Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

«История российского дизайна. Избранное. 1917-2022»

7 декабря в Новой Третьяковке Московский музей дизайна откроет выставку «История российского дизайна. Избранное. 1917-2022». Это первая масштабная экспозиция, исследующая отечественный дизайн за прошедшее столетие. В 2019 году Московский музей дизайна стал постоянным резидентом западного крыла Новой Третьяковки.

Автомобиль «Белка». Дизайнер В. Арямов
В разделе послевоенного дизайна зрители увидят 3D-макет малолитражного автомобиля «Белка» авторства В.А. Арямова — его, как писал в то время журнал «Крокодил», замучили в «бюрократическом колесе» и так и не начали выпускать. Вместо «Белки» на улицах появился «Запорожец».


«Выставка — результат десятилетней исследовательской работы, история дизайна ни разу не была показана так широко. Как правило, яркие эксперименты показывают вне контекста реальностей массового производства. Эта выставка определяет парадигму российского дизайна, рассказывает реальные истории о том, как и почему промышленные продукты выходили в том или ином дизайне, запускались в производство или оставались на стадии проектов. Мы нашли проекты и работы, которые никогда раньше не выставлялись в музеях, которые долгие годы хранились в семьях и в архивах советских НИИ, мы собрали фото- и видеохронику, создали десятки макетов так никогда и не осуществленных проектов. Все эти уникальные материалы входят в диалог (стоят в паре) с предметами, которые штампуют на заводах миллионными тиражами», — говорит куратор выставки и директор Московского музея дизайна Александра Санькова.

Костюм спортивный, «Прозодежда» Дизайнер В. Степанова, 1920-е
Костюм спортивный, «Прозодежда». Дизайнер В. Степанова, 1920-е

В четырех разделах экспозиции (авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный дизайн, современный дизайн) будут представлены объекты, иллюстрирующие инновационные идеи дизайнеров и изделия массового производства. Это макеты, эскизы, чертежи, реконструкции знаменитых невоплощенных проектов, концептуальные разработки из коллекций Московского музея дизайна, Политехнического музея, Музея художественного текстиля и костюма РГУ им. А.Н. Косыгина, Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ», частных собраний. Многие экспонаты будут показаны впервые. Всего будет представлено более 500 экспонатов, также планируются три реэкспозиции проекта в течение года.

Рукомойник экспериментальный. Дизайнер И. Преснецова
Рукомойник экспериментальный. Дизайнер И. Преснецова

Кураторы Александра Санькова и Ольга Дружинина проводят параллели между перспективными разработками советских и российских дизайнеров и продукцией массового производства. Во все времена дизайнеры стремились создать для человека идеальную предметную среду: красивую, удобную, безопасную. Часто их мечты разбивались о реальность — невозможность реализации. Практически все проекты художников-конструктивистов 1920-х так и остались экспериментами.

Табурет 1960-е годы
Табурет 1960-е годы. Дерево, лак, краска. Собрание Московского музея дизайна

В 1930-е годы дизайн массовой продукции для обычных людей был вытеснен грандиозными планами, а теоретические и методологические прорывы 1960-х, как правило, сохранились только на бумаге. Сегодня такие проекты называют концептуальными: они не предполагают немедленного воплощения, но показывают возможные решения проблем ближайшего и отдаленного будущего, прогнозируют, а иногда и определяют развитие проектной деятельности и технологий.

Например, в первой части экспозиции, посвященной авангарду, минималистичная кухня для дома Наркомфина, одного из самых известных памятников конструктивизма, противопоставляется простым деревянным табуретам. Реплика кухни была создана специально для выставки и показывается впервые. Среди экспериментальных работ 1930-х годов — оригинальные проекты интерьеров, мебели и осветительных приборов для редакции газеты «Правда», выполненные в Мастерской № 12 Моссовета, а рядом с ними представлена типовая кабинетная мебель той эпохи.

Журнал «Техническая эстетика», 1988, №11. 1986, №5
Журнал «Техническая эстетика», 1988, №11. 1986, №5

В последнем разделе, посвященном современности, кураторы показывают, не противопоставляя, два основных направления в актуальном российском дизайне — инновационные проекты и уже успешно реализованные. Так, концепт устройства для аромадезинфекции жилых пространств «Pop It», созданный дизайнером Павлом Волововым совместно с парфюмерной маркой «GREAT TROTTER// HMCM», превращает рутинное занятие в увлекательную игру. Рядом с ним — очиститель и обеззараживатель воздуха «TIOKRAFT», который выпускает Раменский приборостроительный завод.

«В названии выставки — слово «избранное». Мы выбирали экспонаты, наиболее ярко иллюстрирующие самые значительные этапы развития российского дизайна, примеры «хорошего дизайна», которых было немало и среди изделий массового промышленного производства. Кроме того, мы понимаем, что невозможно в рамках одной экспозиции рассказать обо всех сферах и направления российского дизайна за более чем сто лет. Поэтому показываем лишь небольшую, но важную часть его истории и оставляем возможность, регулярно меняя экспонаты, продолжить этот разговор», — говорит Ольга Дружинина, куратор выставки.

Стул Italy. Дизайнер Дмитрий Самыгин
Стул Italy. Дизайнер Дмитрий Самыгин

Партнером выставки стала кафедра музыкальной звукорежиссуры РАМ имени Гнесиных. Студенты 2 курса под руководством Марины Карпенко подготовили звуковое сопровождение выставки, которое позволит посетителям экспозиции глубже погрузится в исторические периоды, соответствующие тематическим блокам выставки. Выставочный проект подготовлен с использование гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.

Выставка будет работать с 7 декабря 2021 года по ноябрь 2022 года
Место проведения: западное крыло Новой Третьяковки (Крымский Вал, 10)

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про novosti

Еще про выставка

Еще про дизайн в России

Еще про Москва

Еще про промышленный дизайн

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта