Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Новая этика настигла американскую архитектуру

Первая выставка в Музее современного искусства (MoMa), посвящённая “изучению связей между архитектурой и афроамериканскими и африканскими диаспорами”, отложилась из-за пандемии, но её участники не сидят без дела. Они подписали письмо с требованием удалить имя архитектора Филипа Джонсона (Philip Johnson) из любых названий из-за того, что описывается как его «широко задокументированные взгляды и действия в качестве сторонника превосходства белых».

архитектор Филип Джонсон


Дело в том, что Джонсон, который родился в 1906 году, а умер в 2005, за свою долгую жизнь успел стать не только первым лауреатом Притцкера, но и выдающимся сотрудником MoMa, где он трудился с 1932 по 1988 год, в том числе возглавляя Департамент архитектуры и дизайна (с 1932 по 1936 год, а затем снова с 1944 года по 1954 г.). Немудрено, что его имя увековечено и в MoMa, и в Гарварде, где зодчий по иронии судьбы учился вместе с Вальтером Гропиусом, бежавшем от нацизма.

Суть иронии и причина нынешних требований совпадают: Филип Джонсон был антисемитом, и не просто симпатизировал нацистам, но за счёт гитлеровского государства съездил в Германию и даже в Польшу – в качестве журналиста. Так что речь не о догадках или смутных подозрениях – Джонсон преклонялся перед Гитлером, терпеть не мог евреев и презирал чернокожих до такой степени, что удалил из своей кураторской коллекции всё, что с ними связано.

«Архитектурные работы Джонсона играют важную роль как историческое наследие», – говорится в письме. «Однако присвоение его имени неизбежно предполагает, что лауреат является образцом для кураторов, администраторов, студентов и других лиц, причастных к этим институциям». В конце послания содержится призыв не поддерживать ни MoMa, ни Гарвард, пока они не уберут имя Джонсона со всех “досок почёта” и прочих публичных мест.

Стеклянный дом архитектора Джонсона

Авторы письма, как принято у активистов BLM, хранят анонимность, но под ним сразу появились подписи 31 архитектора и проектировщика, в числе которых есть вполне известные практики и преподаватели. Газета Archpaper, опубликовавшая новость об обращении, пока не знает, какой будет официальная реакция.

Случай Джонсона важен, потому что ему есть что предъявить, и тезис о том, что человек, чьё имя увековечивается в музее или университете, должен служить для всех примером, кажется убедительным. До тех пор, пока не вспомнишь о Пушкине или Моцарте, с которых во многих отношениях современному человеку пример брать не стоит.

Автор:



уже 23 мнения на тему “Новая этика настигла американскую архитектуру”


  1. Александр says:

    Мутации мультикультурализма.

  2. Natalia Shustrova says:

    Вот совсем не уверена – ведь концепция мультикультурализма подразумевает параллельное развитие разных национальных и расовых культур, а здесь мы видим жёсткое слияние на новых правилах, имеющих обратную силу. И потом – Джонсон был , практически, нацистом, а не просто сторонником теории превосходства белых.

    • Александр says:

      Любое действие вызывает противодействие и очень часто они вместе разрушают традиции и устои общества.

  3. Natalia Shustrova says:

    Вы говорите так, будто традиции и устои должны быть неизменны)

    • Александр says:

      Поэтому их так и называют.

      • Natalia Shustrova says:

        Всё меняется, как заметил ещё царь Соломон, а традиции бывают отвратительными.
        p.s Извините за неоперативный ответ, какие-то проблемы с уведомлениями(

  4. Евгений says:

    Не понятно, как его авангардная, где то “красная” Архитектура, коррелируется с фашизмом.

    • Natalia Shustrova says:

      Я тоже совсем не понимаю, но это говорит о глубинном сходстве фашизма с советским коммунизмом, по-моему.

  5. Александр says:

    Когда разрушаются традиции, разрушается общество ( государство). Возникнет на его развалинах новое или нет зависит от того появятся новые традиции или нет и будет ли существовать их носитель. Наша страна яркий тому пример( несколько раз уничтожались традиции и Вера народов её населявших)

    • Natalia Shustrova says:

      Александр, это когда традиции одномоментно рушат под корень. А их постепенное видоизменение, невозможное без разрушения – естественный процесс, я думаю. Иначе и развитие невозможно, разве нет?

      • Александр says:

        Традиции невозможно изменить. Но их можно подменить( как в случае с Православной Верой, народными традициями подменёнными лубком ) или уничтожить как в случае с Самодержавием и Социализмом в нашей стране.

  6. Natalia Shustrova says:

    А разве обычай наряжать новогоднюю ёлку – это не видоизменённая традиция?

    • Александр says:

      Чья традиция? У язычников такой традиции не было, как не было и празднования нового года 1 января да и летоисчисление было подменено Петром 1.В России это мероприятие начали проводить в 30 годах прошлого века. Поэтому тут нет видоизменённой традиции, а есть новая мода, навязанная сверху.

  7. Natalia Shustrova says:

    Да, вы правы, это не славянская, а европейская католическая традиция, восходящая, как предполагается, к языческому майскому дереву. В таком случае можно присмотреться к пасхальной традиции жарить блины) Поговаривают, что у неё языческие славянские корни.

    • Александр says:

      С блинами, как и с яйцами и куличами на Пасху ситуация простая как и название Православной церкви это украдено у язычников с целью подмены Веры и разрушения языческих традиций( у них все эти атрибуты имели образное значение без которых это не традиция , а лубок.)

      • Natalia Shustrova says:

        Вот Вы говорите “украли”, “подмена”, но ведь так или иначе изменённые традиции прижились и держатся не на принуждении. К тому же, по вашей версии народ лишён субъектности)

        • Александр says:

          Это традиции( и смысл) другого народа и другой Веры. Как пример со свастикой в фашистской Германии.

          • Natalia Shustrova says:

            Это я прекрасно понимаю. Но ведь народ их не отторг, разве нет?

  8. Александр says:

    Ещё раз повторю это другой народ, другое государство и другие традиции( о чем и писал в начале).

  9. Natalia Shustrova says:

    Александр, мы ходим по кругу). Организм отторгает пересаженный орган или ,напротив, он приживается. Для меня именно результат – критерий, а не происхождение обычая. Взаимопроникновение традиций, их заимствование, по-моему, вполне здоровый процесс, обогащающий культуру. Но Вы, как я понимаю, совсем по-другому на это смотрите. Как же тогда Ваше увлечение архитектурой с выраженными скандинавскими или финскими корнями?)

    • Александр says:

      Вопрос в том, что вы понимаете под словом организм.В России был российский народ. После разрушения государства и традиций, возник советский народ со своими новыми традициями. После развала СССР наступило безвременье в котором есть остатки советских традиций и традиций империи.Сформируется ли новая общность людей и новые традиции- большой вопрос. Если не сформируются, то государство развалится.

  10. Александр says:

    Мне нравится национальный романтизм, но это интернациональный стиль имеющий не ярко выраженные национальные особенности( в отличии от народного деревянного зодчества).
    Проектировать в стиле народного деревянного зодчества невозможно в принципе, так как в основе его лежит образ жизни и традиции ныне утраченные.Поэтому это может быть только иллюстративный традиционализм( передающий только эмоциональную атмосферу и не более того)

    • Natalia Shustrova says:

      Мне кажется, Александр, что как художник и архитектор Вы поднимаетесь над собственными взглядами на историю, и это прекрасно)

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про editor

Еще про novosti

Еще про мнение

Еще про притцкер

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта