Ќеверо€тные итоги реновации территории завода Ђѕетмолї в —анкт-ѕетербурге. ѕотребление и отходы

архитектор »горь √уров јвтор статьи – архитектор »горь √уров. в 1989 году окончил Ћ»—» по специальности “архитектура”.
ќсновные места работы: “√ражданпроект”, “410 ¬оенпроект”, “Ёкополис”, “√еострой”, “Ѕалтстройпроект”, “јрхитектор √уров”. ѕроектировал самые разные объекты: жилые и торговые комплексы, детские сады, коттеджи, типовые серии, сооружени€  «— и даже резервный пункт управлени€ атомной станции. “акже пришлось работать с разного рода заказчиками, от частных застройщиков до јдминистрации ѕрезидента –‘.

ѕостановка проблемы

ѕроблемы реновации промышленных территорий сегодн€ наход€тс€ в центре общественного внимани€. —амый острый, самый обсуждаемый вопрос: снести или оставить? Ђ„еловейникї или лофт с публичным пространством?

¬ случае с Ђѕетмоломї не было заброшенных территорий. Ёффективно работавший завод продал землю и переселилс€ на окраину. Ёто ценное обсто€тельство дает нам прекрасную возможность сравнить две реальности: что было и что стало, не вт€гива€сь в абстрактные споры о прекрасном будущем.

  слову сказать, прижившийс€ у нас термин Ђсера€ зонаї изобретен американскими урбанистами, но там он означает территории крупных торговых центров с и их гигантскими парковками. ѕромзоны же во всем мире прин€то называть Ђкоричневым по€сомї (УbrownfieldФ (1)). «ан€тна€ ошибка.

ќчевидно, что при реновации Ђѕетмолаї увеличилась плотность застройки. ћы здесь попробуем ответить на следующий вопрос: как такое увеличение базового показател€ соотноситс€ с более Ђвреднымї, но меньшим по площади заводом?  аков будет результат Ђвзаимозачетаї вредных вли€ний?

ћы рассмотрим две группы факторов: ресурсы на содержание застройки и воздействие на среду как следствие переработки этих ресурсов.
ƒл€ решени€ нашей задачи будет вполне достаточно произвести оценочные расчеты, опуска€ мелкие детали. “ам где данных не достаточно мы будет брать средние показатели характерные дл€ подобных территорий.

ќтносительно многих параметров даже в официальных источниках существуют противоречи€. ѕоэтому любой расчет можно поправить в ту или другую сторону, но это, как мы увидим, не повли€ет на конечный вывод. “акже мы возьмем наихудшие из возможных показатели дл€ Ђѕетмолаї и самые средние дл€ новой застройки. “ака€ предвз€тость пойдет на пользу неоспоримости результата. »сточники данных, подробные результаты, разъ€снени€ и библиографию желающие могут посмотреть по адресу https://www.academia.edu/s/cf3b91ac6c. ¬ данной публикации даютс€ в основном выводы.

1 What are Greenfield, Brownfield and Greyfield Sites. Available: http://nebula.wsimg.com/3b4d8a91a5feef9724311c8bfc057002?AccessKeyId=2227E3C924084472C6D6&disposition=0&alloworigin=1

»сходные данные


“ерритори€ реновации, планы
ј Ц 1985 г. Ѕ Ц проектируемое состо€ние ¬ Ц состо€ние на начало 2021 г. (контуры с карты –√»— по подземной части)


сводные показатели застройки

ћы видим, что плотность застройки увеличилась в 6 раз. ѕри общей площади сооружений 419,5 добавим 5% на площадь наружных ограждений. “огда получим коэффициент плотности новой застройки 3,25

ƒемографическа€ нагрузка на территорию

¬ новых комплексах квартирами и апартаментами будет зан€то 276,15 тыс. м2. —огласно статистическому ежегоднику в 2019 году в городе на одного жител€ приходитс€ 26,3 м2, так как население города составл€ет 5 398 064 чел., а жилищный фонд 145,5 млн м2.

ћожем ли прин€ть это число дл€ расчета? «амечательный сайт министерства ∆ ’ –‘ (позиционированный как вы€вл€ющий приписки), выдел€ет площадь квартир из общей площади домов и сообщает нам, что в —анкт-ѕетербурге обща€ площадь квартир составл€ет 112 394 181,5 м2. (2). Ќаселение в 5,3 миллиона рассчитано согласно утвержденной методике, опирающейс€ на поправки к данным переписи 2010 года. Ќо комитет по труду считает, что в городе посто€нно проживает 7,09 млн. чел. ориентиру€сь на исследование ¬ЎЁ. Ёто исследование было основано на изучении данных мобильных операторов. ≈сли мы разделим площадь квартир на 7,09 млн., то на одного человека придетс€ всего 15,85 м2. ѕоэтому мы заложили в наши расчеты 16 м2.

“ак мы получим будущее население квартала 272 650 / 16 = 17 тыс. человек, плотность населени€ 17 / 13,5 = 1259 чел/га.

—колько человек будет приходить на работу в коммерческие помещени€? ќбща€ их площадь 19,42 тыс. м2 новой постройки и 3,7 тыс. м2 старых построек (охрана  √»ќѕ). »того примем 23 тыс. м2 —остав их разнообразен, и он будет мен€тьс€ вслед рыночному спросу. ћы не знаем как именно и примем дл€ расчета, что половина из них зан€та офисами, четверть продовольственными магазинами и четверть непродовольственными магазинами. ѕлощадь на одного офисного работника, включа€ коридоры 10 м2. “огда мы получим 970 офисных работников. ƒл€ магазинов количество обслуживающего персонала определ€етс€ технологией продаж. ћы примем, что один продавец обслуживает 20 м2, и получим 485 человек.

»того дл€ коммерческих помещений ~ 1500 человек.

Ќа ѕетмоле в 2013 году работало 380 человек. ¬се потребности Ђѕетмолаї мы будем рассчитывать по нормам 1987 и 1992 гг. ’от€ Ђѕетмолї давно уже выкуплен ЂPepsi-Cola (Bermuda) Limitedї и склонен работать на современном, менее энергоемком оборудовании. Ќо мы будем считать цифры советской эпохи более близкими к реальности, так как заводские территории имеют тенденцию к сдаче помещений и целых зданий в аренду, выпуску левой продукции, а также и к продаже части земли вместе с инженерным обеспечением. √овор€ проще Ц если ресурс когда-то удалось заполучить, его будут старатьс€ использовать, а не отдавать.

„исло работающих примем 600 человек. ѕотребности в инженерном обеспечении дл€ заводов рассчитываютс€ от объЄма произведенной продукции. ¬ 1997 г. Ђѕетмоломї было выпущено 110 196 т продукции, в 1999 г. – 115 852 т, в 2001г. – 122 700 т ƒл€ расчетов мы возьмем цифру 150 тыс. т, закладыва€ 25% резерв на возможный рост производства.

2 «начение интерполировано из перечн€ сносимых построек, данного в Ђѕроектной декларацииї дл€ адреса ћосковский проспект 65, лит. ѕ от 18.09.2012 г

“ранспортна€ нагрузка на территорию

 аким количеством автомашин будут управл€ть новые жильцы? ¬ 2019 году на 1000 жителей нашего города приходилось 330 машин. »того получим 5 610 штук. ÷ифру это можно оспаривать, ведь она дает количество зарегистрированного транспорта на зарегистрированных жителей. ќднако в город приезжают не только люди, но и машины. Ќапример, €ндекс такси не запрещает работать с номером другого региона. ѕоэтому оставим так.

¬се этим машинам нужна парковка. ¬спомним также, что на участке будет эксплуатироватьс€ около 19,5 тыс. кв. м. площадей, сдаваемых в аренду. “огда дл€ них по городским нормам потребуетс€ 465 парковочных места.

¬месте выходит 6075. ¬о встроенных паркингах у нас будут сто€ть 2074 автомобил€. «начит, на улице останетс€ 4 001. ƒл€ их размещени€ необходимо 10 га территории. ѕон€тно, что площади этой нет, и машины, заполнив каждый метр на участке, расползутс€ по окрестным дворам и переулкам.

Ќе забудем, что и дл€ работников завода были нужны парковки. ѕо нормам достаточно 15 штук. Ќо главна€ транспортна€ нагрузка завода, это, конечно, завоз сырь€ и вывоз продукции.
“очно ответить на вопрос, сколько транспорта было бы нужно дл€ этой цели, мы не можем. ќдно дело – использовать сырое молоко, другое дело – завозить молочный порошок. ћолоковозы бывают разного размера.

ћы заложили во все расчеты 150 тыс. т выпускаемой продукции. ѕусть дл€ этого надо 220 тыс. т. сырого молока и прочих материалов. »того 370 тыс. т. ѕусть в Ђѕетмолеї труд€тс€ худшие логисты на планете, и эту продукцию они вывоз€т и завоз€т самым невыгодным способом, то есть грузовичками на 1,5 т и расходом 12,5 литров на 100 км и средним коэффициентом заполнени€ 0,8.
“огда грузовички должны будут делать в день до 400 заездов. ¬ыделим им еще 124 парковочных места дл€ ожидани€ загрузки и получим 200. »х можно разместить на 0,5 га. »того, по парковочным местам 6260 против 200.

¬ итоге получаем следующее соотношение основных показателей застройки (см. диаграмму 1)

ƒиаграмма 1. —оотношение основных показателей застройки


соотношение показателей застройки

јвтотранспорт – это признанный чемпион по загр€знению города. » тут мы видим самое гигантское увеличение, на три пор€дка. „то порождает тревожные предчувстви€.

ѕотребности в инженерном обеспечении

“еперь, производ€ расчеты по нормам потреблени€ мы на диаграмме 2 сможем увидеть, кому нужно больше ресурсов, и кто производит больше мусора.

ƒиаграмма 2. —оотношение показателей потреблени€ и отходов


соотношение показателей потреблени€

„уда не произошло. Ѕольша€ площадь построек и большее количество людей потребл€ют больше ресурсов. »сключение составл€ет только электроэнерги€, по которой намечаетс€ паритет. Ќо, во-первых, электроэнерги€ это и есть сама€ безвредна€ форма энергии дл€ использовани€ на участке. ¬о-вторых, мы брали расход электроэнергии по самой крупной из возможных цифр дл€ молочной промышленности. “ак, дл€ производства молока мы заложили 0,24 к¬т*ч на тонну продукции. ’от€ она может составл€ть и 0.02 к¬т*ч
ѕри этом, как и должно быть, удельное потребление ресурсов на квадратный метр общей площади на заводе по всем параметров больше.

ƒиаграмма 3. —оотношение удельных показателей потреблени€ и отходов на метр общей площади


соотношение удельного потреблени€

ƒл€ нагл€дности немного оживим сухие цифры. ќдин Ђћерседес-Ѕенцї A 200 Sport седан весит 1,5 т. —оответственно, только прибавка веса твердых отходов с участка (6 500 тон) будет эквивалентна весу 4 300 Ђћерседесовї. ѕрибавка водопотреблени€ (580 тыс. м3) равна объему воды 232 олимпийских бассейнов (20*50м)

√ород на пути к экологической зрелости?

”часток в экологическом отношении уже давно один из худших в городе. Ѕлижайша€ станци€ замера загр€знений воздуха находитс€ по адресу ћосковский проспект, 19, около “ехнологического института и регул€рно показывает завышение двуокиси азота NO2. “о, что ситуаци€ на участке хуже, чем на станции, можно пон€ть даже без выезда на место. — двух сторон перегруженные автодороги, с третьей стороны сеть подъездных путей к железнодорожному вокзалу.

«акономерно, что это сказываетс€ и на шумности. —огласно Ђјкустической карте —анкт-ѕетербургаї на данной территории уровень шума колеблетс€ в пределах 60-75 ƒб. ƒл€ сравнени€, во дворах-колодцах исторического центра 40-45 ƒб. Ќорма допускает 55 ƒб.

‘рагмент акустической карты города. ”часток застройки расположен в синем п€тне снизу


акустическа€ карта

«агр€знение почвы в районе носит катастрофический характер. Ќа сайте городского правительства вывешена Ђ—хема распределени€ суммарного индекса загр€знени€ почвогрунтов т€желыми металлами (Zc)ї, по которой невозможно прив€затьс€ к конкретному адресу. Ќа ней даже русла Ќевы нет. “ем не менее, при масштабировании по береговой линии €сно, что наш район попадает в зону опасного или в зону чрезвычайно опасного уровн€ загр€знени€. Ќо в свободном доступе есть и более подробные карты. ¬от красноречивый скриншот с одной из них.


загр€знение почв, карта

“еоретически перед началом строительства такой грунт должен был быть замещен. ѕоэтому нельз€ исключать, что это уже сделали, а карту еще не обновили. — другой стороны, регул€рно случаютс€ скандалы, так как замещение носит фиктивный характер и одна отравленна€ земл€ мен€етс€ на другую отравленную землю.

“еперь посмотрим, какие токсины сюда добав€тс€ после реновации.
—колько топлива сожгут автомобили в новой застройке? ћы сделаем простой расчет, без привлечени€ специальных экологических программ. ћожно предположить, что в среднем одна машина выезжает с участка раз сутки, и тратит на разогрев, проезд и холостой ход в ожидании выезда 90 мл бензина. (из расчета 9 литров на 100 км).

ƒобавим сюда автомобили, обслуживающие коммерческие площади. »нтенсивность их движени€ повыше, на одно парковочное место могут приезжать и четыре раза за день, но мы условимс€ считать, что это будет только один рейс за сутки. “огда в год все они проедут 2, 28 млн. километров и потрат€т на это 205 тыс. литров бензина. —ледствием этого будет 3,3 млн. м3 выхлопных газов.

Ђѕетмолуї дл€ завоза и вывоза 370 тыс. т грузов необходимо было бы проехать по территории 308 тыс. км и потратить на это 38,5 тыс. литров бензина. ѕримерный выброс газов 617 тыс. м3

ƒиаграмма 4. —оотношение по выбросам автотранспорта на участке


соотношение выбросов автотранспорта

 роме автомобилей, на участке будут котельные. ’от€ газовые котельные намного менее вредны, чем угольные, они не дают нулевых выбросов.  отельные нового строительства выброс€т загр€зн€ющих веществ («¬) в 30 больше (!), чем котельна€ Ђѕетмолаї.

Ћюбопытно также отметить, что после окончани€ строительства машины, проезжа€ по участку, будут выбрасывать угарного газа в 71 раз больше, чем отапливающие участок котельные.

ѕо загр€знению воздуха есть еще один интересный момент.
Ќа участке будет построено 5, 3 тыс. квартир. »з каждой квартиры будет идти выт€жка от канализации и от кухонной плиты, то есть из 10,6 тыс. помещений.  аждый человек представл€ет себе, что такое канализационный или кухонный сто€к, чем он пахнет, и какие наросты образуютс€ на стенках от крупных частиц. ¬ нашем случае, на территорию 13,5 га приходитс€ 10,6 тыс. таких выт€жек. ≈сли бы их не сливали в общие сто€ки, а равномерно распределили по всей площади участка, то они торчали бы с шагом 1,2*1,2 м.

Ёти значительные по объему выбросы существуют, но их не берут в расчеты. ѕон€тно, что объемы жира сжигаемого дл€ приготовлени€ пищи на 17 тыс. жителей и на 600 работников несопоставимы, но, к сожалению, методики нет, и мы можем только указать на эту большую проблему.

≈ще заметим, что в научной литературе Ђшлейфї от домохоз€йств считаетс€ ответственным за 3/4 углеродов, попадающих в атмосферу, и каждый третий случай получени€ инвалидности.
¬се стоки с участка теоретически должны быть очищены, но при этом они никогда не очищаютс€ до состо€ни€ поступающей воды. ѕоэтому, если мы предположим, что очистка работает правильно, то на выходе мы получим воду с одинаковой степенью загр€знени€. “олько после реновации еЄ станет в 3,6 раза больше.

≈ще есть поверхностные стоки. ¬ новой застройке значительна€ часть их попадет в канализацию через внутренние водостоки. Ќа Ђѕетмолеї кровли имели по преимуществу наружное водоотведение и стоки уходили через колодцы. Ќо общий объем осадков при этом остаетс€ неизменным. ¬озможно, дворовую территорию жилых домов будут мыть чаще, чем заводскую, но при этом асфальта станет поменьше. “очно мы можем утверждать только, что количество токсичных веществ в объеме поверхностных стоков после реновации значительно увеличитс€, так как многие фракции выбросов ос€дут на участке. —юда же следует добавить мусор от большего количества людей и машин. ќсобую озабоченность вызывают парковки. ¬есь сброс с этих площадей должен фильтроватьс€ на месте. ¬ случае организации несанкционированных парковок никакой фильтрации не будет.

ƒл€ рассмотрени€ вопроса с озеленением территории у нас данных недостаточно. ¬еро€тнее всего, площадь газонов при новом строительстве вырастет. Ќо поскольку эти газоны по большей части будут разбиты над парковками, то деревьев на них высадить не удастс€. Ќе хватит толщины почвы дл€ корневой системы. «ато на фотографи€х старого Ђѕетмолаї, в полном соответствии с обыча€ми советской урбанистики, мы видим обилие высоких деревьев. ѕоэтому утверждать наверн€ка, что объем растительной массы вырастет или уменьшитс€, возможности нет.

ѕетмол до реновации

—тарый Ђѕетмолї

территори€ после реновации

ќжидаемый вид после реновации.

ѕрогнозируемый результат реновации

»так, теперь мы можем ответить на поставленный в начале вопрос: кто в нашем случае больше мусорит: завод или жилые кварталы?

ћногоэтажна€ жила€ застройка, безусловно, наносит значительно больше вреда. „ерез несколько лет, когда строительство закончитьс€, воздух в этом, и так неблагополучном месте, станет еще гр€знее, инфракрасное излучение вырастет, а почва будет засор€тьс€ быстрее и обильнее. — экологической точки зрени€ така€ реноваци€ абсолютна неприемлема. Ѕыло в городе непри€тное, гр€зное и шумное место, так сделали его в три раза гр€знее и шумнее. «ачем?

«аметим, что если сделать расчЄты уменьшив количество жителей (увеличив норму на человека до 20, или даже 23 м2), то ситуаци€ кардинально не помен€етс€. „исло жителей пр€мо вли€ет только на расчет потреблени€ воды и количество отходов. ѕотребление электроэнергии в большей степени зависит от числа квартир. ћы вз€ли 330 машин на тыс€чу жителей, а нормативы градостроительного проектировани€ —-ѕб є257 от 11.04.2107 требуют брать 420. –асходы же на отопление завис€т от площади помещений. ѕри этом мы рассчитывали исход€ из населени€ города в 7,2 млн. чел, в то врем€ как авторитетный сайт Ђ–осинфостатї (3) сообщает о веро€тной цифре в 8 млн.

ѕоэтому серьезных улучшений можно было бы добитьс€ только радикально, раза в два с половиной, уменьшив общую площадь новых построек.
«аметим еще, что с 2017 нормирование плотности жилой застройки отменили. –аньше оно составл€ло 450 чел/га. ¬ нашем случае плотность догнали до 1259 чел/га

3 https://rosinfostat.ru/naselenie-sankt-peterburga/#i-6

 онтрольна€ проверка

≈сли производственна€ зона делает мало выбросов, то это должно отразитьс€ на данных мониторинга. —амый чистый воздух в  ронштадте: низка€ плотность застройки, небольшой трафик и обилие ветров. ≈сли же посмотреть по остальным точкам, то никакой существенной разницы между жилым центром и промышленной окраиной нет.

загр€знение »жорский хавод
¬от данные поста около проходной »жорского завода, в промышленном пригороде —анкт-ѕетербурга, городе  олпино.

загр€знение  рестовский остров

ј вот данные поста на  рестовском острове. Ёто рекреационна€ зона, в которой со скандалом было построено некоторое количество жилых домов.   сожалению, данные есть только за три года.

ћы видим, что воздух на  рестовском острове несколько гр€знее почти по всем параметрам. Ёто при том, что Ђ»жорские заводыї лидер т€желого машиностроени€ с прокатом труб и общей территорией 1 300 га. –азливают на них не молоко, а расплавленную сталь.

¬ыводы.

«аинтересованность непосредственных участников в реновации очевидна и естественна. Ќо глубинна€ причина, по которой столь пагубна€ градостроительна€ политика не просчитываетс€ заранее, видитс€ в том, что представление о реальности, раздел€емое жител€ми, власт€ми и многими проектировщиками, застр€ло в минувших дн€х. —тереотип, согласно которому следует отдел€ть “гр€зные” заводы от чистого жиль€ сформировалс€ еще в 19 веке, в те далекие времена, когда не было ни автомобилей, ни локальных очистных систем. ¬ этом представлении промышленность в городской застройке выгл€дит как скотник в бальной зале двор€нского собрани€. ќднако, ситуаци€ помен€лась с точностью до наоборот.

ƒес€тилети€ми промышленность училась экономить материалы, энергию и труд. » не только потому, что находилась под прокурорским взгл€дом общественности, а, в первую очередь, потому что это были еЄ собственные прибыли.

¬ то же врем€ параллельно развивалс€ совсем другой процесс: жила€ застройка росла вверх, уплотн€лась и наполн€лась автомобил€ми. –асширение потреблени€ приветствовалось и стало синонимом социального прогресса.  вартиры забирали все больше электроэнергии, воды, пластика и редких металлов, и давали всЄ больше отходов.

ѕромышленность становилась всЄ чище, а жила€ зона всЄ гр€знее. ѕоэтому ситуаци€ начала мен€тьс€. ¬ нашем случае испачканный скотник – это нова€ жила€ застройка и молокозавод на еЄ фоне, как невеста в белом.

Ѕессмысленность и вредность тотального выноса промышленности в обособленные загородные зоны осмыслена многими урбанистами и вылилась, например, в концепцию Ђзон смешанного использовани€ї (Ђmixedusezonesї). ¬ ней речь идет не только о совмещении жилых и общественных функций (что и так у нас всегда предписывалось), но и о внедрении мелкого и среднего производства в жилую застройку. “ак, принципы CNU предписывают выносить в отдельную зону (Ђdistrictї) только те функции, которые невозможно вставить в городскую ткань (4) . ¬ нашей печати сложилась устойчива€ традици€ ссылатьс€ на Ћондон, как успешный образец выноса производства куда подальше. ”дивительно только, что английские исследователи выпускают объемные работы с пр€мо противоположными выводами (5). ƒетальные исследовани€ конкретных ситуаций иногда дают совсем неожиданные результаты. “ак, даже размещение парка на свободной территории ближе к центру может оказатьс€ вреднее производства (6), по причине увеличени€ пробегов транспорта до более удаленного места работы.

¬ отечественных же законах стереотип о презумпции виновности промышленного производства закреплен в нормативной базе. —анѕиЌ 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает защитные зоны вокруг производственных объектов с целью оградить селитебную зону. ћолочное производство отнесено к IV категории и должно иметь санитарно-защитную зону 100 м.  ого эта зона должна защищать? ќт чего? ¬сЄ вокруг намного гр€знее и опасней. ”часток окружен дорогами 2-го класса экологической опасности.

ћожет, следовало изучить вли€ние такого соседства на качество молока?

4 The Lexicon of New Urbanism
5 Ferm JA;†Jones E. LondonТs industrial land: Cause for concern? // University College London Ц 2015
6 Peric Ana Brownfield redevelopment versus Greenfield investment – Case study Ecka industrial zone in Zrenjanin, Serbia. // Technics Technologies Education Management.Ц 2011Ц Vol.6. Ц p. 541-551.

јвтор:



”же 10 мнени€ на тему “Ќеверо€тные итоги реновации территории завода Ђѕетмолї в —анкт-ѕетербурге. ѕотребление и отходы”


  1. Ѕор-ис says:

    ”бедительно, всегда подозревал, что урбанисты держат нас в невежестве). –еспект

    • Natalia Shustrova says:

      Ќе то что бы держали) ѕросто, как справедливо заметил автор, все силы бросили на борьбу с ущербом от промышленности, так что она стала “чище” жилой застройки. ѕо крайней мере, у нас, в ѕетербурге.

  2. ќльга says:

    ј автор статьи видит какую либо альтернативу? “ехнологические усовершенствовани€ или, может, изменение норм?

    • √уров »горь says:

      ѕоследовательность проста€. —начала узнать, что происходит на самом деле, а потом привести нормы в соответствие с реальностью. “огда будет €сно, что проектировать и какие новшества могут быть приемлемы, а какие нет. ѕока мы видим зло там где его нет, у нас нет шансов на правильные решени€.

  3. ќльга says:

    “о есть вы уверены, что ситуаци€ с ѕетмолом типична€, а не исключительна€?

  4. √уров »горь says:

    ¬ысокоплотна€ жила€ застройка вреднее некоего среднестатистического производства. ѕриблизительно судить об этом можно по потреблению.  то больше материала и энергии потребл€ет, тот и больше мусорит. –азумеетс€ тут много оговорок. „то именно потребл€етс€, как фильтруетс€, куда вывозитс€ и т. п. ѕри том, что промышленность обычно имеет низкую плотность застройки получаетс€, что мусора и выбросов с гектара у неЄ меньше

  5. ƒенис says:

    ј современное высокотехнологичное производство (производство чипов, например) попадает в среднестатистическое или это отдельна€ истори€?

    • »горь √уров says:

      высокотехнологичным можно обозвать любое производство, в том числе перегонку нефти и сжигание угл€. ѕоэтому ответить на такой вопрос не возможно. ѕри производстве электроники главна€ проблема это отходы производства, в которых много ценных элементов. ѕро экологию на производстве чипов можете почитать https://www.zelenograd.ru/news/5034/

  6. ≈вгений says:

    ”бедительное исследование автора ещЄ раз доказывает, что потер€нный статус градостроительства, как интегрированное внедрение в осваиваемую среду, необходимо возрождать. „то локальные интересы застройщиков, на каком бы уровне они не про€вл€лись, должны бескомпромиссно, глубоко научно, оцениватьс€. » на этом опыте корректировка нормативных документов по градостроительству.

  7. ≈вгений says:

    » без гражданского общества, как одного из выгодополучателей, ничего не получитс€.

ќставить комментарий

¬аш email никогда не будет опубликован. ќб€зательные пол€ помечены *

≈ще про градостроительство

≈ще про жилые дома

≈ще про мнение

≈ще про экологическа€ архитектура

поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта