Ќеверо€тные итоги реконструкции Ђѕетмолаї. √ород без комфорта.

¬ первой статье мы сравнили потребление и выбросы новой застройки с потреблением и выбросами от завода. ќказалось, что завод намного менее вреден дл€ территории города. “еперь проверим, улучшает ли новостройка качества городской среды?


ѕетмол до реновации


Ќо сначала сделаем небольшое отступление, рассматривающее систему расселени€ в стране. ≈сли бы параллельно с реновацией Ђѕетмолаї сносили город ѕриозерск, общественность, веро€тно, пришла бы в возбуждение. ћежду тем, дело идет именно к этому.

ѕоследовательность следующа€. ¬се новые квартиры либо улучшают жилищные услови€ местных жителей, либо обеспечивают площадью приезжих. ћножество признаков указывает на то, что жилищные услови€ в городе не улучшаютс€, а скорее даже ухудшаютс€, правда, в форме недоступной дл€ статистики. “очных цифр нет, так как процесс расслоени€ горожан на арендодателей и съемщиков учету практически недоступен.  освенных признаков множество, но мы здесь приведем статистику Ћондона, в котором учет арендованных квартир налажен более строго. “ак, за два последние дес€тилети€, средн€€ площадь владеющих своей квартирой выросла с 34 м2 до 42 м2, но средн€€ арендуема€ площадь упала с 31 до 25 м2, и таким образом обеспеченность жильем в среднем выросла только на 2 м , с 31 м2 до 33 м2.(1) Ёто процесс, характерный дл€ всех современных мегаполисов. » если даже жилищные услови€ в —анкт-ѕетербурге улучшаютс€, то происходит это очень медленно, и подавл€юща€ часть новых квартир компенсирует приток населени€.

ј все приезжие откуда-то уезжают. —ейчас прирост по стране отрицательный и, значит, приток в одном месте означает убывание в другом.
Ќаселение города ѕриозерск на 2021 г. составл€ет 17†685 человек. “о есть в новый комплекс переезжает население районного центра. ѕон€тно, что на самом деле будут приезжать из самых разных мест, но если брошенные в этих местах квартиры собрать вместе Ц то, как раз ѕриозерск и выйдет.

Ћюди бросают квартиры, но остаютс€ владельцами. ƒома будут деградировать, остава€сь в статистике жилого фонда. ¬озможно, в них будет доживать старшее поколение, кто-то поживет в ма€тниковом режиме, возвраща€сь на сезон. „то-то продадут дачникам, что-то признают ветхим через два дес€тка лет. ѕоэтому этот процесс ускользает от взгл€да. Ќо надо понимать, что рано или поздно последстви€ €в€т себ€ во всей красе.

“ак, по официальной статистике, котора€ не может видеть всех уехавших, за последние 25 лет ѕриозерск потер€л 17% населени€, Ѕокситогорск 38%, а ѕодпорожье 46%. ѕоэтому гл€д€ на наши новостройки, следует понимать, что за спиной остаЄтс€ соответствующее количество брошенных домов.

вид ѕриозерска ѕетмол после реновации
¬иды города ѕриозерска и территории Ђѕетмолаї после реновации. ћожно визуально оценить направление развити€ городской среды.

ћы же вернемс€ к рассмотрению запланированных показателей.

ќдним из маркеров успешной городской среды служит пешеход. ≈сли люди ход€т пешком только тогда, когда у них нет другого способа Ц это плоха€ среда. ≈сли они выбирают пешеходную прогулку, хот€ могут доехать на транспорте Ц это уже хороший признак. ¬ысший же бал получают урбанисты, сформировавшие среду, в которой люди люб€т гул€ть.

ќчевидно, что само размещение нашего комплекса, зажатого крупным автомагистрал€ми и железной дорогой, без доступа к какому либо парку в принципе исключает по€вление гул€ющих пешеходов и поэтому неудачно.

„тобы город мог нормально функционировать, вместимость и размещение разных его Ђфункцийї нормируют и соотнос€т с плотностью населени€. Ќова€ застройка примерно на 30% плотнее старых кварталов с дворами-колодцами. —ледует порадоватьс€ за современную архитектуру: несмотр€ на увеличенную плотность солнца в новых квартирах будет больше, а дворы просторнее. ќднако вопрос состоит в том, может ли город себе позволить такую увеличенную плотность? »з первой статьи мы уже знаем, что автомобили на участке разместить невозможно, и они неизбежно будут Ђрасползатьс€ї по окрестност€м, отравл€€ жизнь сосед€м.

Ќо, кроме автомобилей, у нас есть и на другие потребности. ¬ таблице 1 представлен расчет наиболее важных показателей. ѕричем он рассчитан не на 17 тыс€ч жителей, которые. веро€тно, будут жить в этих домах, а на 13,15 тыс€ч, так как мы хотим проверить норматив и дл€ этого оттолкнемс€ от официальных данных ѕетростата. ќтчасти это оправдано тем, что приехавшие на заработки и не учтенные статистикой люди детей в школу не отправл€ют. —редн€€ площадь вычислена из общей площади квартир в городе.

таблица важнейших нормативов

“еперь попробуем найти эти удобства. »з всего списка на участке обнаружено четыре филиала детских садов общей вместимостью 375 мест, пара спортивных площадок ничтожного размера, небольша€ спортивна€ студи€ ЂYogiRoomї, подземные паркинги на 2074 места и некоторое количество открытых сто€нок. —колько именно, мы не можем узнать, дл€ этого нужны планировки, отсутствующие в свободном доступе. Ќо поскольку участки уплотнены до последней возможности, примем, что открытых парковок сделано 415 штук, так как это минимальна€ норма по ѕ««. ¬озможно, в недостроенных домах по€витс€ еще какой-нибудь фитнесс, но это не повли€ет на показатели решающим образом.

ѕровер€ть учреждени€ с доступностью 60 мин можно только в масштабах города, и мы рассмотрим эту ситуацию позже.

»з амбулаторий в радиусе доступности есть только Ђ÷ентр по борьбе со —ѕ»ƒї , детское отделение поликлиники є24 и отделение врачей общей практики от поликлиники є48 мощностью 300 посещений в смену, но это поликлиника ћосковского района. Ѕезнадежность ситуации хорошо показывает, что давно построенный дом є73 по ћосковскому проспекту на границе участка приписан к взрослому отделению поликлиники є24, удаленному более чем на 2 км.

ќбщее количество бассейнов в городе за последнее дес€тилетие выросло в два раза, но до насыщени€ еще очень далеко. »х чаще оборудуют в фитнесс-центрах, то есть коммерческих организаци€х, которые ориентируютс€ на платежеспособный спрос, и получают дотации, когда он падает. ƒо выполнени€ нормы еще строить и строить. —о спортивными залами ситуаци€ лучше, так как их устраивают в любых помещени€х. ѕлоскостных спортивных сооружений общего пользовани€ в радиусе доступности нет, самый крупный озеленЄнный участок поблизости – это Ќоводевичье кладбище. ѕарк Ђќлимпи€ї площадью 2,4 га расположен за пределами радиуса обслуживани€. ќн находитс€ среди километров жилой застройки, при этом его нормативна€ мощность – 4 тыс. жителей.

—осредоточимс€ на рассмотрении садиков и школ. Ёти объекты тщательно отслеживаютс€, по ним проще собрать статистику и произвести расчЄты. ¬ детских садах в радиусе 300 м надо было найти 427 мест, в школах все 1578 мест. ≈сли прин€ть, что типовой садик – это 140 мест, а типова€ школа – 500 мест, то надо было бы построить с нул€ 3 садика и 3 школы. ќднако таких проектов нет, а новые ученики вливаютс€ в существующие учреждени€ путем Ђуплотнени€ї. “ут есть следующие особенности. —реднее образование должны получить все дети. ѕоэтому количество учащихс€ в —ќЎ это сама€ Ђчестна€ї цифра, она показывает истинную потребность в этой услуге. Ќо при этом школа имеет мощные механизмы компенсации. ¬ первую очередь, это увеличение числа учеников в классах, организаци€ дополнительных классов и перевод на двухсменный режим работы. ƒетский садик структура менее гибка€. √руппы можно увеличивать, но нельз€ ввести вторую смену. ѕо этой причине, в случае нехватки детских садов дети просто остаютс€ дома.

јдминистративна€ техника Ђуплотнени€ї известна. «астройщик участка, дела€ жилой комплекс, высчитывает показатели и получает относительно маленькие значени€. “ем более, что он стараетс€ заложить минимальную численность проживающих. ¬ результате выходит, что стро€щемус€ дому нужно, например, 30 школьных мест. Ўколы на такое количество детей не стро€т, и застройщику надо получить справки, что близлежащие учреждени€ готовы прин€ть будущих учеников. «а справку он обычно делает что-то хорошее – покупает компьютеры, ремонтирует санузлы и т. п. “акие заведени€ дл€ выдачи справок за спонсорскую помощь в окрестност€х участка имеютс€. Ёто государственные детские сады є 104, 145, 104, 154, частные Ђ—ан скулї и ЂЅэби-клубї; школы є 307, 317, 564; филиал лице€ 373, частна€ гимнази€ Ђ—еверна€ ¬енеци€ї. ѕоэтому не удивительно, что в сезоне 2021/2022 гг норма площади участка выдержана в среднем на 58 % в детских садах и на 21 % в школах. ј норма площади зданий соответственно на 89 % у детских садов и 41 % у школ. ћы видим, что эти данные подтверждают слабую Ђсжимаемостьї детских садов. –асчетные данные даны в таблице 2.

реальна€ обеспеченность площад€ми
(2)

ѕо€снени€ к таблице 2
  1. ¬ серых €чейках информаци€ по объектам, построенным на участке.
  2. Ќормы площади зданий вз€ты по типовым проектам, рекомендованным ћинстроем к повторному применению (32с/16-249 и 490-ѕ–ћ-ќƒ†i). Ќормы площади участков вз€ты по —ѕ 42.13330 прил. ƒ*
  3. „астные заведени€ не показаны, так как достоверных данных по ним нет. »звестно, что мощность их невелика и у них нет своих земельных участков.
  4. ≈сли прин€ть норму площади участка дл€ садиков не 38 м2, а 24 м2 на одного воспитанника (как это допускают ѕ««), то показатель по обеспеченности территорией улучшитс€ на 30%.
  5. ѕревышение нормы площади помещений на 40% в новых садиках (филиалы ƒќ” є104) в реальности маловеро€тно (данные вз€ты из проектной декларации). ≈сли прин€ть 100% , то и тогда среднее выполнение норматива останетс€ высоким (80%)

¬се эти школы и садики расположены в старом фонде, куда они были втиснуты с большим трудом и, конечно, никакого резерва учебных мест под новую застройку в них никогда не было. ќбщее количество мест в ƒќ” составл€ет 759, в —ќЎ всего 2423. ћы видим, что дл€ дошкольников мест не хватает катастрофически. ћы не знаем, сколько именно мест из 759 зан€то детьми из новостройки, но даже если бы это было 100% , все равно не хватает еще 150. —о школами ситуаци€ выгл€дит несколько лучше, но они и уплотнены сильнее. Ќе будем также забывать, что строительство не закончено? и сейчас пик загрузки еще не достигнут.

≈сли комплекс будет достроен, а городска€ власть решит выполн€ть государственные нормативы, то кака€ территори€ понадобитс€ под новые учреждени€ (с радиусом до 500 м)? ƒл€ детских садов (3 штуки) понадобитс€ 1,2 га (по урезанной норме ѕ««, 24 м2 и с учетом 280 мест построенных на участке) , дл€ школ (2 шт. по 750 мест) 7,1 га, дл€ плоскостных спортивных сооружений 2,6 га и 7,9 под парки. ≈сли сложить эти площади, то получитс€ 18,8 га, которые надо добавить к площади участка (13,5 га) в радиусе до 500 м. ћы не вспоминаем про 7,6 га под автосто€нки (за вычетом существующих нам нужно 3034 места). ѕредположим, что их разместили под землей. » без этого допущени€ €сно, что задача в принципе невыполнима.

ѕри выполнении же показател€ по плотности застройки (в нашем случае дл€ 13,5 га), мы смогли бы построить не более 162 тыс. м2 в надземных этажах, включа€ школы, детские сады, магазины и
т.п. (напомним, что сейчас планируетс€ достроить до 419,5 тыс. м2 всех площадей).

»нтересно, что “—Ќ 30-306-2002 Ђ–еконструкци€ и застройка исторически сложившихс€ районов —анкт-ѕетербургаї п 7.7 по согласованию с  омитетом по образованию и на основании заключений ÷√—ЁЌ —ѕб допускаетс€ реконструкци€ существующих школ и ƒƒ” без собственных участков. ќтсюда получаетс€, что если застройщик будет строить все эти учреждени€ на участке, он потер€ет драгоценную землю. Ќо он также может согласовать с надзорными органами уплотнение существующих учреждений, и останетс€ не только с прибылью, но и в рамках закона.
“о, что это стандартна€ ситуаци€ дл€ города, хорошо известно. ѕодтверждение можно найти в статистических справочниках. (3)

√рафик на рис 1 показывает по годам, насколько увеличилось количество мест в детских садах, и сколько новых мест в течение года было построено.

соотношение дошкольников и мест

√рафик на рис. 2 показывает тот же процесс дл€
школ.

соотношение школьников и мест

ћы видим, что за последние 10 лет не было ни одного года, когда количество построенных мест перекрывало хот€ бы половину роста потребности. ¬ целом с 2011 года количество детей в дошкольных учреждени€х выросло на 117,4 тыс. мест из них 21,744 было построено, а 95,656 образовались за счет уплотнени€ в существующих учреждени€х. ѕо школам, соответственно, при приросте 166,8 тыс. мест было построено 42.443 тыс., а в существующие школы разместили 124,357 тыс. ѕоэтому, когда руководство города говорит о нехватке около 30 тыс. мест в детских садах, не очень €сно, от какой базы оно отталкиваетс€. ¬озможно, от числа неудовлетворенных запросов, а возможно – от планируемого увеличени€ спроса. ¬опрос этот сложный, так как между реальной численностью детей и расчетным количеством мест по нормативам всегда существует зазор, вызванный неравномерной возрастной структурой населени€. Ќо чтобы решить демографическую проблему, надо строить по нормативам, их дл€ этого и выводили. ѕри таком расчете нам уже к 2021 г. только в школах нужны были еще 108 тыс. школьных мест. √рафик на рис. 3 показывает, как за последние 10 лет сокращалось отставание реального числа школьных мест от расчетного(4). Ёто следствие роста рождаемости после 2000 г.

√рафик реальной и расчетной потребностей  в школьных местах .

»з наших графиков видно, что практикуема€ последние тридцать лет градостроительна€ стратеги€ была и остаЄтс€ успешной в коммерческом отношении, но ведет пр€мо в противоположную сторону от Ђкомфортного городаї.

»меть земли дл€ градостроительного маневра в центре и использовать их подобным образом похоже на поведение человека, который неожиданно получил деньги на лекарство от алкоголизма, но истратил их на очередной запой.

ƒл€ создани€ реально комфортной среды город нуждаетс€ в правильном и прочном пространственном каркасе, позвол€ющем спокойно жить и работать. ƒл€ этого надо серьезно заниматьс€ вопросом восполнени€ недостающих элементов, прин€ть соответствующую программу и выполн€ть еЄ. ѕрофессиональный подход в проектировании с этого и начинаетс€: делают анализ баланса территории и прорабатывают пути развити€ с непременным исправлением Ђполомокї.

ћожет возникнуть вопрос: что это за нормативы, если они могут быть столь сильно нарушены? ¬озможно, урбанисты советской эпохи перестарались и заложили завышенные параметры, которые по недоразумению забыли переписать? “ака€ точка зрени€ не €вл€етс€ новой (5). ƒоказать еЄ несложно: если школы функционируют с такими вопиющими отклонени€ми, то это и есть проверка практикой, котора€ показывает ошибочность нормы. Ќо на это можно заметить, что случай с учреждени€ми образовани€ прекрасно демонстрирует коварную природу урбанизма. Ќа первый взгл€д, кажетс€, что если норматив относитс€ к детским садам и школам, то и его нарушение должно сказыватьс€ на их работе. Ёто конечно отчасти правильно, так как учител€ увольн€ютс€ из-за повышенной нагрузки, городской омбудсмен просит официально разрешить вторую смену(6), а в стране уже есть школы с трем€ сменами (7) и классами в коридорах(8). Ќо качество образовани€ зависит в первую очередь от того, кто и чему учит, а не от габаритов класса. ¬еликий јристотель преподавал на улице и имел неплохие результаты. ѕоэтому не надо удивл€тьс€, что многие переполненные школы имеют прекрасный рейтинг.

 огда в школе не хватает площадей, то под сокращение попадают в первую очередь рекреации и спорт. ј, как известно, деньги, сегодн€ не вложенные в спорт, придетс€ завтра отдать врачам. ¬ педиатрии есть такой термин Ђшкольные болезниї. Ќедостаточна€ двигательна€ активность имеет следствием неправильное формирование организмаv. Ёто приводит к печальной статистике заболеваний уже в школьном возрасте, и, конечно, сказываетс€ впоследствии. ѕоэтому, не удивительно, что систематическое ухудшение ситуации с площад€ми в школах идет параллельно с ухудшением здоровь€ школьников. » ситуаци€ носит катастрофический характер. ¬ исследовани€ урбанистов эти данные попадают редко, но их тщательно собирают и исследуют медики. “ак в —анкт-ѕетербурге Ђ…за 20 лет распространенность заболеваний у детей 0Ц14 лет увеличилась на 72,0% при росте первичной заболеваемости на 70,4%ї(10).

«аостр€€ формулировку, можно сказать, что площади в школах нужны не столько дл€ зан€тий, сколько дл€ беготни на переменах.

 онечно, на здоровье вли€ют и многие другие факторы, например, компьютерные игры. Ќо тем важнее становитс€ соблюдение норм, обеспечивающих физическую активность. –езультаты обширного исследовани€ по всей стране таковы, что Ђсреди детей в возрасте 0Ч14 лет максимальные уровни общей заболеваемости по обращаемости регистрируютс€ в крупных городах… ¬ малых городах они ниже в среднем на 28%, в селе Ч на 34%ї.(11) Ёто не удивительно. ¬ провинции куда лучше услови€ дл€ физического развити€.

≈ще сложнее ситуаци€ с радиусом доступности.   работе самого учреждени€ он вообще никак не относитс€, он нужен дл€ экономии времени. Ђ«олотой стандартї – это когда дети самосто€тельно, с первого класса, добираютс€ до школы, а в малышей в садик можно быстро довести по дороге на работу и забрать, уйд€ со службы в положенное врем€. ќтказ от этого стандарта, де-факто уже случившийс€, имеет гигантское негативное вли€ние на демографию, экономику и городскую инфраструктуру. ќписывать весь букет мы не будем. ќбозначим начало: из-за невозможности устроить ребенка в близлежащие учреждени€ матери вынуждены брать оплачиваемый отпуск, хот€ из-за этого семь€ существенно тер€ет в доходах в то самое врем€, когда требуетс€ их рост. ѕоэтому не удивительно, что 61% семей шаговую доступность садиков считают главным критерием дл€ выбора учреждени€. ѕри этом, с каждым годом эта шагова€ доступность становитс€ меньше. ¬ 2007 г. пешком до садика добиралс€ 71 %, в 2017 уже 58%. ¬ ћоскве в 2019 г. на личных автомобил€х к садику привозили 24% детей.(12)

ѕон€тно, что доставка детей в отдаленные школы и садики увеличивает транспортный трафик. ¬о им€ его редукции сегодн€ разработан букет градостроительных концепций, от Ђ омпактного городаї до Ђ√орода без автомобилейї. —облюдение радиуса доступности при таком подходе строго об€зательно. » надо сказать, что это неизбежное будущее, которое придетс€ воплощать рано или поздно, но лучше начинать пр€мо сегодн€.

«аметим еще, что ходьба – это физическа€ активность. »сследовани€ показывают (13), что если дети добираютс€ в школы пешком, а по дороге есть игровые площадки, то они начинают ходить дальше. “ак вы€сн€етс€, что радиус доступности компенсирует нехватку спортзалов. “акже переживаема€ эпидеми€ поставила сокращение ежедневных рассто€ний условием снижени€ скорости заражений. –адиус доступности и здесь оказалс€ в центре внимани€.

ѕодведем итоги. ѕроект реновации провален по основным показател€м. ћы получили многократно увеличенный трафик, серьезное ухудшение экологии и грандиозную перегрузку социальной инфраструктуры. √ород, когда то славившийс€ градостроительным искусством утверждает планировки, ведущие в пропасть. ÷ена ошибки велика. —вои горькие плоды она будет приносить ежедневно, а на еЄ исправлени€ понадоб€тс€ долгие годы и огромные деньги.

Ѕолее подробные расчеты в статье по адресу: https://www.academia.edu/53310619/¬оздействие_реновации_завода_ѕетмол_на_социальную_инфраструктуру_—анкт_ѕетербурга

1 https://www.london.gov.uk/sites/default/files/housing_in_london_2020.pdf table1.14
2 –еестр экономически эффективной проектной документации // ƒокипеди€ URL: https://dokipedia.ru/document/5346600 (дата обращени€: 23.09.2021).
3 —татистические ежегодники ѕетростата: Ђ—анкт-ѕетербург в 2011 годуї и т. д.
4 –асчетное число мест вз€то от численности населени€ города по данным ѕетростата.
5 https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-seti-shkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-i-ih-territoriy-v-strukture-goroda-kazani/viewer
6 https://www.fontanka.ru/2019/03/27/036/
7 https://tass.ru/obschestvo/12075477
8 https://lenta.ru/news/2021/08/31/klasss/
9 http://www.journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/7-2017/27-34.pdf
10 —уворова ј.¬., якубова ».Ў., „ерн€кина “.—. ƒ»Ќјћ» ј ѕќ ј«ј“≈Ћ≈… —ќ—“ќяЌ»я «ƒќ–ќ¬№я ƒ≈“≈… » ѕќƒ–ќ—“ ќ¬ —јЌ “-ѕ≈“≈–Ѕ”–√ј «ј 20-Ћ≈“Ќ»… ѕ≈–»ќƒ // √игиена и санитари€. – 2017. – є96 (4). – —. 332-338
11 Ѕаранов ј. ј., јльбицкий ¬. ё., ћодестов јрсений јрсеньевич,  осова —. ј., Ѕондарь ¬. »., ¬олков ». ћ. «аболеваемость детского населени€ –оссии (итоги комплексного медико-статистического исследовани€) // «дравоохранение –‘. 2012. є5.
12 ‘илатова Ћ.ћ. ƒоступность дошкольного образовани€ // ќт универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в –оссии. – ћ.: »здательский дом ¬ысшей школы экономики, 2019
13 Janssenab I., Kingb N. Walkable school neighborhoods are not playable neighborhoods // Health & Place. – 2015. – єv. 35. – —. 66-69.

јвтор:



”же 3 мнени€ на тему “Ќеверо€тные итоги реконструкции Ђѕетмолаї. √ород без комфорта.”


  1. ƒенис says:

    ќтлична€ работа! Ќо картинка получаетс€ удручающа€.

  2. »горь √уров says:

    —пасибо за отзыв.  онечно, хорошего мало. –азобран единичный случай и далеко не самый большой. ¬ городе стро€т в год примерно в 75 раз больше, чем сдаЄтс€ на этой площадке. ¬о многих случа€х стро€т еще хуже. ¬от и прикиньте к чему дело идет.

  3. √ригорий says:

    ”бедительное подтверждение моих смутных подозрений, спасибо автору!

ќставить комментарий

¬аш email никогда не будет опубликован. ќб€зательные пол€ помечены *

≈ще про градостроительство

≈ще про экологическа€ архитектура

поделитьс€ вконтакте поделитьс€ на фейсбук
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS  арта