Вольф Д. Прикс как противник леммингов
На прошлой неделе состоялась онлайн-презентация объектов Coop Himmelb(l)au в России, которая была построена в форме диалога между славным архитектором, организатором и лидером знаменитой мастерской Вольфом Д. Приксом (Wolf D. Prix) и директором Музея Архитектуры им. Щусева Елизаветой Лихачёвой, лично задавшей мэтру некоторые вопросы от имени журналистов.
Прикс, снаружи скромный и приветливый, а внутри пылкий и твёрдый, виртуозно уходил от скучных с его точки зрения тем, зато живо рассказывал о том, что его интересует или задевает. И, между прочим, прямая реклама Coop Himmelb(l)au как архитектурной компании явно не входила в число приоритетов замечательного формотворца, мастера современной органической архитектуры и элегантного деконструктивиста. Эту функцию он передоверил роликам – довольно невыразительным по сравнению с архитектурой, о которой они рассказывали – если вынести за скобки музыку Rolling Stones.
“Основной принцип работы нашей студии можно свести к такой формулировке: «Наша архитектура узнаваема и создает идентичность». Мы не утверждаем, что все должны работать по тем же принципам, что и мы, но наша архитектура создает яркие точки притяжения на карте тех городов, где располагается, и трансформирует пространство вокруг себя. Наша архитектура по-новому интерпретирует значение общественного пространства. Общественные пространства – невероятно важная часть нашей работы. Наша архитектура энергоинтеллектуальна и использует на 30% меньше энергии, чем требуется строительными нормами. Абсолютно все наши проекты разработаны по этому принципу. Наша архитектура выступает в качестве прямого экономического стимула. В скором будущем наши здания будут производить больше энергии, чем потреблять”.
Церковь Мартина Лютера, Coop Himmelb(l)au, фото Duccio Malagamba
Примечательно, что энергоэффективность для зодчего – не оппортунистическая уступка мировому тренду, а проявление содержательного новаторства, которое он ценит во всех аспектах.
“Многие молодые архитекторы считают, что дешевое здание с озелененной крышей – это современная архитектура, это экологично. Но на самом деле у архитекторов есть гораздо более эффективные способы сделать здание экологичным. Самое банальное, что я слышал за последнее время – что нам нужно жить в гармонии с природой. Но должны ли мы жить в гармонии с ураганом, с цунами, с песчаной бурей? Или же мы должны защищать себя от природы? Нам не нужно романтизировать ситуацию и сажать цветочки под окнами, нам нужно искать эффективные решения и способы борьбы с глобальным потеплением! Это задача не только архитекторов, но и политиков. Вместо того, чтобы самостоятельно размышлять над решениями климатических проблем, архитекторы обязаны нанимать специалистов в этой сфере и работать в коллаборации с ними”.
Для такого человека естественна любовь к русскому авангарду.
“Нас восхищают российские архитекторы 20х-30х годов, поэтому в своем проекте (спортивно-концертного комплекса СКА Арена – ред.) мы решили цитировать некоторые элементы архитектуры того времени, переведя их на современный визуальный язык. Один из моих любимых художников и архитекторов – Эль Лисицкий. Интересно, если бы у Татлина были те же технологии, что есть у нас сейчас, его работы выглядели бы иначе?”
Музей Науки и технологии в Хингтай, Coop Himmelb(l)au, 2019 год, строится
Такого архитектора невозможно подвести к ностальгии по счётам и кульманам.
“…Конечно мы работаем с эскизами «от руки», и все технологии, которые мы используем, гармонично интегрируются в наш архитектурный метод, а не заменяют его. Мы используем множество разных методик работы, например, задействуем в своей работе то, что в шутку называем «Архитектурным Интеллектом» (на мотив Искусственного Интеллекта). Мы включаем в свой творческий метод элемент случайности, элемент эволюции”.
Musée des Confluences в Лионе, Coop Himmelb(l)au, фото Sergio Perrone
Такой руководитель мастерской видит свою миссию в том, чтобы, несмотря ни на что, поддержать свободное общество и свойственную молодым устремлённость в будущее.
“Когда мы начинали работать в 1968 году, мы хотели проектировать здания для свободного общества. Сейчас ничего не поменялось. Мы проектируем пространства для людей, а если доступ в них будет ограничен – не в нашей власти изменить это. Мы можем только подготовить место, куда люди вернутся, когда мир придет в норму”.
“У долговечности и устойчивого развития (sustainability) есть три ингредиента, а не два, как думают многие. Мы считаем, что к набору экономика + экология добавляется третий элемент – культура. Если здание не учитывает потребности общества, искусства, то оно перестает быть архитектурой! Задача архитектора – показывать направление общества в будущем, помогать выстроить путь культуры, а не оглядываться назад. Молодым архитекторам нельзя бояться будущего. Если ты бежишь от будущего – ты ничем не лучше леммингов, которые бегут от опасности. В нашей студии мы не хотим быть пугливыми зверьками”.
Хоккейный стадион «СКА арена» в Санкт-Петербурге, Coop Himmelb(l)au, строится
Как этот подход читается в стадионе, которые строится в Санкт-Петербурге – вопрос, которому не грех посвятить отдельную публикацию. В ближайшее время.
Еще про интервью
- Смартчейн мебель и не только
- Архитекторы Елена Пучкова и Евгений Зеленов о будущем
- «Хоббика»: благоустройство личного пространства
Еще про мнение
- Salone del Mobile 2024: немного независимого дизайна
- Боливия заменит Россию на биеннале в Венеции
- Пусть 2024 год будет Новым!