Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Символ надежды для Тадао Андо

В Токио собираются построить новый Национальный стадион – «лучший в мире», как заявляют организаторы международного конкурса, председателем жюри которого назначен великий самоучка Тадао Андо.


Тадао АндоДля вящей прозрачности японцы нарушили традицию проводить закрытые конкурсы, однако, чтобы лучшие состязались с лучшими, разрешили участвовать только лауреатам пяти престижных премий: Притцкера, золотой медали Американского института архитектуры (AIA), золотой медали Британского королевского института архитектуры (RIBA), золотой медали Международного союза архитекторов, и премии в честь принца Такаматсу (архитектурный раздел). Таких архитекторов немало, но и не так уж много, поскольку списки лауреатов пересекаются очень часто. Впрочем, есть и дополнительное требование, отсекающее зодчих, которым не доводилось проектировать спортивные сооружения вместимостью более 15 000 зрителей. И в любом случае можно не беспокоиться о Норманне Фостере и Ричарде Роджерсе: они вошли в состав жюри.

Кто из звезд клюнул на удочку, выяснится в сентябре, но интрига в данном случае значит меньше, чем цель, сверхзадача, сформулированная в послании Тадао Андо:

Свет для будущего человечества

Национальный стадион в Токио, архитектор Mitsuo Katayama, построен в 1958 году«Национальный олимпийский стадион, построенный полвека назад, чтобы принять самое главное событие в мировом спорте, провозгласил рождение современной японской архитектуры и одновременно стал декларацией воли нации и народа к будущему прогрессу.
Спустя пятьдесят лет это важнейшее достояние современной Японии нужно возродить заново. Сегодня мы живем в глобальном, стремительно меняющемся обществе, все усложняющем и усложняющем нашу повседневную жизнь. Кроме того, 21 столетие – век, принуждающий нас реагировать на масштабные проблемы, для которых нет расовых или государственных границ: перенаселение и истощение ресурсов, энергетика, глобальное потепление и другие повреждения земной среды.
Стадион, который будет строиться в эти тяжелые времена как общенациональный проект, должен встать выше любых организаций и структур и представить архитектуру, созданную людьми на благо всего человечества. Более того, он сам должен превратиться в мощную структуру, определяющую стремление людей отойти от хаотичных реалий современного мира, чтобы создать новое будущее для человеческой цивилизации. Должно быть создано место, которое станет символом надежды и прольет свет на будущее человечества.
Мы обращаемся за идеями к архитекторам со всего мира, чтобы реализовать экстраординарное произведение архитектуры, соединяющее могущество человеческой мудрости с мощью современных технологий. Мы рассчитываем получить проникнутые интеллектом и страстью предложения, которые ознаменуют начало новой эпохи».

В России, где спорт с переменным успехом пытаются использовать в качестве национальной идеи, строительство масштабных спортивных сооружений в лучшем случае воспринимается как неизбежная и зачастую – непосильная дань государственным амбициям, очередная нагрузка на общество и экологию. А конкурсы и тендеры не вызывают доверия, и не зря: достаточно вспомнить скандально долгую историю строительства стадиона на Крестовском.

У нас строят, чтобы украсть, в Японии – чтобы гордиться. У нас строят благодаря высоким ценам на нефть, а в Японии – вопреки ужасной катастрофе. У нас экономят на всем и всех, чтобы обогатить избранных. В Японии берегут ресурсы ради будущих поколений. Логично, хотя и обидно, что символ надежды появится там. Но есть надежда, что мы все-таки изменимся.

Автор:



уже 6 мнений на тему “Символ надежды для Тадао Андо”


  1. Валентин says:

    Тадао Андо в президенты РФ!!!

  2. ermakoff-67 says:

    “Впрочем, есть и дополнительное требование, отсекающее зодчих, которым не доводилось проектировать спортивные сооружения вместимостью более 15 000 зрителей” – непонятно каким же образом им удалось спректировать свой первый стадион на 15 тыс. мест если до этого они ничего такого не проектировали? Как им вообще “довелось” что то спроектировать в таком случае?

  3. Natalia Shustrova says:

    Ну, тут по-моему, все ясно: среди лауреатов премий могут быть (и есть) архитекторы, которые вообще не проектировали стадионы (ни самостоятельно, ни как лидеры мастерских), а могут быть те, у кого в портфолио только случайно затесавшийся стадиончик на 10 000 зрителей. Попросту говоря, спортивные сооружения -не их поле. Им в конкурсе участвовать нельзя.

  4. ermakoff-67 says:

    В том то и дело что все это ясно. Но в корне неверно, поскольку противоречит мировой практике и здравому смыслу. Монферран никогда не проектировал 102-х метровых соборов до Исакиевского. Автор Сиднейской оперы тоже до этого опер не проектировал. Впрочем как и Шарль Гарнье до Гранд Опера. Да еще много примеров можно привести. Введение таких ограничений губит развитие архитектуры.

  5. Natalia Shustrova says:

    Вот с этим совершенно согласна! Тем более, что в данном случае круг архитекторов и так ограничен, и подозревать, к примеру, Цумтора, в том, что он рванет проектировать стадион и не справится, смешно: если уж рванет, то справится:)

  6. Natalia Shustrova says:

    7 ноября были подведены итоги конкурса.Проекты тройки финалистов выложены здесь

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про archinews

Еще про architekturnie-novosti

Еще про novosti

Еще про современная архитектура Азии

Еще про стадион

Еще про цивилизация

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта