Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Притцкер 2024: воля к архитектуре

Премию Притцкера за 2024 год жюри присудило Рикену Ямамото (Riken Yamamoto), японскому архитектору, который родился в Китае, минималисту, который не упрощал своё творчество, ценителю общественной жизни, который не подстраивается под стереотипы. Ямамото стал 9-м притцкеровским лауреатом из Японии – страны, которая простилась с самовластием, не расставаясь с самобытностью.

архитектор Riken Yamamoto
архитектор Riken Yamamoto, фото Tom Welsh


Всем прекрасно известно, что архитектура требует огромных денег и решительности, а потому она может достигать значительных высот при авторитарных и тоталитарных режимах – вспомним, хотя бы, Оскара Нимейера. Но во-первых, может – не значит, обязана, и при всём том, что Гитлер придавал большое значение зодчеству, постройки Третьего Рейха не поднялись над крепким ремесленным уровнем, а башня Татлина и считаные проекты Мельникова внесли в мировую архитектуру гораздо больший вклад, чем сталинские высотки и другие блестящие адаптации той поры.

Во-вторых, современные демократии сравнительно молоды и малочисленны, так что их архитектурный потенциал далеко не исчерпан. Тем более, что 21 век продемонстрировал всемирную конкурентоспособность идей и архитектурных компаний из небольших европейских стран: Нидерландов (MVDRV), Дании (C.F. Møller Architects), Австрии (Coop Himmelb(l)au)…

И, наконец, в-третьих, есть Япония, которая прорвалась к современной архитектуре и встала в её авангарде только после сокрушительного поражения диктатуры, сопровождавшегося чудовищной катастрофой. Здесь историческая тяга к общине много раньше, чем в других странах пришла в противоречие с жизнью в мегаполисах. Вместе с тем, здесь раньше стали искать лекарства от разобщённости, и Рикен Ямамото сделал поиск таких решений главной темой своего творчества.

Парадоксально, но факт – для того, чтобы стимулировать общественную жизнь, архитектору приходится, берясь за проект, всякий раз делать уникальную, штучную работу. Но Рикена Ямамото это явно не тяготит.

Есть подозрение, что он, к тому же, воспринимает социум по-своему, вне политизированной парадигмы, и всё же в этом году высказывание жюри такое бодрое и чёткое (наконец-то), что его стоит процитировать полностью.

Притцкеровская премия присуждается в знак признания таланта, дальновидности и целеустремленности, которые настойчиво вносят значительный вклад в развитие человечества и искусственной среды посредством искусства архитектуры. За свою долгую, последовательную и чёткую карьеру Рикен Ямамото сумел создать архитектуру и как фон, и как передний план повседневной жизни, стирая границы между ее общественным и частным измерениями и увеличивая возможности для спонтанных встреч людей через точные и рациональные стратегии проектирования.

жилые дома в Pangyo
жилые дома в Pangyo, фото Kouichi Satake

Посредством неизменно крепкого качества своих построек он стремится придать достоинство, улучшить и обогатить жизнь людей – от детей до пожилых людей – и их социальные связи. И он делает это с помощью понятной, но скромной и уместной архитектуры, со структурной честностью и точным масштабированием, с тщательным вниманием к ландшафту окружающей среды.


Его архитектура ясно выражает его убеждения через модульную структуру и простоту ее формы. Тем не менее, он не диктует поведение, а, скорее, позволяет людям формировать свою жизнь в его зданиях с элегантностью, нормальностью, поэзией и радостью.

Музей искусств в Yokosuka
Музей искусств в Yokosuka, архитектор Riken Yamamoto, фото Tomio Ohashi

Рикен Ямамото сознательно использует самый широкий спектр типов зданий и масштабов проектов, которые он выбирает. Проектирует ли он частные дома или общественную инфраструктуру, школы или пожарные станции, мэрии или музеи, в них всегда присутствует общий и живой аспект. Его постоянное, пристальное и существенное внимание к сообществу привело к созданию общественных систем взаимодействия, которые стимулируют людей собираться разными способами. Например, все здание Университета префектуры Сайтама (1999 г.) задумано как сообщество.

жилые дома в Hotakubo
жилые дома в Hotakubo, фото Tomio Ohashi

Ямамото предлагает, а не навязывает это общее измерение посредством сдержанных, но точных архитектурных вмешательств, включая интерьерные пространства для совместной деятельности в дополнение к основной функции своих зданий. И даже независимо от нее он позволяет им интегрироваться в повседневную жизнь сообщества, а не возникать только в исключительных обстоятельствах. Два отдела для совместной работы студентов и исследователей в Университете будущего в Хакодатэ (2000 г.) или прозрачный стеклянный фасад с жалюзи, раскрывающий внутреннюю работу отдела пожарной части Хиросимы (2000 г.), оба иллюстрируют его веру в эту концепцию прозрачности как отражение функциональности и доступности пространства как для пользователей, так и для зрителей.


Будучи молодым архитектором, родившимся в Китае и получившим образование в Японии, он почувствовал необходимость завершить свое образование, по-настоящему понимая «другого, а не только себя», узнавая из первых рук о культуре и повседневной жизни сообществ на других континентах. От Северной до Южной Америки, от Средиземноморья до Ближнего Востока и Азии Ямамото исследовал корни и историю общественной жизни, чтобы внести свой вклад в модернизацию современного города посредством архитектуры. Для него здание имеет общественную функцию, даже если оно частное.


Рикен Ямамото не историк архитектуры, но он учится как на прошлом, так и на разных культурах. Как архитектор, он не копирует прошлое, а скорее адаптирует, повторно использует и развивается, показывая, что основные принципы сохраняют свою актуальность. Ямамото расширил набор инструментов профессии как в прошлом, так и в будущем, чтобы иметь возможность каждый раз, в самых разных режимах и в самых разных масштабах, находить наиболее подходящий ответ на проблемы искусственной среды и общественной жизни.


Для повышения осведомленности общества о том, в чем заключается ответственность перед социальными запросоми, для того, чтобы подвергнуть сомнению архитектурную дисциплину, индивидуально калибруя каждый архитектурный ответ. И, прежде всего, для того, чтобы напомнить нам о том, что в архитектуре, как и в демократии, пространства должны создаваться решимостью людей, Рикен Ямамото назван лауреатом Притцкеровской премии 2024 года”.

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про novosti

Еще про притцкер

Еще про современная архитектура

Еще про Япония

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта