Притцкер за свободу
Удивляет не то, что премию Притцкера в 2013 году получит японский архитектор Тойо Ито, а то, что он не получил ее раньше. Кажется, жюри не могло решить, за что именно ее стоит присвоить, поскольку Ито слишком разнообразен.
Музей искусств в Имабари-ши, 2006-2011, архитектурное проектирование Тойо Ито, фото © Daici Ano
Реакция лауреата уже известна:«Архитектура связана разнообразными общественными ограничениями. Проектируя архитектуру, я всегда осозновал, что если освободиться от них хоть чуть, можно реализовать более удобную пространственную среду. Как бы то ни было, когда здание завершено, я начинаю испытывать болезненные сомнения в собственной состоятельности, которые превращаются в энергию, направленную на решение задач следующего проекта. Скорее всего, так будет и в будущем. Поэтому я никогда не шлифовал свой архитектурный стиль и никогда не был удовлетворен своими работами.
Таким образом Ито проходит мимо клише, собственных и заимствованных. Мы знаем, что главное поле для экспериментов – частный заказ, а Ито имеет смелость экпериментировать в общественной архитектуре, причем имел ее и тогда, когда шансы на успех были минимальны. Мы называем “вневременной” консервативную архитектуру, четко связанную с традицией или стилистикой, а зодчий уже доказал, что его актуальные и неординарные произведения рассекают время, как нож масло. Мы впадаем в полное упоение или ужас от технологической революции, а японец использует ее, когда хочет и отвергает, когда она пытается изуродовать жизнь его сограждан.Можно, ломая копья, долго спорить о том, что такое “устойчивость”, но против факта не попрешь: суперсовременная и, вроде бы, экспериментальная медиатека в Сендай устояла в жутком землетрясении. Потому что речь не о форме, не о содержании, не об инженерии, а обо всем вместе и сразу. Как в каком-нибудь Акрополе. И не случайно: Для Тойо Ито, как и для создателей античного шедевра не существует противоречий между общественными запросами и самовыражением творца. Он свободен.
иллюстрации (слева направо, сверху вниз): “башня ветров”, небоскреб в Йокогаме, 1986, фото © Tomio Ohashi;
интерьер медиатеки в Сендай, Сендай-ше, 2005, фото © Nacasa & Partners Inc;
“Серебряный” дом в Токио, перестроенный Тойо Ито в музей в 2006-2011 г.г, фото © Tomio Ohashi
уже 2 мнения на тему “Притцкер за свободу”
Оставить комментарий
Еще про novosti
- Строительство библиотеки имени Ибсена
- Контекстуальная олимпийская деревня в Париже
- Salone del Mobile 2024: немного независимого дизайна
Еще про притцкер
- Притцкер 2024: воля к архитектуре
- Дэвид Чипперфилд – Притцкер за живучесть
- Притцкер 2022 получит Diébédo Francis Kéré
МАСТЕР !!!