале многообразие пространственной практики будет представлено как многомерная и активная идея. Город – общегражданская сцена, место встречи денег, власти, коммерции и культуры, станет местом, где встретятся идеи.
Так называемая «третья индустриальная революция»: цифровое производство, новая продукция и способы ее изготовления, новые технологии и, одновременно – народное финансирование, а также – движение “открытые источники” перевели идею индуктивного подхода к производству из неофициальной, идеалистической и нишевой практики во все более уместную и удачно используемую стратегию для самофинансируемых проектов.
Сетевое общество нуждается в новых, интеллектуальных решениях общественного пространства. Архитекторы, сталкиваясь с местной спецификой, вроде доступа к школьному образованию и медицине или особенностями жилого домостроения, выходят за рамки своей профессии, сотрудничая с другими специалистами и получая доступ к нужным данным со всего света. Используя существующие структуры и взаимодействуя с политиками, социологами, программистами и девелоперами, проектировщики не только предлагают новые пространственные решения, они продумывают тактику и стратегию, а также прогнозируют поведенческие аспекты проектов.
Концепция архитектурной выставки тоже эволюционирует на свой лад. Биеннале и триеннале множатся по мере того, как города становятся более управляемыми, а границы – прозрачными.
Представить комплекс идей, используя продолжительность и мощь триеннале, чтобы создать значимое содержание выставки – по-настоящему грандиозная задача.
В сентябре в Лиссабоне 4 кураторских проекта – “Будущее совершенное” (Future Perfect), “Реальность и другие выдумки” (The Real and other Fictions), “Влияние института” (The Institute Effect), и “Новые общества” (New Publics), проэкзаменуют отдельные и четко очерченные направления архитектурной практики. Программа на всем пути, от лаборатории будущего до политического лоббирования, направлена на то, чтобы представить диаметрально противоположный опыт и интерпретации объемно-пространственной практики.
Программа мини-грантов “Облом кризиса” (The Crisis Buster) – наша альтернатива открытым международным конкурсам. Приглашая преставить предложения для осознанного гражданского вмешательства, мы можем поддержать, в том числе инвестициями, антрепренеров и вдохновить архитекторов на размышление о том, как можно изменить местную среду за небольшие деньги. Предложения, разработанные специально для Лиссабона, получат гранты от 500 до 2500 евро.
Возможность опубликовать в цифровом формате одобренные кураторами детальные исследования, эссе и концепции до открытия реальных экспозиций, позволит нам преодолеть границы, распространяя идеи далеко за пределы Лиссабона. Цель “Ближе, ближе” (Closer, Closer) – спрашивать, стимулировать и провоцировать. А также -предоставить платформу, позволяющую вытащить на первый план и обсудить альтернативную историю пространственной практики. Мы хотим под увеличительным стеклом рассмотреть все грани, составляющие, конфликты и неврозы архитектуры. Мы приближаемся к новому пониманию города и архитектуры, мастерство и качество которой сложнее прочувствовать. Нам хотелось бы, чтобы вы тоже к ней приблизились.
Движение за открытые источники (open source movement) – формализовавшееся в конце 90 годов общественное движение, объединяющее сторонников свободного распространения и использования программного обеспечения, в числе которых есть и коммерческие, и некомерческие организации, а также частные лица.
Индуктивный подход (bottom-up approach) – метод проектирования, при котором общая структура возникает как результат объединения более частных (снизу вверх). Интуитивно использовался отдельными проектировщиками, начинавшими проектирование дома с интерьера еще в 30-х годах прошлого века. Сейчас довольно широко используется в градостроительстве, особенно – включающем реконструкцию отдельных сооружений или структур.
всего 1 мнение на тему “Ближе к Лиссабону – манифест архитектурного триеннале”
Оставить комментарий
Еще про выставка
- Salone del Mobile 2024: немного независимого дизайна
- ДизайнВыставка приглашает
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
Еще про кураторский манифест
- К участию во Всероссийском конкурсе проектов паблик-арт объекта на территории UNO в Казани могут привлекаться нейросети
- Архитектура как драйвер девелопмента на Арх Москве 2017
- АРХ Москва и биеннале архитектуры: за все хорошее
Еще про Португалия
- Атлантический павильон в городе Виана-ду-Каштелу
- Церковь для людей S. Tiago de Antas
- Собственный дом архитектора в Ореме (Ourém), Португалия
Еще про социология архитектуры
- Прекрасная тюрьма будущего
- Дискуссия на тему «Критерии хорошего образовательного объекта».
- Итоги воркшопов на выставке «Ре-Формация социального»
Оставь ГОРОД. Успокой его. Создай универсальные коммуникации. Уйди с зелёными технологиями в периферию. На оставшиеся деньги сохрани ГОРОД для театра и перфоманса.