Основные проекты
Парк1 - новый проект Ричарда Роджерса
Архитектурная среда как средство формирования качества жизни человека
Краткая биография Ричарда Роджерса
Ричард Роджерс (Richard Rogers) родился во Флоренции в 1933 г. Его родители эмигрировали в Англию, где он закончил лондонскую Архитектурную ассоциацию, а затем, переехав в США, – Йельский университет. По возвращении в Лондон организовал вместе со своим однокашником по учебе в США Норманом Фостером бюро «Команда четырех» (туда вошли также супруги архитекторов). Их последним совместным детищем стала фабрика по производству электроники фирмы «Рилайенс Контролс» в графстве Уилтшир, Великобритания. Это здание считается преддверием хай-тека, а сам Роджерс по совокупности вклада в современную архитектуру – одним из основоположников этого направления.
В 2007 году ему присудили Притцкеровскую премию.
Жюри отметило его за «феноменальную интерпретацию модернистского увлечения зданием как машиной, акцентом на ясность и прозрачность архитектуры, гибкость проектов». Впрочем, нельзя сказать, что до этого Роджерса не принимала мировая общественность: он получил звание лорда и пожизненного пэра, кавалера ордена Почетного легиона. На его счету – золотая медаль Королевского общества архитекторов, премия японского императора и еще около 20 статусных архитектурных наград. На Х Венецианской архитектурной биеннале ему вручили «Золотого льва».
Собственное архитектурное бюро Роджерс основал в 1977 г. в Лондоне. Сейчас фирма называется Rogers Stirk Harbour + Partners. Ее филиалы расположены в Токио, Мадриде и Барселоне.
Принципы в архитектуре
Вместе со своей супругой Сью Ричард Роджерс разрабатывал концепцию свободно трансформируемого жилого пространства, применяя в качестве главного материала легкие полимерные панели. Так в 1967–1968 гг. появились дом фотографа Спендера в графстве Эссекс и дом родителей Роджерса в Уимблдоне (Лондон). Постепенно, делая упор на использование новых технологий и материалов, он логически приходит к принципу хай-тека в архитектуре, который основывается на определении Ле Корбюзье, что «архитектура – это машина для жилья».Роджерс часто повторяет, что города будущего «больше не будут, как сегодня, делиться на изолированные зоны одного вида деятельности, а будут представлять собой многоуровневые города прошлого. Районы для проживания, работы, покупок, обучения и развлечения будут перекрывать друг друга, и объекты различного назначения будут располагаться в постоянно меняющихся, модернизирующихся и переделывающихся зданиях».
В основе архитектуры Роджерса лежит идея «тотального дизайна», придающего отношениям между формой и функцией динамически-игровой характер с выделением конструктивных элементов в качестве ключевых деталей архитектурной фабулы. И все созданные им здания иллюстрируют основную идею модернизма – «здания как машины»
Основные проекты
Центр Помпиду в Париже
В 1971 г. Роджерс совместно с Ренцо Пьяно выиграл конкурс на создание проекта нового музея и исследовательского центра современного искусства в Париже – Центра Помпиду. Знаменателен он тем, что все коммуникации, инженерия и вся инфраструктура – лестницы, лифты, эскалаторы, трубы – вынесены на фасад. За это здание получило прозвище bowellism (от английского bowels – внутренности). Критики нашли, что этот музей, напоминающий своим видом нефтеперегонный завод, есть «экспрессивная пародия на индустриальное зодчество». Но здание завоевало огромную популярность, несмотря на конструктивные недочеты, затрудняющие работу музея.
Здание Lloyd's в лондонском Сити
В 1986 г. был закончен еще один «монстр» с внутренностями наружу – штаб-квартира страхового агентства «Ллойд». Здание представляло собой огромный бетонно-стальной массив с вынесенными на внешние стены шахтами лифтов и другой инженерией.
«Купол тысячелетия» в Лондоне
Роджерс также спроектировал «Купол тысячелетия» – огромный выставочный комплекс, построенный на берегу Темзы к празднованию Миллениума. Похожий на огромную летающую тарелку с торчащими усиками-антеннами, комплекс по идее должен был знакомить тысячи посетителей с последними достижениями науки и техники. Но проект оказался убыточным (содержание пустующего комплекса обходилось налогоплательщикам в 1,8 млн фунтов стерлингов ежемесячно), поэтому его поначалу собирались снести. Однако сейчас нашелся инвестор, который намерен превратить «Купол тысячелетия» в спортивный и развлекательный комплекс.
Терминал № 4 мадридского аэропорта Барахас
Законченный в 2005 г. , терминал закрепил за Роджерсом звание покорителя огромных пространств. Здание интерпретируется как высокотехничный организм с интегрированными в него общественными и приватными зонами.
Отличительной чертой терминала считается гибкое планирование этажей, что соответствует постоянно меняющимся потребностям пользователей. Здание длиной 1,2 км и площадью 1,1 млн кв. м, рассчитанное на прием 35 млн человек в год, – крупнейшее в Европе. Несмотря на это, его сложная многоуровневая структура не стала лабиринтом – Роджерс сделал пространство максимально открытым и понятным, так что в нем невозможно заблудиться. Здание узнается по волнообразной крыше из бамбуковых пластин, парящей на окрашенных во все цвета радуги столбах-деревьях.
Терминал Барахаса признан образцом экологической и эстетической безупречности.
Оксли-парк
Это будет район социального жилья в Великобритании. Роджерс не был бы Роджерсом, если бы не обратился к своей идее фикс со свободно трансформируемым пространством для жилья. Он предлагает так называемый flexi-house – гибкий дом, планировку и внешнее оформление которого можно легко менять. Межкомнатные перегородки внутри коттеджей можно передвигать по своему усмотрению: например, на первом этаже можно сделать студию, а после – возможно, при появлении в семье детей – разделить ее на несколько спален. Внешние стены из фибрового картона высокой плотности можно заменить керамическими. Эти коттеджи также отличаются высокими экологическими показателями: их эксплуатация предусматривает переработку отходов, минимизацию расходов воды и использование восполнимых источников энергии.
Высотка для ВТЦ
Своеобразным памятником своей молодости и лондонскому зданию «Ллойда» станет 71-этажное здание, которое Роджерс спроектировал для Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
Дело в том, что новая башня напоминает «Ллойд»: к массивному параллелепипеду с четырьмя 30-метровыми антеннами с двух сторон добавлены узкие пристройки, которые поддерживают основной объем, позволяя сделать планы внутренних помещений более свободными, не ограниченными структурными опорами.
Фасад здания оформлен диагональными и перпендикулярными пересечениями стальных балок конструкции.
Парк 1
В числе реализуемых на данный момент проектов значится ансамбль под названием «Парк 1», который планируется возвести на одном из островов посреди реки Ханган, на берегах которой расположен Сеул. Комплекс будет включать в себя два офисных здания, гостиницу и торговый центр. Одна из двух башен достигнет 270 м и станет самым высоким зданием в городе. Спирально закручивающаяся решетчатая конструкция небоскребов будет вынесена на фасад, а внутри нее будут помещены отдельные модули офисных помещений. Внизу построят шестиэтажный торговый центр на 400 магазинов.
Приток солнечного света в помещения обеспечат большая площадь остекления и необычная форма перекрытия с грибовидными выступами. Проект стоимостью $1,5 млрд будет реализован до 2010 г.
Ричард Роджерс. Архитектурная среда как средство формирования качества жизни человека в начале XXI века.
Ричард Роджерс ведет активную лекционную и преподавательскую деятельность, стремясь увлечь будущих зодчих своими взглядами на миссию архитектуры в современном мире.«Человеческая жизнь всегда зависела от трех переменных: население, ресурсы и окружающая среда»,
– говорил в одной из своих лекций маэстро:« Но сейчас мы, вероятно, единственная цивилизация, которая сталкивается с постоянным ростом населения, истощением природных ресурсов и разрушением окружающей среды. Другие общества уже сталкивались с подобными проблемами, – жители острова Святой Пасхи, Харрапская цивилизация, культура Теотиуакан в доколумбовой Америке. Исторически общества, не способные справиться с экологическим кризисом, либо мигрировали, либо исчезали. Отличие нынешней ситуации в том, что наш кризис уже не регионального, а глобального масштаба: в него вовлечено все человечество и вся планета».
Анализируя эту общеизвестную проблему, Роджерс приходит к выводу, что именно город представляет собой« возможность для ощутимого улучшения, предотвращения аварийных ситуаций и позитивных изменений».
По его мнению«города будущего уже не будут изолированными гетто, скорее они будут напоминать более богато расслоенные города прошлого. Проживание, работа, магазины, учеба и отдых будут пересекаться и размещаться в разнообразной и меняющейся структуре».
Он не устает напоминать о том, что архитектура является наиболее социальным из искусств.«Города, – говорит Роджерс, – предназначены для общения людей, и если мы не обустроим их для этого, мы столкнемся с кризисом социальной интеграции».
Когда Ричарда Роджерса попросили определить стилистическую константу его произведений, он ответил, что в зданиях всегда стремился особо подчеркнуть компоненты и конструкцию. Он известен как один из первопроходцев и приверженцев идеи рационально обоснованной (sustainable) архитектуры. Модернистское восхищение домом как машиной, интерес к архитектурной чистоте и прозрачности, интеграция публичных и частных пространств, гибкий план этажей, точное соответствие здания нуждам тех, кто им пользуется – отличительные черты его работ. Здания полны света, визуально легки, обладают выразительными силуэтами, с особой поэзией ритма, максимально подчеркнутыми механизмами и системами жизнеобеспечения, да еще и непременно снабженные различными энергосберегающими приспособлениями.Роджерс редкостный мечтатель, идеалист. Он мечтает об идеальном городе и стремится его создать. Когда город, заставленный глухими железобетонными коробками и заполненный транспортными потоками, превращается в выморочное пространство, лишенное воздуха и украденное у земли и человека - это неправильно.
Город для него — прежде всего, публичное пространство, удобное для человека. Машины — неизбежность, но их надо прятать, развивать общественный транспорт и открывать все больше и больше места людям. Надо создавать новые городские акценты, выстраивающие цельность и связанность городского пространства. Больше пешеходных зон, больше прикрытых от непогоды пространств. Идеал этого архитектора— экологическая чистота и социальная прозрачность, симбиоз красоты итальянского ренессансного города и рациональности города-коммуны из прозрачного стекла.
В 1986 году он сделал выставку "London as it could be". И с тех пор неожиданно многое изменилось, хотя в это и не верили. Стало больше публичных площадей, пешеходных мостов, доминант. Мало что из этого было сделано Роджерсом, но такова судьба. Крайне показательно, что в спроектированном им новом небоскребе 122 Leadenhall Street целых семь нижних этажей оставлены пустыми, то есть сохраняется улица, деревья, и при этом все становится закрытым от дождя и удобным для людей.
Роджерс, начиная с середины 1990-х годов, разработал массу градостроительных концепций развития и преобразования районов во множестве городов, от Лиссабона до Нью-Йорка, мало что было реализовано, но он не теряет надежды. Роджерс является советником по архитектуре мэров Лондона и Барселоны, а также Тони Блэра и неустанно агитирует за дружелюбный человеку город.
автор статьи о Ричарде Роджерсе ©Анна Северенчук, статья написана специально для архитектурного портала "Форма", фотографии зданий и эскизы ©Rogers Stirk Harbour + Partners, использованы по официальному разрешению, перепечатка запрещена.