Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Притцкер за свободу

Удивляет не то, что премию Притцкера в 2013 году получит японский архитектор Тойо Ито, а то, что он не получил ее раньше. Кажется, жюри не могло решить, за что именно ее стоит присвоить, поскольку Ито слишком разнообразен.

Музей искусств в Имабари-ши, 2006-2011, архитектурное проектирование Тойо Ито
Музей искусств в Имабари-ши, 2006-2011, архитектурное проектирование Тойо Ито, фото © Daici Ano


лауреат премии Притцкера за 2013 год, фото © Yoshiaki Tsutsui Реакция лауреата уже известна:«Архитектура связана разнообразными общественными ограничениями. Проектируя архитектуру, я всегда осозновал, что если освободиться от них хоть чуть, можно реализовать более удобную пространственную среду. Как бы то ни было, когда здание завершено, я начинаю испытывать болезненные сомнения в собственной состоятельности, которые превращаются в энергию, направленную на решение задач следующего проекта. Скорее всего, так будет и в будущем. Поэтому я никогда не шлифовал свой архитектурный стиль и никогда не был удовлетворен своими работами.
небоскреб в Йокогаме, 1986, архитектор Тойо Ито, фото © Tomio Ohashi Таким образом Ито проходит мимо клише, собственных и заимствованных. Мы знаем, что главное поле для экспериментов – частный заказ, а Ито имеет смелость экпериментировать в общественной архитектуре, причем имел ее и тогда, когда шансы на успех были минимальны. Мы называем “вневременной” консервативную архитектуру, четко связанную с традицией или стилистикой, а зодчий уже доказал, что его актуальные и неординарные произведения рассекают время, как нож масло. Мы впадаем в полное упоение или ужас от технологической революции, а японец использует ее, когда хочет и отвергает, когда она пытается изуродовать жизнь его сограждан.Сендай-ше, 2005, архитектор Тойо Ито, фото © Nacasa & Partners IncМожно, ломая копья, долго спорить о том, что такое “устойчивость”, но против факта не попрешь: суперсовременная и, вроде бы, экспериментальная медиатека в Сендай устояла в жутком землетрясении. Потому что речь не о форме, не о содержании, не об инженерии, а обо всем вместе и сразу. Как в каком-нибудь Акрополе. И не случайно: Для Тойо Ито, как и для создателей античного шедевра не существует противоречий между общественными запросами и самовыражением творца. Он свободен.Серебряный дом в Токио, перестроенный Тойо Ито в музей в 2006-2011 г.г.
иллюстрации (слева направо, сверху вниз): “башня ветров”, небоскреб в Йокогаме, 1986, фото © Tomio Ohashi;
интерьер медиатеки в Сендай, Сендай-ше, 2005, фото © Nacasa & Partners Inc;
“Серебряный” дом в Токио, перестроенный Тойо Ито в музей в 2006-2011 г.г, фото © Tomio Ohashi

Автор:



уже 2 мнения на тему “Притцкер за свободу”


  1. Е. Чемёркин says:

    МАСТЕР !!!

  2. Pingback: Шигеру Бан - лауреат Притцкера - Новости архитектуры- архиблог Шу

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про novosti

Еще про притцкер

Еще про современная архитектура

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта