Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Будущее обыденно. И повторяется

В Петербурге на территории технопарка «Ленполиграфмаш» проходит международная выставка «Будущее обыденно». Вопреки говорящему названию будущее на площадке выглядит довольно эффектно: здесь собрались яркие объекты, активно взаимодействующие с публикой. Синтез художественных и научно-технических представлений о грядущем вполне удался – с поправкой на то, что искусство явно впереди.

Аристарх Чернышов, Алексей Шульгин iPaw, интернет-мем кинетическая скульптура
Аристарх Чернышов, Алексей Шульгин – iPaw, интернет-мем кинетическая скульптура


«Один из ключевых посылов, который лег в основу выставки – “демократизация” будущего, использование различных языков для его осмысления и проектирования. Мы стремимся привлечь к этому процессу максимально широкую аудиторию, повысить информированность людей о технологиях, в том числе с точки зрения их эмоционального восприятия – снять подсознательный страх перед инновациями», – Елена Зеленцова, куратор проекта «БУДУЩЕЕ ОБЫДЕННО».

«Куда бегут собаки» Большой электромагнитный Брат следит за тобой: «Поля 2.1.»
«Куда бегут собаки» Большой электромагнитный Брат следит за тобой: «Поля 2.1.»

Технологии дали художникам возможность вступить в диалог с посетителями, а искусство налаживает коммуникацию между непонятной наукой и непонятыми людьми, даря всем надежду на взаимопонимание. Ты можешь стать частью интерактивного шоу или спровоцировать реакцию большого брата, представленного в виде магнитной жидкости – своеобразный оммаж Солярису (Большой электромагнитный Брат следит за тобой: «Поля 2.1.», «Куда бегут собаки»). Или создать собственное произведение с помощью цифрового конструктора (Artromat.pro, система автоматизированного производства искусства, Аристарх Чернышов, Алексей Шульгин). Или увидеть свой портрет, основанный на твоих же собственных запахах («Лица запаха», «Куда бегут собаки»). Или просто полюбоваться башней Татлина, превратившейся в мемориал айфону (3G International, вавилонская башня наших дней, Аристарх Чернышов, Алексей Шульгин). Искусство умеет много гитик, когда наука делится с ним инструментарием.

робот-футболист

Впрочем, грань между технологическими изысканиями и их артистическим осмыслением размыта. Вот робот-футболист, не претендующий на подтексты, но с чисто отечественной рефлексией ищущий мяч, который ему не удаётся загнать в стоящие прямо напротив ворота. Эмуляция зрения и прочих органов чувств на глазах у изумлённой публики оборачивается эмуляцией социального поведения. А вот отличные научно-популярные комиксы, демонстрирующие связь поколений провидцев. Их автор Мюриель Руссо-Овчинников простодушно или с намёком в числе прочих выбирает цитату Кампанеллы, который мечтал о будущем, где признаками красоты считаются стройность и живость, а тех, кто красится или пытается увеличить рост с помощью каблуков, убивают.

«Куда бегут собаки» «Лица запаха»
«Куда бегут собаки» «Лица запаха»

Благодаря артистизму или эстетике практически все объекты вызывают если не восхищение, то любопытство. Другое дело, что успешно используя футуристический язык, нам демонстрируют видение будущего, которое существует давным-давно и даже когда-то было настоящим. Ещё древние инки успешно наладили тотальный контроль за населением. Еще в прошлом веке американские дети активно экспериментировали с воздействием различных факторов на развитие растений (вспомним фильм 1972 года “Влияние гамма-лучей на бледно-жёлтые маргаритки”). Ещё в СССР в любом парке отдыха находился павильон с “комнатой смеха”, где можно было вдоволь налюбоваться собственным отражением в кривых зеркалах. Да, средства были примитивными, но смыслы схожи.

Аристарх Чернышов, Алексей Шульгин 3G International, вавилонская башня наших дней
Аристарх Чернышов, Алексей Шульгин
3G International, вавилонская башня наших дней

Но разочаровываться не стоит: на выставке присутствуют по-настоящему новые направления технологического развития – например, нейрочат для людей с нарушениями и речи и двигательными расстройствами, который уже работает в разных реабилитационных центрах. Другое дело, что искусство пока обошло стороной новаторский стартап, хотя он буквально напрашивается на перфоманс.

Аристарх Чернышов, Алексей Шульгин «Я так вижу!»
Аристарх Чернышов, Алексей Шульгин «Я так вижу!»

Реальное будущее, в принципе, старомодно, даже если вместо бумажной справки с лиловой печатью и нечитаемой подписью оно предъявляет куар-код. В отличие от гуманизма, который объединяясь с наукой, поражает воображение своими возможностями.

Международная выставка-фестиваль «Будущее обыденно»

цепная реакция

Международная выставка-фестиваль «Будущее обыденно» реализуется в рамках проекта «Интегратор сообществ Кружкового движения Национальной технологической инициативы», утвержденного Советом при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. В 2021 году события проекта приурочены к Году науки и технологий и 100-летнему юбилею кружкового движения в России.

В рамках выставки-фестиваля представлены работы художников и творческих объединений, в полной мере отражающие дух высокотехнологичной реальности. Среди них: «Куда бегут собаки», Миша Мост, Андрей Новик, Мюриель Руссо-Овчинников, Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин, VALab и другие.

Экспозиция также стала финальной точкой сборки межмузейной игры для подростков, реализуемой в партнерстве с фестивалем «Детские дни». Спецпроект объединил несколько музейных площадок Санкт-Петербурга: Центральный музей почвоведения им. В.В.Докучаева, Зоологический музей РАН, Музей железных дорог России, Центральный музей связи им. А.С. Попова, Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко, Музей оптики ИТМО.

Сюжет игры «закручен» вокруг творческой энергии, без которой движение современного мира в будущее невозможно. В музеях участники познакомились с примерами из прошлого – изобретениями, существенно влияющими на жизнь отдельного человека и всего человечества. Игра даст подросткам повод к размышлению о том, какое решение приняли бы лично они на развилках путей, уводящих в кардинально разные модели будущего.

шахматы на выставке

Выставка-фестиваль прошла в рамках программы Баркемп «Национальная технологическая революция 20.35», это ежегодная образовательная и бизнес-конференция в сфере технологий и инноваций.

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про contemporary art

Еще про novosti

Еще про выставка

Еще про инженерное искусство

Еще про фестиваль

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта