Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Архитекторы Елена Пучкова и Евгений Зеленов о будущем

Премия Best for Life Design Award в этом году включила в деловую программу неочевидные темы и свежих спикеров: главные архитекторы отдела архитектурных концепций компании ГенПро Евгений Зеленов и Елена Пучкова рассказывали, соответственно, про архитектуру метавселенных и параметрический дизайн, а также – про дома будущего. Архиблогу удалось обсудить с ними эти животрепещущие темы и их связь с повседневной архитектурной практикой.

Путь к идеальному решению

архитектор Елена Пучкова, ГенПро
– Елена, на форуме вы рассказывали об архитектуре будущего, давайте с него и начнём. Если можно, поясните, какой именно аспект этой вечной темы вы считаете самым важным и почему?

Е.П. Если мыслить глобально, мой основной посыл заключается в осознании, что будущее архитектуры кроется во взаимодействии архитектуры с человеком и окружающей средой. На данный момент мы воспринимаем архитектуру, как нечто статичное. Человек адаптируется под то пространство, в котором он находится, и это скорее монолог. В той концепции и в тех исследованиях, которые я демонстрирую в своей сессии четко прослеживается необходимость в выстраивании того самого диалога, где не только человек подстраивается под окружающую среду, а сама среда видоизменяется в зависимости от запроса пользователя.

– Дом будущего рассматривается в глобальном контексте или с учётом российской специфики?

Е.П. Я бы не стала заострять внимание на терминах “дом”, “здание” и говорю скорее об архитектуре в целом. Здесь не может быть разговора о российской специфике, о международной специфике, потому что это мобильная адаптивная система, основанная на робототехнике и искусственном интеллекте. Идея в том, что подобная архитектура может находиться на любой локации, адаптироваться к любому человеку, событию и быть абсолютно универсальной.

– Насколько в принципе интерес к различным футуристическим аспектам развития архитектуры необходим с вашей точки зрения для развития архитектуры и архитектурной компании? Почему?

Е.П. Ответ на этот вопрос наверно будет и идеальным ответом на первый вопрос, какой аспект я считаю самым важным в исследованиях архитектуры будущего и почему. Современный архитектор привык мыслить в рамках ограничений, будь то нормативы, пожелания заказчика, бюджет, площадка и т.д. Постоянно работая в рамках ограничений, мы не только теряем возможность проектировать гениальные строения, но и перестаем мыслить за этими рамками. Чтобы поймать баланс между границами, красотой и эстетикой, нужно выходить за эти границы.
Очень часто бывает, что идеальное решение рождается именно в тот момент, когда ты начинаешь рассуждать об архитектуре более глобально, а не мыслишь в рамках конкретного здания или задачи.

– Как архитектура и технологии дома будущего могут сказаться на образе жизни его жителей?

Е.П. Идея в том, что архитектура будущего не должна сказываться ни в коей мере на образе жизни человека. Это та архитектура, которая придумана для того, чтобы человек делал то, что он хочет, чтобы существовал в том здании, в котором хочет, не подстраивал свои привычки под ту архитектуру, в которой находится. Архитектура должна существовать вместе с человеком и максимально адаптироваться под его потребности.

– А как образ дома будущего влияет на сегодняшнюю практику компании ГенПро?

Е.П. Команда отдела архитектурных концепций в компании Генпро достаточно молодая. Мы стараемся максимально быстро реагировать на все мировые тенденции и использовать все доступные современные технологии, будь то мета-вселенная, нейросети, искусственный интеллект и т.д.
Представление о том, какая архитектура должна быть в идеале через 50, 100 лет, позволяют нам мыслить вне рамок тех ограничений, которые нам даны. Мы всегда стремимся найти идеальный баланс между всеми вводными, добавив при этом качественную архитектуру, качественную эстетику. Размышления о том, что архитектура будущего, это та архитектура, которая адаптируется под человека, помогают нам в создании архитектуры сегодняшнего дня.

Метавселенные и квартирография

архитектор Евгений Зеленов, ГенПро

– А вы, Евгений, предлагаете обсуждать архитектуру метавселенных и параметрический дизайн. Это очень интересные и прогрессивные нарративы, однако в моём представлении они, в первую очередь, связаны с формотворческой архитектурой, которой мало. Для вас это хобби или часть практики?

Е.З. Мы в компании Генпро используем параметрику метавселенной, как инструмент для улучшения качества работ, а также поиска той архитектуры, которая не только будет полезна для окружающей среды, но и будет урбанистически интегрироваться в среду и помогать компании развиваться. С точки зрения параметрики мы ищем те инструменты, которые позволят найти лучший язык с архитектурой и позволят развивать ее с точки зрения динамики. Метавселенные позволят перейти на новый уровень коммуникации между архитектором, генпроектировщиком и девелопером.

– На сайте компании есть информация о том, что она разрабатывает собственные технологии проектирования. Они как-то относятся к параметрическому проектированию?

Е.З. У нас есть ряд плагинов, которые мы используем в формате BIM-проектирования на разных стадиях от концепции, до стадии П (проектная документация). В то же время программы, которую мы интегрируем в проектирование, работают с точки зрения улучшения поиска посадки здания на мастер-план, поиска лучшей посадки квартиры с точки зрения инсоляционных особенностей, а также нахождения наилучшей квартирографии для застройщика. Вместе с этим формулы, которые мы используем при фасадной пластике, позволяют найти динамическую архитектуру, которая носит органический характер и делает своего рода монументальность облика для города и для девелоперов.

– Насколько в принципе интерес к различным футуристическим аспектам развития архитектуры необходим с вашей точки зрения для развития архитектора и архитектурной компании? Почему?

Е.З. Я считаю, что современном мире по факту нет понятия стиля в архитектуре. Тот футуризм, который мы знали времен Японии Курокавы 60-х или 80-х годов, уже исчез. Сейчас с точки зрения развития архитектуры выходит на передний план технологичность. Чем более технологическую архитектуру вы можете сделать, тем больше вы придаете постройке футуризма.
Поэтому для развития нужно просто искать новые возможности и следить за архитектурой не только с точки зрения дизайна, но и с точки зрения технологичности и практичности.

Автор:



уже 4 мнения на тему “Архитекторы Елена Пучкова и Евгений Зеленов о будущем”


  1. Александр. says:

    Архитектура как вид искусства должна подчиняться конам. А это место, время и культура. Стили – это законы. Технологичность – это понятие не из архитектуры, а из строительного производства.

    • Natalia Shustrova says:

      Мне кажется, это ложное противопоставление. Меняется способ проектирования, а вместе с ним и источники вдохновения. Можно отталкиваться от стиля, а можно – от технологии, результат всё равно будет оцениваться с точки зрения тех самых канонов, о которых вы упомянули – в той степени, в какой они отражают представления человечества о прекрасном.

      • Александр. says:

        Кон – прямая связь с Творцом (естественное право)
        Канон – связь через посредника (бесконечные искусственные постулаты, в том числе и законы)

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про интервью

Еще про мнение

Еще про российская архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта