Блог, имеющий отношение к архитектуре, но не только к ней одной
на архитектурном портале Форма

Переход к новому музею

фото: ©Pietro Savorelli
Не прошло и пятидесяти лет, как во Флоренции открылся музей, посвященный искусству 20-го века. Точнее – два в одном: обновленное пространство старинного госпиталя Сан Паоло одновременно демонстрирует плоды художественного творчества и городскую историю – как в российском краеведческом музее, только с другим прицелом и в иной эстетике. За нее отвечает архитектурная мастерская Avatar Architettura, которая спроектировала лапидарные интерьеры, подчеркивающие, что жизнь великого города не замерла и после эпохи Возрождения. Затея для своих: туристов все равно не переубедишь, и деньги на нее собирали всем местным миром.

Ренессансная аркада в здании госпиталя Сан Паоло, Флоренция.
Крытая ренессансная аркада в здании госпиталя Сан Паоло, также известного во Флоренции как Leopoldine Schools и построенного, предположительно, в 13 веке. За окнами – залы музея Novecento, посвященные искусству 70-х, 80-х и 90-х годов двадцатого века.

Концепция

Научный куратор музея, Валентина Дженсини (Valentina Gensini) нацелилась на время, переданное в сюжете: “Многомерный музей, предлагающий посетителям уникальный персонализированный опыт: произведения искусства, инсталляции, звуки и мультимедия, конструирующие нарратив двадцатого века в ретроспективном путешествии от девяностых к авангарду начала столетия”.
архитекторы Никола Сантини (Nicola Santini) и Пьер Паоло Таддей (Pier Paolo Taddei)

Архитекторам Никола Сантини (Nicola Santini) и Пьеру Паоло Таддей (Pier Paolo Taddei) довелось превратить эту литературную фабулу в пространственную и придать отрезку времени материальность – достаточно яркую, чтобы увидеть новизну прошлого и достаточно изощренную, чтобы искусство не задохнулось в объятьях выставочного дизайна. Причем посреди самостоятельной и мощной архитектуры.

Avatar Architecture, музеографический дизайн Museo Novecento, Флоренция

Пространство

цветные туннели - переходы к залам искусства 60-х и 70-х годов 20 века

Внутреннюю структуру можно условно разделить на транзиты, залы и тупики, хотя роль и типология расходятся, а ожидаемая функция может оказаться иллюзорной. Переходы значимы не меньше, чем помещения для экспозиции, выгородки неожиданно размыкаются, пропуская через себя удивленного посетителя, и анфилады, едва зародившись, сворачиваются и поворачивают куда-то вбок.

билетная касса в интерьере музеяПо железному, под стать одноименному девятнадцатому веку, полу мы движемся от понятной гармонии к непонятной, от большой – к маленькой, но дорогой отдельным сердцам. Вопреки распространенным стереотипам авангард на сломе прошлых столетий был не десакрализацией, а попыткой придать искусству недоступную для опошления высоту, и авторы музейных интерьеров не скрывают ни отчаянья борцов с вульгарщиной, ни скромных масштабов произведенной ими революции. Поэтому Novecento похож скорее на кроличью нору из знаменитой сказки, чем на приют коллекции или, тем паче, храм культуры.

реконструкция выставки “Суперархитектура”
Реконструкция выставки “Суперархитектура”, созданной в 1966 году радикальными группами Archizoom и Superstudio. Восстановлена в 2007 Centro Studi Poltronova под наблюдением Gilberto Corretti (Archizoom Associati).

Явная метафора и скрытый план развязывают музейщикам руки. Здесь можно экспонировать любящую покой графику и презирающую стены скульптуру, можно расположить постоянные выставки и развернуть переменные, можно залить помещения ровным музейным светом или погрузить их во мрак. Архитекторы подарили кураторам гибкую, но крепкую и работоспособную систему.

стул Unico в зале Carlo Ludovico Ragghianti
Стул Unico, дизайн Marcello Ziliani, редизайн Avatar Architettura для Donati в зале художника Carlo Ludovico Ragghianti

Флоренция

Для Италии работы Ведова, Моранди или Ренато Гуттузо, вероятно, важнее, чем для остального мира, да и с Флоренцией их связывают не биографии, а стремление к возрождению, витающее в городе. И что с того – именно тут запечатлели их вклад в национальную культуру, их метафизические поиски и реальный путь сквозь фашизм к свободе. Без них, также как и без вольного флорентийского духа не могла состояться всемирная экспансия итальянского дизайна и взлет Милана. Их смелость требует, чтобы творцы интерьера пошли на риск. Что и сделали Сантини и Таддей – художники, воспевшие художников.

план Нового музея искусства 20 века во ФлоренцииЗаказчик: муниципалитет Флоренции,
Музеографический и выставочный дизайн – AVATAR Architettura (Nicola Santini and Pier Paolo Taddei) при участии Lily Kani, Julia Salas и Daniele Gualandi (муниципалитет Флоренции)
Научный куратор Valentina Gensini

Автор:

Оставить комментарий

Ваш email никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще про art

Еще про дизайн интерьера

Еще про музей

поделиться вконтакте
подписка на новостную ленту архитектурного блога RSS Карта