Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Дом «Песочные часы» на острове Милос

Компания DECA Architecture недавно завершила строительство Корраля «Песочные часы» – дома в южной части греческого острова Милос, по изначальному замыслу архитекторов сформированного естественными условиями участка. Низко утопленный в залитом солнцем ландшафте, он охлаждается морским бризом. Здесь 4 спальни с окнами, обращёнными на юг, и крыша, где растут разнообразные ароматические растения.

ароматические растения, корраль
Все фото: Yiorgis Yerolymbos

Место
Концепция проекта
Диаграмма Вороного
Экстерьер
Интерьер
Влияние проекта
Фактф и цифры

Место

Территория на Южном Милосе под названием «Коррали Вороного» занимает площадь 90 000 квадратных метров. Очертания корралей (загонов для скота – ред.), которые веками существовали на греческих островах как неформальные и эмпирические способы зонирования, определяют чёткие границы между дикой природой и новыми жилыми и сельскохозяйственными угодьями – для их взаимной защиты.

Alexandros Vaitsos Carlos Loperena

Alexandros Vaitsos (Александрос Вайтсос) и Carlos Loperena (Карлос Лоперена), два партнера-основателя DECA Architecture, месяцами исследовали и изучали ландшафт, тщательно оценивая качества каждого уголка обширной территории.

корраль и море

“Мы пытались расшифровать ощущения, которые испытывали в каждом месте, ауру, атмосферу, гений каждого места. Мы нанесли на карту виды, ориентацию солнца и тени по отношению к склонам, распределение флоры и различные геологические характеристики каждого уголка”, – Александрос Вайцос.

В ходе этого расследования, которое было как интуитивным, так и аналитическим, они определили пять мест, которые идеально подходят для размещения домов. Это были бывшие сельскохозяйственные районы, обладающие заманчивым разнообразием впечатляющих характеристик – участки, где влияние архитектуры можно было контролировать.

“Мы получили очень полное представление об этом месте и острове: мы заказали ботанику исследование биоразнообразия флоры этого места, мы исследовали историю, экономику и население.
Опираясь на данные об острове, мы изучили поведение ветра и геологию местности. Нашей целью было подойти к проекту так, чтобы он действительно стал неотъемлемой принадлежностью этого места”
, – Карлос Лоперена.

корраль, план 1 этажа корраль, план уровня крыши

Проект, который был реализован в два этапа за восемь лет, лежит где-то между архитектурной практикой и ландшафтной архитектурой. После Immersion Corral (построенного в 2012 году), небольшого дома с двумя спальнями, расположенного в самом драматическом месте участка, в 2013 году было завершено строительство Orchard Corral, предназначенного для сохранения сельскохозяйственного характера на участке площадью 20 000 квадратных метров. DECA заложила здесь самую большую оливковую рощу на острове. Затем появился Preservation Corral – заповедник с уникальной рощей фруктовых деревьев, которые на острове почти вымерли, а в последующие годы возник небольшой Isolation Corral, полностью построенный вручную, чтобы сохранить окружающую природу.

«Каждый корраль совершенно уникален, поскольку он основывается на месте, где находится. Что их объединяет, так это нарастающие эксперименты с геометрическими сетками, некогда определенными украинским математиком Георгием Вороным, а также извращенная одержимость материальностью и деталями», – Карлос Лоперена.

корраль Песочные часы в ландшафте
«Песочные часы» – это последний из спроектированных и построенных корралей. Он расположен на плато прямо над «Садовым корралем».

Диаграмма Вороного

корраль Песочные часы, вид сверху

Георгий Вороной известен как автор “диаграммы Вороного”, математической конструкции, которая делит плоскость на участки в зависимости от расстояния до точек в определенном подмножестве (или ячейках) этой плоскости.
В сетках Вороного, в отличие от декартовых, первичны точки, а не сетка. Сетка при этом органическая, а не ортогональная.

«Мы использовали инструменты параметрического проектирования. Вместо того, чтобы рисовать линии, мы уточняли наши планы, перемещая точки в пространстве. Формула Вороного гарантировала, что каждый стол, кровать или дерево занимают оптимальное по отношению к соседним зонам место», – Карлос Лоперена.

Союз математического подхода к архитектуре и идеи «вернуться к природе» может показаться противоречивым, но Вайцосу и Лоперене удалось реализовать его весьма умело.

Концепция корраля «Песочные часы»

вид на бассейн, корраль
В отделке бассейна и террас использован мрамор Aliveri

«Песочные часы» – это самое большое жилище на обширном ландшафте корраля Вороного. Его организация проистекает из параметрического манипулирования ячейками Вороного, связывающего определенные виды с внутренней программой дома. Каждая ячейка соответствует четко определенному назначению, будь то внешний двор, затеняющий навес, общее пространство, спальня или вспомогательное пространство.

Изнутри потолки каждой ячейки собираются вверх, к центральной точке, где находится круглый световой люк. Это создает органичный и плавный “внутренний ландшафт” крыши.

«В коррале «Песочные часы» мы взяли на себя задачу строго соблюдать логику диаграммы Вороного. Мы скомпоновали архитектуру через параметрическое проектирование. Это пространственное определение подчеркивается такими функциональными деталями, как световые люки, обеспечивающие пассивную вентиляцию, подвесные светильники, изготовленные по индивидуальному заказу, компенсаторы бетонных полов и механические диафрагмы, регулирующие количество дневного света в спальнях. Что еще более важно, организация ячеек Вороного генерирует стимулирующую среду и становится социальной связующей всего проекта», – Александрос Вайцос.

Экстерьер

южный фасад Корраля «Песочные часы»

Грубые, выветренные и успокаивающе весомые каменные стены дома полностью окружают его со всех сторон. С южной стороны, однако, всякое ощущение замкнутости исчезает, открывая резиденцию солнцу в полной траектории его движения. Здесь преобладает горизонталь, а также открытые бетонные балки с затемняющими навесами, консольно выступающие за каменные фасады и растворяющиеся перед непрерывной панорамой Эгейского моря.

Корраль «Песочные часы», вид на море

Каждая ячейка засажена разными типами ароматических растений, используемых для экстракции эфирных масел, а также изоляции крыш. В результате получается узор, который дает яркое представление о базовой стратегии дизайна и в то же время создает жилые объемы, вписанные в пейзаж. Сверху основным индикатором обитаемостия служат круглые световые люки, которые отмечают точки, где генерируется каждая ячейка Вороного.

Когда наступает ночь, небо в отсутствие светового загрязнения кажется особенно впечатляющим, ведь Млечный Путь простирается от горизонта до горизонта. Шум близлежащего моря и свежий запах его воды доходят до дома, заставляя чувствовать присутствие морской стихии.

Жители могут оценить природную гавань, где они живут среди минимально нарушенного естественного ландшафта.

Интерьер

Выверенный с геометрической точностью план дома и его образное решение создают впечатление, что он был выдолблен в скалах, а не просто построен. Здание встроено в ландшафт, и это свойство подчеркивается толщиной каменных стен и внутренних перегородок, создающих атмосферу археологического феномена.

кухня в коррале

Перемещаясь внутри дома, мы чувствуем, как гладкие белые вертикальные поверхности, омываемые зенитным светом, контрастируют с тяжеловесным внешним видом стен. В комнатах видно течение времени, движение теней и изменение цветовых оттенков света, отражающегося от стен и пола.

гостиная в коррале

Переход к интерьеру вызывает ощущение ритуала: просторное открытое пространство доступно через узкий каменный проход, который переходит в лестницу, раскрывая заманчивую геометрию смены уровней и вид на общие зоны кухни, гостиной и столовой. Это внутренний двор в традиционном смысле, отсылающий к раннему римскому имплювиуму и греческому дворику: общественное пространство в центре дома, защищенное ограждающими стенами.

Три уединённые спальни, каждая с собственной ванной комнатой, расположены в главном доме, а четвертая – в северо-восточной части участка.

ванная в коррале Песочные часы
Раковина и стены душа – мрамор: Kozani Urania, песчаник: Pietra Etrusca

Текучий потолок легкими волнами нежно сопровождает жителей. Световые люки на вершине каждой ячейки открываются, создавая эффективную пассивную систему вентиляции, теплый воздух поднимается к конусам и круглым световым люкам и вырывается наружу в летние месяцы.

спальня в коррале Песочные часы

В спальнях под каждым световым люком находится устройство затемнения, которое управляется переключателем возле кровати. Это механизм, который работает как затвор объектива фотоаппарата.

зенитный фонарь в коррале Пеочные часы
Для общего освещения предназначен круглый металлический диск: подвешенный под вершиной, он скрывает линейный свет.

Влияние проекта

Благодаря девелопменту корраля Вороного, DECA Architecture приобрела глубокое понимание стратегий устойчивого проектирования в широком смысле, поскольку Лоперена и Вайцос на каждом этапе участвовали во всех аспектах проекта: не только непосредственно в проектировании, но и в планировании, а также строительстве.

Они таким образом получили возможность на примере Милоса продолжить изучение динамики развития островных сообществ, которые часто находятся под избыточным влиянием массового туризма. Александрос и Карлос исследовали архитектурные предложения, глубоко интегрированные в среду, участвуя в проектах, которые, начиная с Immersion Corral в 2012 году и заканчивая «Hourglass Corral», охватывали всё большие территории на острове.

«Поддержание продуктивного характера земли способствовало установлению очень глубоких отношений с местным сообществом, а также стало для нас источником гордости и восторга», – Карлос Лоперена.

Их страстное участие в проекте направлено на предотвращение пагубных последствий чрезмерной застройки, спровоцированной туризмом – подобных тем, из-за которых в 1990-х годах пострадало испанское побережье, которое быстро достигло точки истощения. Коррали Вороного, построенные в течение последних 10 лет и охватывающие большие территории, призваны стать влиятельными прецедентами, которые должны вызвать изменение законов, регулирующих строительство на островах.

корраль Вороного

Это история о местах, где природа превыше архитектуры.
Их необходимо сохранить.

Hourglass Corral

Остров Милос, Греция
Архитектурное проектирование DECA Architecture

Проектная группа Dionysis Dikefalos, Alison Katri, Carlos Loperena, Maria Pappa, Aliki Samara- Chrisostomidou, Alexandros Vaitsos

Размер участка: 11.000 кв.м. Размер корраля: 2.800 кв.м.
Общая кондиционируемая площадь: 280 квадратных метров Общая стоимость: не разглашается

Наружные стены: смешанная кладка. Открытые бетонные балки
Внутренние стены: каменная кладка
Внутренние потолки: оштукатуренные железобетонные плиты с изоляцией и озелененной кровельной системой.
Полы: гладкий бетон и калдерими (каменная дорожка)

Мебель: подобранный вручную шпон ореха
Кухонная столешница: гранит assoluto nero
Люк в крыше с механической диафрагмой и подвесной светильник на заказ – Oculus
Освещение: Electron, LightGraphix, Flos, Artemide, Linea Light, Toscot, Davey Lighting, HISLE, Hunza, Cinier, Sight Specific
Выключатели: Busch and Jaeger, GIRA, leGrande
Кухонная техника: GAGGENAU, Gea
Сантехника: BOFFI, GEBERIT, AEON (полотенцесушители)
Cabinetry: handpicked walnut veneer Kitchen countertop: assoluto nero granite Marble in bathrooms: custom solid marble
Ботаника: Kalliopi Grammatikopoulou
Дизайн света: ASlight
Топограф: Giorgos Filippou

Фото: Yiorgis Yerolymbos

Автор:



уже 6 мнений на тему “Дом «Песочные часы» на острове Милос”


  1. Александр says:

    При всей красоте идеи проекта это обратная сторона медали. С лицевой стороны высокоплотная застройка районов привлекательных для туризма.Эти две стороны обоснованы социальным расслоением общества и вхождением в нашу жизнь бактериологического оружия, как средства регулирования численности населения
    . Элите полупустынные участки ( лучше с заповедными зонами вокруг – укрытия от эпидемий и люмпена , а остальным высокоплотная застройка с отелями – разносчиками заразы. По такому принципу у нас тоже осваиваются уникальные природные территории Приладожья.

    • Natalia Shustrova says:

      На мой взгляд, дело как раз в смягчении социального расслоения: ещё 100 лет тому назад люди в подавляющем большинстве пахали, не поднимая головы, и им некогда и не на что было отдыхать на греческих островах, хотя такой отдых стоил очень дёшево. Леонард Коэн в 50-е снимал на одном греческом острове домик без удобств и жил на 1000 канадских долларов целый год, причём ежедневное вино входило в эту сумму)

      • Александр says:

        С 1990 года расслоение растёт практически во всём мире, а при пандемии основной удар получили по малому и среднему бизнесу( ускорение расслоения и увеличение социальной напряжённости)

        • Natalia Shustrova says:

          Кто бы спорил, просто засилье туристов происходит по прямо противоположным причинам)

          • Александр says:

            Самое прискорбное то, что у нас градостроительные и строительные нормы не реагируют на изменившиеся условия жизни и угрожают полным истреблением населения. Это касается и торговых комплексов взамен интернет торговли с доставкой, и жилых комплексов в мегаполисах когда в одном доме СПБ живет 18 тысяч жителей вместо рассредоточенного расселения в малых городах, кварталах малой этажности и районов ИЖС. Это касается и объектов здравоохранения, где плотность посетителей больше чем в торговых центрах. Что касается туризма, то его при эпидемиях вообще не должно быть. Просто сейчас мы наблюдаем игры в демократию вместо защиты населения от бактериологического оружия.

  2. Natalia Shustrova says:

    Согласна. Тут дело в пугливой и беспомощной власти, которой на демократию во всех остальных аспектах плевать.

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про novosti

Еще про Греция

    Еще про загородный дом

    Еще про экологическая архитектура

    поделиться вконтакте
    подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта